Порт-Артурская икона "Торжество Пресвятой Богородицы" |
Празднование 16 августа - в день перенесения Нерукотворного образа Иисуса Христа, 11 декабря (РПЦЗ [1])
Описание
Образ был изготовлен точно в соответствии с видением матроса Феодора (см. ниже). На нем эмалированной вязью написано: "В благословение и знамение торжества христолюбивому воинству Дальней России от святых обителей Киевских и 10000 богомольцев и друзей." Образ вместе с резной рамой составлял 2 аршина 1 1/2 вершка (ок. 149 см) в высоту и 1 1/2 аршина (ок. 107 см) в ширину. Размеры иконы без рамы: высота - 1 3/4 аршина (ок. 124 см), ширина - 1 аршин 1 1/2 вершка (ок. 77 см).
История
Возможно Порт-Артурская икона Божией Матери — первая чудотворная икона явленная в XX веке.
За два месяца до начала Русско-Японской войны 1904-1905 годов, 11 декабря 1903 года, в Киево-Печерскую Лавру, в Дальние пещеры, пришел поговеть из Бессарабской губернии старик-матрос Феодор, участник обороны Севастополя. Он поведал что усердно молился о русском флоте в Порт-Артуре (ныне Люйшунь в Китае) и однажды во сне ему было видение: стоящая спиной к заливу моря Пресвятая Богородица, держащая в руках продолговатый плат с сиреневой каемкой, на котором был запечатлен Нерукотворный лик Спасителя. Хитон Божией Матери был синим, а верхнее одеяние - коричневым. Обе стопы Ее попирали обнаженные и отточенные обоюдоострые мечи. С правой стороны над ликом Богородицы находился Архистратиг Михаил, с левой - Архангел Гавриил. Над Нею ангелы держали в облаках царскую корону, увенчанную перекрещивающимися радугами с крестом наверху. Еще выше Бесплотные Силы поддерживали облака, на которых восседал Господь Саваоф; над ним была надпись по сиянию: "Да будет едино стадо и един Пастырь". Богородица успокоила пораженного страхом матроса и сказала ему:
С началом Русско-Японской войны в феврале 1904 года были собраны добровольные пожертвования на изготовление иконы по пятаку с человека. Написание образа доверили известному киевскому живописцу П. Ф. Штронде который отказался от гонорара и работал около четырех недель, под личным надзором матроса Феодора. На Страстной седмице при громадном стечении народа образ был освящен и отправлен в Санкт-Петербург, на попечение адмирала Владимира Павловича Верховского.
Верховский мог с легкостью сразу направить икону по назначению, но промедлил и стал выставлять икону на всеобщее обозрение в Санкт-Петербурге, заказал с нее список. Лишь летом 1904 года икона была доставлена на Дальний Восток. Святая императрица Мария Феодоровна поручила доставку иконы в Порт-Артурский собор начальнику Тихоокеанской эскадры вице-адмиралу Н. И. Скрыдлову, который также медлил с этим. По прибытии во Владивосток вице-адмирал обратился к императрице с просьбой о разрешении временно поставить икону во Владивостокском кафедральном соборе. 2 августа во Владивостоке была получена телеграмма о согласии и в тот же день икону в кафедральном соборе принял епископ Владивостокский Евсевий. Активные военные действия в осажденном Порт-Артуре и отсутствие свободных кораблей не давали доставить икону по назначению.
Многие верующие выражали недоумение и неудовольствие промедлением. С иконы было снято несколько копий, как фотографических, так и живописных. Все их пытались доставить в Порт-Артур, но безуспешно. В октябре, узнав о судьбе иконы, 50-летний делопроизводитель императорской охоты, отставной ротмистр лейб-гвардии Уланского Её Величества полка, участник Русско-Турецкой войны 1877—1878 годов, Николай Николаевич Фёдоров взялся доставить подлинную икону в осажденную крепость по благословлению своего духовника, праведного Иоанна Кронштадтского. 7 ноября он прибыл во Владивосток. 21 ноября был совершён молебен, икона помещена в футляр и доставлена на пароход, а во Владивостоке оставлен список на медной доске в натуральную величину.
