Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15

ЛЕОНТИЙ (ВИМПФЕН)

Перенаправлено со статьи "ЛЕОНТИЙ (ФОН ВИМПФЕН)"
Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Еп. Леонтий (фон Вимпфен)
Еп. Леонтий (фон Вимпфен)
Леонтий (Вимпфен) (1872 - 1919), епископ б. Енотаевский, священномученик

Память 23 июня (РПЦЗ [1]) и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской (РПЦЗ [1])

В миру фон Вимпфен Владимир Федорович [2], родился в 1872 году в деревне Питерия. Родители его были представителями древних знатных родов: отец Федор Владимирович происходил от немецких баронов фон Вимпфен и проживая в России, продолжал оставаться подданным Германской империи, а мать - Любовь Петровна, принадлежала к московским дворянам из фамилии Воейковых. По вере своего отца, будущий владыка был крещен в лютеранство, с именем Леопольд, и уже в сознательном возрасте перешел в Православие. Позже и его отец, под влиянием своего сына, принял Православную веру.

Окончил Пензенскую гимназию.

В 1896 году поступил в Казанскую духовную академию.

В 1897 году принял монашество.

В 1898 году рукоположен во иеромонаха.

В 1898 году принимает Российское подданство.

В 1900 году окончил академию со степенью кандидата богословия и назначен помощником смотрителя Уфимского духовного училища.

В 1902 году перешел на миссионерскую деятельность и уехал в Китай в Пекинскую духовную миссию, где подвизался под руководством известного миссионера архимандрита Иннокентия (Фигуровского). Стал первым настоятелем Благовещенского храма в Харбине.

В 1903 году вернулся в Россию и назначен помощником смотрителя Вольского духовного училища.

В 1904 году назначен инспектором Курской духовной семинарии.

В 1906 году - настоятель посольской церкви в Афинах и возведен в сан архимандрита.

28 сентября 1914 года хиротонисан во епископа Чебоксарского, второго викария Казанской епархии. Хиротония состоялась в Казани.

С 12 февраля 1915 года - епископ Ереванский, викарий Грузинской епархии и штатный член Грузино-Имеретинской Синодальной Конторы.

С 24 марта 1916 года - епископ Кустанайский, викарий Оренбургской епархии.

С 16 декабря того же года - епископ Петровский, викарий Саратовской епархии.

Был человеком совершенно нестяжательным и ни кому не отказывающим в помощи. Помогал он и материально и духовно – своим пастырским словом, стараясь утешить всякого приходящего к нему. Имея необычайное сострадание, он не боялся вступаться за обиженных, идя порой даже на конфликты с власть предержащими. Но искренняя ревность к справедливости превращалась порой у владыки в ревность не по разуму, что особенно проявилось в Саратове. Здесь епископ Леонтий, недовольный некоторыми действиями своего правящего архиерея – архиепископа Палладия (Добронравова), попытался добиться его смещения с кафедры. Но вследствие этой борьбы сам епископ Леонтий был уволен.

Указом Святейшего Синода от 5 мая 1917 года уволен за штат с назначением ему местопребывания в Астраханском Покрово-Болдинском монастыре.

2 сентября [3] 1917 года назначен епископом Енотаевским, викарием Астраханской епархии.

Когда епископ Митрофан (Краснопольский) отбыл в августе 1917 года в Москву на Всеросийский Поместный собор, епископ Леонтий стал фактически правящим архиереем. Все три сессии Поместного Собора, длившегося до сентября 1918 года он выполнял эти обязанности.

Конфликт викария Леонтия с правящим архиереем

Между ним и епископом Митрофаном (Краснопольским) начинало проявляться сильное непонимание. Касалось это в основном отношения обоих архиереев к установившейся в то время в России Советской власти. Владыка Митрофан относился к этой власти с недоверием, видя в первых её попытках давления на Церковь предвозвещение о грядущих гонениях. Он считал, что ни каких уступок Советской власти со стороны Церкви делать нельзя. Владыка же Леонтий относился к существующей власти вполне лояльно – считал, что сотрудничать с ней можно. Он воспринимал некоторые лозунги большевиков конкретно, искренне заблуждаясь в возможности их осуществления.

