Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15

ЛЕВ III ИСАВР

Перенаправлено со статьи "ЛЕВ ИСАВР"
Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Имп. Лев III Исавр. Золотой солид. 717–741 гг.
Имп. Лев III Исавр. Золотой солид. 717–741 гг.
Лев III Исавр (греч. Λέων ὁ ῎Ισαυρος; до 685 - 741), византийский император (25 марта 717 - 18 июня 741), основатель Исаврийской династии (717-802), иконоборец.

Первоначальное имя - Конон Исавр (Κόνων ὁ ῎Ισαυρος), вероятно в честь исп. Конона Исаврийского (поэтому перевод, часто встречающийся в русскоязычной литературе: "Лев Исаврянин", неверен). В послании к халифу Омару (Умару) II Лев Исавр называет себя Флавианом Львом, что может быть искажением в армянском переводе, в котором сохранился этот источник, императорского имени Флавий.

Лев Исавр был по происхождению сирийцем из г. Германикия (ныне Кахраманмараш, Турция). В числе других жителей Северной Сирии семья была переселена в Месемврию (ныне Несебыр) во Фракии в 1-е царствование Юстиниана II (685-695). Когда тот возвращался из херсонской ссылки в 705 году, Лев Исавр встретил его во Фракии и преподнес в дар 500 овец. Император возвел его в ранг спафария и приблизил к себе. Клеветники обвиняли Льва Исавра в том, что он хочет завладеть престолом, но ему удалось доказать свою невиновность.

Вскоре Льву Исавру была поручена чрезвычайно сложная миссия отправиться в Аланию с целью сформировать союз против арабов. Следуя наущению Льва Исавра, аланы напали на контролируемую арабами Абасгию. Однако Юстиниан забрал предназначавшиеся для аланов деньги, которые Лев Исавр оставил в Фасисе (ныне Поти). Абасги посулили аланам 6000 номисм за выдачу Льва Исавра. Те притворно согласились на сделку, а сами тайно переправили его через Кавказские горы в Лазику. Несмотря на многочисленные опасности, Льву Исавру удалось благополучно вернуться в Константинополь.

Возможно, в 711 году он участвовал в карательной экспедиции в Херсон и принял там участие в мятеже против Юстиниана II [1].

При имп. Анастасии II (713-715) Лев Исавр становится стратигом фемы Анатолик.

В 715 году он не признал Феодосия III императором, но заключил союз со стратигом Армениака Артаваздом, за которого впоследствии выдал дочь Анну, и вел переговоры с арабами под командованием Масламы ибн Абд аль-Малика, начавшими в 716 году масштабное вторжение в Анатолию. Согласно недоброжелательным источникам, Лев Исавр обещал ему сдать Константинополь в обмен на императорский титул. Так или иначе, в результате этих переговоров Лев Исавр сумел уберечь от разграбления подчиненные ему провинции в Малой Азии. Введя Масламу в заблуждение, Лев Исавр ускользнул от врага и затем одержал победу над войсками, верными Феодосию, и в преддверии осады столицы по общему согласию был провозглашен императором, причем Феодосий по совету патриарха Константинопольского Германа I и синклита добровольно уступил ему власть.

Лев Исавр был женат на Марии, от которой имел дочь Анну, сына Константина (род. в 718) и дочерей Космо и Ирину (время рождения неизвестно).

Скончался 18 июня 741 года. Погребен в саркофаге из проконнесского мрамора в герооне Юстиниана в храме св. Апостолов в Константинополе.

Внешняя политика

После воцарения Льву Исавру немедленно пришлось заняться организацией отпора арабам, в августе-сентябре 717 году осадившим Константинополь с суши (Маслама) и с моря (старший брат Масламы халиф Сулейман). Этот поход ожидался давно, поэтому уже имп. Анастасий II приказал покинуть город всем, у кого не было запасов продовольствия на два года. Первое нападение араб. флота было отбито с помощью "греческого огня". Сухопутные силы халифата расположились во Фракии на зимовку. Зима выдалась очень суровой, так что земля в течение 100 дней была покрыта снегом. Из-за этого наступили бескормица и массовый падеж вьючного скота.

