Антоний (Платковский) (1682? - 1746), архимандрит, начальник второй Пекинской духовной миссии, один из первых китаеведов России
В миру Платковский Андрей Германович, родился в 1682 (?) году в семье казака, ставшего священником в Киеве.
В 1701-1710 годах учился в киевских школах. После переезда в 1710 году в Москву к родной тетке Екатерине Борзаковской (монахине, жившей в доме царевны Екатерины Алексеевны) в связи с болезнью в 1712 году он был пострижен в монашество с именем Антоний.
Служил в московском Богоявленском монастыре, затем в Заиконоспасском московском монастыре, в 1715-1719 годах - в Тобольске в сане иеродиакона. С 1719 года - в свите тобольского (сибирского) митрополита Филофея (Лещинского) в качестве архидиакона.
Из Тобольска был переведен в Восточную Сибирь, возведен в сан архимандрита и назначен настоятелем иркутского монастыря Вознесения Господня.
С 1720 года, по настоянию тобольского митрополита Филофея, служил в Монголии у правителя-хутухта, затем - в Китае в составе свиты посла Л. В. Измайлова.
По возвращении в Москву вновь отправился в Иркутск настоятелем Вознесенского монастыря для организации «мунгальской школы» с целью подготовки переводчиков-монголистов. Он составил устав школы, собрал учеников, нашёл учителя и обустроил помещение. Также он убрал с монастырских земель питейные заведения [1].
По рекомендации российского посла С. Л. Владиславича-Рагузинского в 1727 году архим. Антоний был назначен главой 2-й русской духовной миссии в Пекине, вместо свт. Иннокентия (Кульчицкого). Некоторые источники прямо обвиняют архим. Антония в интригах против святителя [2]. Необходимо отметить, что уже при отправке русского посольства графа Владиславича-Рагузинского в Китай Антоний Платковский изначально рассматривался русскими светскими и духовными властями как альтернативная фигура в случае необходимости замещения кандидатуры Иннокентия [3].
Глава 2-й миссии прибыл в Пекин намного позже запланированного, что было обусловлено его нежеланием возглавлять миссию. По прибытии в Пекин 16 июня 1729 года архимандрит Антоний в тот же день высказал чиновникам Лифаньюаня («мунгальского приказа») своё желание вернуться в Россию. Подобную просьбу он повторял 9 июня 1730 года, 14 января 1731 года, 20 и 31 июля 1732 года, 11 мая 1733 года.
Считается, что кандидатура главы 2-й миссии была подобрана крайне неудачно. Во многом такая оценка обусловлена сложными отношениями между еп. Иннокентием (Кульчицким) и о. Антонием (Платковским), а также своевольным, нравом последнего, совершенно неподходящим для главы православной миссии в таком государстве, как Цинская империя. За относительно короткий срок пребывания главой миссии в Пекине архимандрит Антоний умудрился не только до предела осложнить свои отношения с цинскими властями, но и перессориться как с членами своей (2-й) миссии, разместившейся на посольском дворе, так и с остатками состава 1-й миссии, которая квартировала на албазинском подворье.
По прибытии в китайскую столицу о. Антоний обратил внимание светских членов миссии на изучение восточных языков, тем более что Коллегией иностранных дел ему предписывалось "трудиться с наивящею прилежностью о обучении обретающихся в Пекине российских 6 человек - учеников китайского и маньчжурского языков". Занявшись восточными языками и даже приступив к переводу катехизиса на китайский язык, архим. Антоний через два года подготовил китайско-латинский словарь и отправил его в Россию в июле 1734 года с дипкурьером С. Петровым. Подготовку маньчжурско-китайского словаря ему пришлось приостановить из-за приезда в Пекин в 1736 году российского представителя Л. Ланга, с которым ранее у архим. Антония произошла «казенная ссора» из-за денег для членов миссии. Основываясь на выкраденных у о. Антония личных записях, содержавших критические суждения о знакомых ему лицах (от его подчиненных до начальствующих), Ланг под видом разбирательства жалоб на главу миссии произвел пристрастное «дознание», в результате которого архим. Антоний был обвинен в различных проступках, подвергнут телесному наказанию и в мае 1737 году выслан из Пекина.
По приезде в Санкт-Петербург архимандрит был отдан под суд по обвинениям в разорении иркутских монастырей и растрате денег, отпущенных на постройку церкви в Пекине. Церковный суд окончился 9 января 1741 года, его лишили священного сана, а его имение было конфисковано, но ему сохранили монашеский сан, с дозволением жить в Троице-Сергиевом монастыре, В 1742 году Антоний был назначен казначеем лавры. В 1744 году монастырь посетила императрица Елизавета Петровна. Узнав о злоключениях архим. Антония, она повелела восстановить его в прежнем сане.
27 декабря 1744 года о. Антоний был назначен настоятелем Данилова Нового переславль-залесского монастыря.
Иркутские епархиальные ведомости в 1863 году характеризовали архим. Антония как "человека, глубоко нравственно испорченного, и до невероятия корыстолюбивого" [4].
Литература
- [Адоратский П. С.] Православная миссия в Китае за 200 лет ее существования: Опыт церк.-ист. исслед. по архивным материалам иером. Николая. Каз., 1887. Вып. 1 (1685-1745). С. 111-140;
- Хохлов А. Н. Поездка дипкурьера Афанасия Соловьева в Пекин в 1732 г.: Материалы дипкурьеров как источник по истории рус.-китайских отношений в XVIII в. // Общество и государство в Китае: 8-я науч. конф.: Тез. и докл. М., 1977. Ч. 2. С. 21-40.
Использованные материалы
- Хохлов А. Н., "Антоний (Платковский)" // Православная энциклопедия, т. 2, с. 637
- Головин С. А., Российская духовная миссия в Китае : исторический очерк / С. А. Головин ; БГПУ. - Благовещенск, 2013.
[1] Монахиня Вера, Вторая Русская Духовная Миссия в Китае (Отрывок из работы "Православие и Русская Духовная Миссия в Китае"), http://internetsobor.org/avtorskaya-kolonka/stati/avtorskaya...tae
[2] Назначение в Пекин архимандрита Антония Платковского начальником Миссии // Иркутские Епархиальные Ведомости. 1863. Прибавление , №21, с. 297-301, http://pravoslavnoe-duhovenstvo.ru/library/material/2551/; Варфоломей [Городцов], архиеп. Сибирские святители-чудотворцы // ЖМП. 1948. № 2. с. 31-39, http://www.jmp.ru/ya43.php?ys=48&my=02&rm=STAT&sr=480206
[3] Из постановления Синода (1726): «Ежели препятствия никакого от стороны китайской не воспоследует, со оным графом ехать туда обретающемуся в сибирской губернии, в Иркутском монастыре, Иннокентию, епископу Переяславскому. А ежели ево, архиерея, туда не допустят, то ехать с ним, графом, онаго Иркутского монастыря архимандриту Антонию Платковскому, и в бытность тамо годовое ему для пропитания и протчих потреб жалованье получать от иностранной коллегии, по азсмотрению, без оскудения, о чем в ту коллегию и указ августа 26 [1726 г.] послан».
[4] Назначение в Пекин архимандрита Антония Платковского начальником Миссии // Иркутские Епархиальные Ведомости. 1863. Прибавление , №21, с. 297-301, http://pravoslavnoe-duhovenstvo.ru/library/material/2551/