Правда долгое время личное непонимание между архиереями не выплескивалось наружу. Владыка Леонтий принимал епископа Митрофана в январе 1918 года в Ивановском монастыре в своих покоях, когда тот был изгнан военными властями из архиерейского дома в Кремле. Вместе, оба архиерея совершали объезд епархии и участвовали в съезде духовенства в г.Черном Яру. Вместе они возглавляли крестный ход, состоявшийся 18 февраля 1918 года в г.Астрахани, выражавший собою протест верующих против декрета Советской власти об отделении Церкви от государства.

Однако именно личное отношение епископа Леонтия к декрету об отделении Церкви от государства, а также и то, что часть астраханской паствы хотела видеть его своим правящим архиереем вместо владыки Митрофана и стали причинами конфликта владык Леонтия и Митрофана.

Архиепископ Митрофан стоял по отношению к декрету об отделении Церкви от государства, на позиции Святейшего Патриарха Тихона, которая хорошо была выражена в постановлении Всеросийского Поместного Собора от 25 января 1918 года: «Всякое участие как в издании сего вреждебного Церкви узаконения, так и в попытках провести его в жизнь несовместимо с принадлежностью к Православной церкви и навлекает на виновных лиц православного исповедания тягчайшие кары церковные вплоть до отлучения от Церкви».

И вот, 4 сентября 1918 года, в то время когда архиепископ Митрофан находился в Москве, на третьей сессии Поместного Собора, епископ Леонтий составил послание «К Православному населению», где в частности говорилось:

«Как местный епископ считаю своим долгом обратиться к православному населению г.Астрахани и Астраханского края с нижеследующими строками. В один из ближайших дней в церквах должен быть прочтен декрет народных комиссаров об отделении Церкви от государства. Декрет этот является осуществлением и удовлетворением давно назревших и самых больных вопросов во взаимоотношениях государства и Церкви, требующих полного раскрепощения религиозной совести народа и освобождения Церкви и её священнослужителей от ложного положения».

Епископ Леонтий не просто принимал декрет, но и приветствовал его, что было вовсе не следствием его страха перед властями или исканием своей выгоды, а следствием все того же заблуждения, по которому он видел в Советской власти благо и принимал её постановления с искренней простотой за чистую монету.

Архиепископ Митрофан узнав о таких действиях своего викария, посчитал их за превышение данных ему полномочий и направил это дело на архиерейский суд. Святейший Патриарх Тихон и архиерейский собор рассмотрев дело посчитали необходимым вызвать епископа Леонтия в Москву, но епископ Леонтий не получил здесь в Астрахани разрешение на выезд, о чем телеграфировал в Москву. Заслушав эту телеграмму патриарх и архиерейский собор определили, что так как епископ Леонтий не предоставил достаточных данных для неявки в Москву и поэтому, как неисполнивший волю патриарха, должен быть отлучен с запрещением священнослужения и немедленно устранен от викариатства. Решение это было вынесено 26 сентября 1918 года, накануне праздника Воздвижения Честного Креста Господня. Правда, приговор об отлучении был отсрочен, по личной просьбе архиепископа Митрофана, на две недели, в которые епископ Леонтий должен был прибыть в Москву.

Решение архиерейского собора вызвало в Астрахани целую бурю возмущения. Астраханцы, за столь короткое время успевшие полюбить епископа Леонтия, встали на его защиту. Целые делегации от прихожан направлялись к архиепископу Митрофану, прося его о прекращении дела и об умиротворении. Но владыка Митрофан отвечал, что решение этого вопроса зависит теперь только от патриарха. Меж тем местные власти вновь отказали епископу Леонтию в разрешении на поездку в Москву и над ним нависла неминуемая угроза запрещения в священнослужении и отлучения. Это обстоятельство возбудило в Астрахани настоящую церковную смуту, где многочисленные чада епископа Леонтия, подогреваемые неуемными «борцами за свободу церковную», стали выступать против своего правящего архиерея – архиепископа Митрофана.