Весной к арабскому флоту прибыли подкрепления из Египта и Африки, однако египетские моряки-христиане перешли на сторону византийцев. Затем много кораблей было вновь сожжено "греческим огнем". Во Фракии арабские войска страдали от страшного голода и нападений болгар, с которыми Льву Исавру удалось заключить союз. Болгары перебили 22 тыс. арабов. В то же время византийские командиры, ведя партизанскую войну на азиатском берегу, отрезали арабский флот от источников снабжения. Преемник Сулеймана Омар II решил снять осаду, но на обратном пути его корабли настигла буря, упомянутая очевидцем патриархом Германом в благодарственной гомилии Богородице [2]. По византийским источникам, из 1800 спаслось всего 10 арабских судов, из которых 5 захватили византийцы.

Несмотря на сокрушительное поражение, арабы продолжали ежегодные грабительские рейды на византийскую территорию. Благодаря умело построенной обороне успехи их в целом были незначительны. В 726 году была взята Кесария Каппадокийская (ныне Кайсери), в 727 году захвачена крепость Атей и осаждена Никея (ныне Изник), в 730 году пала крепость Харсиан, а в 738 году - Сидерун.

Наконец, в 740 году Лев Исавр и его сын Константин V разгромили арабское войско при Акроине, а вскоре в халифате началась гражданская война, что сильно облегчило положение византийской Малой Азии. Появление у арабов в 736/7 году самозванца, выдававшего себя за сына Юстиниана II Тиверия, существенных последствий не имело.

Будучи опытным дипломатом, Лев Исавр поддерживал хорошие отношения как с болгарами, так и с хазарами. Около 731/2 года он заключил союз с хазарским каганом Вирхором, женив своего сына Константина на дочери кагана Чичак («Цветок», в крещении Ирина).

Отношения с папством в правление Льва Исавра были напряженными, поскольку он переподчинил Сицилию, Юж. Италию и диоцез Иллирик, в который номинально входила вся западная часть Балканского полуострова до Сердики (ныне София) и Фессалоники включительно, Константинопольскому Патриархату, а также провел налоговые реформы в Сицилии и Италии в ущерб папским доходам. Тенденциозные источники связывают этот конфликт с противодействием папства иконоборчеству, однако, по всей вероятности, речь шла о чисто финансово-политических мероприятиях. В 727 году Равенна и Пентаполь отпали от Византии, экзарх Павел был убит. В 735/736 году Лев Исавр направил военно-морскую экспедицию в Юж. Италию, вероятно против лангобардов.

Внутренняя политика

Первоочередной задачей Льва Исавра являлась ликвидация внутриполитической нестабильности на грани хаоса, в которой империя находилась после первого свержения Юстиниана II в 695 году.

Пока арабы осаждали Константинополь, на Сицилии стратиг Сергий, будучи уверен, что столицу неизбежно сдадут врагу, провозгласил императором Василия Ономагула. Покончив с осадой, Лев Исавр немедленно подавил мятеж (возможно, т. н. Scriptor anni 718 появился как один из пропагандистских материалов в этом контексте).

Однако сразу вслед за этим магистр Никита Ксилинит списался с Анастасием II, жившим в ссылке в Фессалонике, намереваясь вновь посадить его на престол при помощи болгар. Те вначале поддержали восстание, но затем выдали Льву Исавру Анастасия и убили некоторых других зачинщиков. Последовали казни ряда высших сановников, включая архиепископа Фессалоники.

Следующее восстание произошло лишь в 727 году, когда флот Эллады и Кикладских островов провозгласил императором некоего Косму (иконопочитательские источники также связывают эти события с иконоборчеством, скорее всего, безосновательно). Мятеж был быстро и жестоко подавлен.

Из других мероприятий Льва Исавра известны работы по восстановлению стен Константинополя после разрушительного землетрясения 26 октября 740 года, для финансирования которых был введен особый налог в размере 2 кератиев на номисму (1/12).

Феофан также сообщает, что уже в 721 года Лев Исавр приказал насильственно крестить иудеев и монтанистов [3], причем хронист, очевидно следуя своему источнику, говорит об этом бессмысленном шаге с осуждением. Халиф Омар II отправил Льву Исавру послание с призывом принять ислам [4], на которое получил ответ с категорическим отказом, сохранившийся у армянского историка Гевонда [5].

Реформа законодательства. «Эклога»

В 726 году был опубликован юридический сборник «Эклога» (ἐκλογή, букв.- «выборка»), краткий свод Корпуса гражданского права имп. Юстиниана и последующих имп. новелл. Он был призван решить следующие задачи:

  1. предоставить в распоряжение подданных обозримый сборник действующих законов на греч. языке (большая часть юридических документов была на латинском языке);
  2. учесть в законодательстве изменения, вызванные временем;
  3. как заявлено в преамбуле, сделать законы «человечнее».

«Эклога», в частности, упрощала освобождение рабов и во многих случаях вводила членовредительские наказания вместо смертной казни. Этот свод оставался в действии до второй половины IX века.

Иконоборчество

История возникновения иконоборчества в сохранившихся источниках крайне мифологизирована. В 726 году случилось сильнейшее извержение вулкана на острове Фира (Санторин). В т. н. Historia Leonis et Constantini оно интерпретировалось как знак Божия гнева на иконоборчество Льва Исавра [6], однако Феофан Исповедник и патриарх Никифор [7] поменяли причину и следствие местами, откуда и возникла версия о том, что Лев Исавр будто бы истолковал это событие как Божие наказание за почитание икон. Так или иначе, в сознании современников закрепилась хронологическая связь между извержением и первыми выступлениями Льва Исавра против икон.

Не позднее начала 780-х годов в Византии получила распространение легенда о "совращении" Льва Исавра в иконоборчество. Вначале она выглядела так: некий еврей из Лаодикии (ныне Латакия в Сирии) пришел к халифу Язиду II и пообещал, что тот будет править 40 лет, если уничтожит иконы по всем христианским церквам в своих владениях. Язид издал такой указ, но умер в том же году. Его преемник Улид (аль-Валид) предал еврея жестокой казни. Ученик колдуна по имени Висир Серандапих (Σεραντάπηχος - «40 локтей ростом»), находившийся в арабском плену и отрекшийся от христианства, после гибели учителя бежал обратно в Византию, там вошел в доверие к епископу Наколийскому и при его помощи на 11-м году правления Льва Исавра сумел соблазнить последнего ересью, опять-таки обещая долгую жизнь и правление [8].

Впоследствии эта история претерпевала различные изменения [9] и в конце концов приняла совершенно сказочную форму в "Послании трех восточных патриархов имп. Феофилу" [10]. В сочинении рассказывается, как два еврейских чародея, бежавшие из халифата после смерти Язида, встретили где-то в Исаврии бедного юношу Конона, предсказали ему восшествие на престол и выманили клятвенное обещание уничтожить иконы, если предсказание сбудется. Изначально легенда создавалась с целью очернить не самого Льва Исавра, а одного из его ближайших помощников, родоначальника влиятельного клана Серандапихов (в родстве с которым, в частности, была имп. Ирина) - доместика схол Висира. Это отражало противостояние при Льве Исавре старой и новой знати. Представителем второй и был активный сторонник иконоборчества Висир, тогда как к первой принадлежал патриарх Константинопольский Герман I, противостоявший религиозной политике Льва Исавра (стремление дискредитировать Германа проявляется уже в т. н. Scriptor anni 718, где сообщается, что он поддержал рецидив монофелитства при имп. Вардане Филиппике в 712).