В местной прессе, под видом защиты епископа Леонтия «от мракобесов в церковных рясах» была развернута целая компания травли против архиепископа Митрофана, которого объявляли и «черносотенцем», и «монархистом», и «другом Распутина». Сам же епископ Леонтий, видя такое смятение, опубликовал в местной прессе свое обращение к православному населению, где говорилось:

«По случаю полученного мною указа Патриарха и Собора о немедленном устранении меня, мне были за эти дни выражены массовые соболезнования, тем более, что указ заключает в себе угрозу отлучения и запрещения в священнослужении. Безмерно благодарю дорогих прихожан и богомольцев за выраженные чувства. Убедительно прошу сохранять мир, так как я беспрекословно подчиняюсь распоряжениям устранившей меня высшей церковной власти и не хочу кругом себя какого-либо шума в такое время».

Несмотря на просьбу владыки его неумеренные сторонники 20 октября 1918 года организовали в Иоанно-Предтеченском монастыре общее собрание «для обсуждения вопроса об отрешении епископа Леонтия от должности». О собрании было широко оповещено в местной прессе, почему и народу на него собралось довольно много - от 3.5 до 4 тысяч человек, эмоции на собрании выплескивались через край. Результатом собрания явились посланная Патриарху телеграмма и отправленная в Москву делегация мирян.

Епископ Леонтий, как мог, пытался остановить своих чересчур зарвавшихся почитателей и к величайшему разочарованию властей, предвкушавших церковную революцию, все и закончилось. Новых «митингов» больше не собирали. Делегация, отправившаяся в Москву, на прием к Патриарху, смогла смягчить указ от 26(13) сентября и епископ Леонтий не был лишен сана и не был запрещен в священнослужении, хотя и был смещен с должности викария, с оставлением его в должности управляющего Иоанно-Предтеченским монастырем.

Упоминается еп. Царёвским [4] с 1918 года до своего ареста, но подтверждения этому в доступных биографиях не найдено.

Арест и кончина

После отступления с Северного Кавказа XI–й Красной армии, Астрахань, с начала 1919 года, была переполнена больными ранеными красноармейцами. Людей косил сыпняк, все военные госпитали были переполнены и ещё не хватало мест. Раненых и инвалидов с первой мировой войны просто выписывали на улицу, чтобы на их место разместить больных красноармейцев.

Епископ Леонтий созвал совещание «Союза религиозный общин», где присутствовали представители всех городских и пригородных приходов. На этом совещании решено было обратится к православному населению с призывом «оказать помощь раненным и больным воинам» старой и советской армии. Воззвание оканчивалось ссылкою на Евангелие: «Помните слова Христа: «Я был наг и вы не одели Меня, был болен, и вы не посетили Меня». Напечатано это было в советской прессе и вызвало большое озлобление у местных военных властей. Председатель Губчека Атарбеков решил, что ссылка на Евангелие сделана для подрыва авторитета Советской власти. Он доложил свои соображения председателю Ревкома Кирову и тот вполне согласился с соображениями председателя Губчека, приказав: «действуй».

7 июня 1919 года епископ Леонтий был арестован. Арест происходил ночью и владыку забрали прямо из его келии в Ивановском монастыре. Одновременно в доме настоятеля Троицкой городской церкви отца Григория Степанова, был арестован и архиепископ Митрофан (Краснопольский). Оба архиерея были арестованы без всякой вины, хотя официально им и было предъявлено амбициозное обвинение в организации широкомасштабного белогвардейского заговора с целью отравить весь высший командный состав Красной армии цианистым калием.