Сохранившиеся источники единодушны в том, что к активным действиям Лев Исавр перешел на 10-й или 11-й год правления, т. е. в 726 году (тогда же появилась и «Эклога»). Вероятно, все это время он занимался консолидацией и легитимизацией своей власти, чтобы затем потеснить старую аристократию с ее доминирующих позиций не только в светской, но и в церковной сфере. Однако информация о каких-либо конкретных мероприятиях Льва Исавра против иконопочитания крайне скудна. Феофан сообщает, что император приказал снять икону Христа над Халки, парадными воротами имп. дворца, причем возмущенные православные, в основном женщины, убили чиновника, исполнявшего это повеление, за что претерпели мученическую кончину. Историчность этого эпизода сомнительна, но изображение, по-видимому, все же существовало и действительно было убрано.

Лев Исавр настойчиво, но тщетно добивался от патриарха Германа официального осуждения культа священных изображений вплоть до 730 года, когда святитель сам оставил кафедру, заявив, что не может провозглашать вероучительные определения без Вселенского Собора. Патриархом стал синкелл Германа Анастасий, которого Лев Исавр мог легко контролировать, но больше ни о каких иконоборческих действиях императора не известно. Так, даже из патриаршего дворца иконы были убраны лишь при патриархе Константинопольском Никите I Славянине в 776 году. Сообщение о том, что Лев Исавр издал некий указ, запрещавший почитание икон, на который и хотел получить согласие Германа, в современной науке признаётся не заслуживающим доверия.

Главное значение событий 726-730 годов заключалось в том, что император, выдвинув некоторые предложения в области церковного устройства, относившейся к компетенции патриарха, сумел добиться их принятия и тем самым резко сместить баланс политического влияния в пользу государственной власти. Тем не менее сам факт того, что Германа не удавалось заставить уйти вплоть до 730 года, свидетельствует об институциональной силе Патриархата. Сохранились два послания папы Григория II ко Льву Исавру, которые в дошедшем до нас виде, несомненно, неподлинны, но восходят к реальным документам. Во втором из них папа отвечает на будто бы сделанное императором Львом заявление: "Я - император и священник", признавая за императором в некотором смысле священническое достоинство, но, разумеется, категорически отрицая его право вмешиваться в догматические вопросы.

Иконоборчество Льва Исавра обличал также прп. Иоанн Дамаскин (3 Слова в защиту св. икон). Впоследствии появилась легенда о том, что Лев Исавр будто бы сжег училище в Константинополе, в котором преподавал «вселенский учитель» с 12 помощниками и где хранились книги и царские уставы, поскольку эти мудрецы не согласились присоединиться к иконоборческой ереси.

Источники

Основная информация о Льве Исавре восходит к двум утраченным сочинениям: гипотетическое название первого - Scriptor anni 718 [11] и также гипотетическое название второго - Vita Leonis et Constantini. Первое, апологетическое по отношению ко Льву Исавру сочинение излагало византийскую историю с воцарения имп. Юстиниана II (685) до окончательного снятия арабской осады с Константинополя в 718 году, одновременно повествуя о карьере Льва Исавра (не исключено авторство самого императора [12]). Второе, антииконоборческой направленности и соответственно враждебное Льву Исавру, представляло собой описание царствований его самого и его сына имп. Константина V и начиналось с краткой биографии Льва Исавра до воцарения. Прямой доступ к этим источникам имели патриарх Константинопольский Никифор I (использовал их в «Бревиарии» и «Антирретиках»), хронист прп. Феофан Исповедник («Хронография») и хронист Георгий Амартол («Краткая хроника», первоначальная версия 846/7 г., сохранившаяся в ркп. Paris. Coislin. 305 и в слав. «Летовнике»).

В житийной литературе Лев Исавр, как иконоборец, изображается неизменно в отрицательном свете.

Литература

  • Acta Martyrum Constantinopolitanorum // ActaSS. Aug. Vol. 2. P. 434-447
  • Ioan. Damasc. Adv. Const. Cabal.
  • Ioan. Damasc. De imag. II 16, 18
  • Niceph. Const. Chronogr. P. 100, 105, 119
  • Cedrenus G. Сomp. hist. Vol. 1. P. 785, 787, 788-802
  • Zonara. Epit. hist. Vol. 2. P. 248-264
  • Sym. Log. Chron. P. 180-186
  • Theodoros Scutariotes. Σύνοψις Χρονική // Σάθας. ΜΒ. 1894. Τ. 7. Σ. 120-123, 136
  • Schreiner P. Die byzantinischen Kleinchroniken. W., 1975. Bd. 1. S. 44, 136
  • Mich. Glyc. Annales. P. 520-522
  • Duffy J., Parker J., ed. The Synodicon Vetus. Wash., 1979. P. 122-124
  • Append. 2. P. 190, 191, 194
  • Vita Germani patriarchae [BHG, N 697]. Cap. 12, 13-27
  • Suda. III 176
  • Patria CP. T. 2. P. 198; T. 3. P. 219, 226, 251, 253, 27
  • Bury J. B. A History of the Later Roman Empire From Arcadius to Irene (395 A.D. to 800 A.D.). L., 1889
  • Schenk K. Kaiser Leons III: Walten im Innern // BZ. 1896. Bd. 5. S. 257-301
  • Gero S. Byzantine Iconoclasm during the Reign of Leo III, with Particular Attention to the Oriental Sources. Louvain, 1973
  • Alexander P. Religious Persecution and Resistance in the Byzantine Empire of the VIIIth and IXth Centuries: Methods and Justifications // Speculum. Camb. (Mass.), 1977. Vol. 52. N 2. P. 238-264
  • Stein D. Der Beginn des byzantinischen Bilderstreites und seine Entwicklung bis in die 40er Jahre des 8. Jh. Münch., 1980
  • Leo III // ODB. Vol. 2. Col. 1208-1209
  • Treadgold W. T. A History of the Byzantine State and Society. Stanford, 1997. P. 342-357, 370, 375-397, 411, 424, 432, 461, 907, 941
  • PMBZ, N 4242
  • Afinogenov D. A Lost 8th Cent. Pamphlet against Leo III and Constantine V? // Eranos. Oslo, 2002. Vol. 100. P. 1-17
  • Afinogenov D. The Source of Theophanes' «Chronography» and Nikephoros' «Breviarium» for the Years 685-717 // ХB. Н. c. 2006. Т. 4(10). С. 3-14
  • Afinogenov D. The History of Justinian and Leo // La Crimée entre Byzance et le Khaganat khazar / Éd. C. Zuckerman. P., 2006. P. 181-200
  • Афиногенов Д. Е. Источник рассказа о крымских событиях 705 и 711 гг. в «Хронографии» Феофана Исповедника // МАИЭТ. 2006. Вып. 12. С. 602-614
  • Afinogenov D. Mnogosloћnyj Svitok: the Slavonic Letter of the Three Patriarchs to Emperor Theophilos. P., 2014. Р. 86-98.

Использованные материалы



[1]  Афиногенов. 2002

[2]  Grumel V. Homélie de Saint Germain sur la délivrance de Constantinople // REB. 1958. T. 16. P. 183-205

[3]  Theoph. Chron. P. 401

[4]  Theoph. Chron. P. 399

[5]  Гевонд. История халифов вардапета / Пер. с арм.: К. Патканов. СПб., 1862. Гл. 7

[6]  Afinogenov. 2002. P. 7. N 24

[7]  Theoph. Chron. P. 404; Niceph. Const. Brev. hist. P. 128

[8]  Afinogenov. 2002

[9]  ср.: Theoph. Chron. P. 401-402; Niceph. Const. Antirrheticus III: Adversus Constantinum Copronimi // PG. 100. Col. 528D-532A

[10]  Afinogenov. 2014. P. 84-94

[11]  Afinogenov. The Source of Theophanes «Chronography». 2006; Idem. The History of Justinian and Leo. 2006

[12]  Bury. 1889. P. 375, 381

Редакция текста от: 12.12.2022 03:18:53

"ЛЕВ III ИСАВР" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google