В деле сохранились и два протокола допроса епископа Леонтия. Первый написан очень сдержанно. В нем владыка категорически отвергает какое либо свое участие в выступлениях против Советской власти, также опровергая слухи об участии в заговоре знакомых ему лиц. Второй же допрос резко отличается от первого. Его вместо простого следователя вел сам Атарбеков. Здесь епископ Леонтий вдруг признается в существовании какой-то контрреволюционной организации, во главе которой стоял архиепископ Митрофан. Создается впечатление, что протокол допроса был сфабрикован (так резко он отличается от первого). К делу были пришиты и два варианта какой-то записки, где сверху, совсем другим почерком, было приписано «Записка Леонтия». В этих записках поливается грязью архиепископ Митрофан, объявленный «крупной реакционной личностью». Вызывает большое сомнение подлинность этих «записок», вероятнее всего сфабрикованных для поддержания вероятности дела.

6 июля 1919 года был расстрелян по приказу Кирова за воззвание к народу с призывом оказать помощь раненым и больным воинам и старой и советской армии. Зверски убит во дворе Астраханской ЧК вместе с архиепископом Митрофаном (Краснопольским). Перед казнью владыки примирились и испросили друг у друга прощения.

Почитание

За огромные деньги тела убитых архиереев тайно были получены от извозчиков-похоронщиков и похоронены возле Покрово-Болдинского монастыря. В 1930 году кирпичный памятник на их могиле был разрушен для пресечения паломничеств.

На Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви Заграницей в 1981 году был прославлен в числе новомучеников и исповедников Российских как новосвященномученик [1].

Труды

  • Речь при наречении его во епископа Чебоксарского, вик. Казанской епархии. "Приб. к "ЦВ" 1914, № 41, с. 1744.

Литература

  • "Церк. Вед." 1914, № 29, с. 340.
  • -"- 1915, № 8, с. 59.
  • -"- 1915, № 9, с. 71.
  • -"- 1915, № 44, с. 502.
  • -"- 1916, № 15-16, с. 105, 111.
  • -"- 1917, № 1, с. 1.
  • -"- 1917, № 38-39, с. 332.
  • "Приб. к "ЦВ" 1914, № 29, с. 1309.
  • "Прав. Собес." 1902, февраль, с. 66, 73.
  • -"- 1902, апрель, с. 123.
  • -"- 1904, декабрь, с. 1159.
  • -"- 1915, февраль, с. 373.
  • "Изв. Каз. Еп." 1914, № 30, с. 913.
  • -"- 1914, № 37, с. 1117.
  • -"- 1914, № 39, с. 1185-1191.
  • -"- 1914, № 46, с. 1439-1450.
  • "Состав Св. Прав. Всер. Син. и Рос. Церк. Иерархии на 1917 г.", с. 210, 211.
  • ФАМ II, № 48, с. 7.
  • A. Ilicev, Mitrofan - Archiepiskop Astrachanskij (v poslednie gody zizni), in: Vest.russ.chr.dv. 116(1975)200-224; franz. in: Messager Orthodoxe 72(1976)24-49.
  • Regel'son 524.
  • M. Pol'skij, Novye muceniki I, 71, 178.
  • Поздняев, Дионисий, свящ., "Церковная жизнь в Маньчжурии в начале ХХ века," Китайский благовестник, 1999, № 2:

Использованные материалы



[1]  Список Новомучеников и Исповедников Российских (утверждён Архиерейским Собором РПЦЗ в 1981 г.), http://sinod.ruschurchabroad.org/Arh Sobor 1981 spisok novom...htm.

[2]  По др. источникам - Николаевич.

[3]  Основная версия - по БД ПСТГУ, http://www.pstbi.ru/bin/nkws.exe/no_dbpath/ans/newmr/?HYZ9EJ...pnl. Страница сайта Русское Православие указывает основную дату как 5 сентября, с примечанием что версия о 2 сентября, приведенная в ММЛ "РПИ" - "неверна". См. http://www.ortho-rus.ru/cgi-bin/or_file.cgi?3_6328.

[4]  http://www.ortho-rus.ru/cgi-bin/or_file.cgi?3_5107

Редакция текста от: 08.09.2018 16:36:08

"ЛЕОНТИЙ (ВИМПФЕН)" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google