В начале января 1905 года была получена телеграмма от Фёдорова, где сообщалось, что икона в Порт-Артур доставлена не была, и крепость к тому моменту была уже сдана японцам. Икона была переправлена в ставку главнокомандующего и находилась в его походной церкви. Святой Иоанн Кронштадтский объяснял поражение России в этой войне небрежением к святыне.
В мае 1905 года икона вернулась в Успенский собор Владивостока. Во Владивостокской епархии при владыке Евсевии праздник иконы «Торжество Пресвятой Богородицы» отмечался 16 августа в связи с днем Спаса Нерукотворенного Образа. Несмотря на сомнения некоторых иерархов в каноничности иконы, ее почитание стало распространяться все шире.
После закрытия и разрушения Владивостокского собора судьба иконы оставалась неизвестной долгое время.
17 февраля 1998 года паломники в Иерусалим обнаружили икону в антикварном магазине. Деньги на выкуп одолжили монахини Горненского монастыря. 6 мая того же года икона вернулась во Владивосток. После реставрации икона была отправлена в Никольский кафедральный собор города.
С начала XXI века икона стала широко почитаться покровительницей русского православного воинства и дальневосточных рубежей России. 19 июля 2007 года патриарх Алексий II благословил внести празднование иконе 16 августа в общецерковный календарь Русской Православной Церкви. Вдобавок к этому дню, во Владивостокской епархии в 2009 году были установлены празднования 17 февраля — день обретения иконы в Иерусалиме, и 6 мая - день возвращения иконы во Владивосток.
Каменный крест на русском военном кладбище защитников Порт-Артура. В киоте - Порт-Артурский образ Божией Матери. |
Поздние списки
В 1980-е годы изограф Михаил Осипенко, работая в действующем кладбищенском храме города Киржач на реставрации росписей вместе со своим братом Сергеем, обнаружил копию Порт-Артурской иконы. Это была копия, мера в меру, сделанная около 1905 года. Осипенко приступил к изготовлению списка, но тогда не довершил свою работу, но его брат написал список уже к началу 1990-х годов. В 2003 году, Михаил Осипенко вместе с супругой и детьми возобновили работу и в феврале того же года икона была готова.
Тогда же возникла мысль исполнить завет Богородицы и доставить икону в Люйшунь. Хотя китайские власти несколько стеснили планы верующих - иеромонах Георгий должен был ехать в светской одежде, икона была перевезена в упакованном виде, а крестный ход пропустили только для совершения поминовения оборонявших крепость Порт-Артура, - задуманное удалось исполнить. На Порт-Артурском русском военном кладбище, где ранее по повелению святого императора Николая II был установлен шестиметровый каменный памятный крест, 9 мая перед иконой была совершена панихида и краткий молебен о спасении России. В киот каменного креста, на место разобранной мозаичной Казанской иконы Божией Матери, была поставлена специально изготовленная и освящённая копия Порт-Артурской иконы. Сам же список Осипенко был самолетом возвращен в Россию и передан в Свято-Троицкий Измайловский собор Санкт-Петербурга.
Храмы
- Храм в г. Владивостоке на Гамарника (с 2003)
- Храм в п. Хасане (строится с 2008)
- Храм в г. Кургане (с 2012)
- Храм в г. Владивостоке на мысу Чуркина (временный храм с 2013)
- Храм в исправительной колонии № 27 п. Волчанец (с 2013)
Литература
- Владивостокские епархиальные ведомости, 1 сентября 1904, № 16-17; 15 января 1905 года, № 2; 15 мая 1905 года, № 10.
- Мальковский, В. Н., Сказание об иконе «Торжество Пресвятыя Богородицы», 1906.
- Пикуль, И. В., Смирнова, Н. С., сост., Отвергнутая победа: Порт-Артурская икона «Торжество Пресвятой Богородицы» в Русско-Японской войне, СПб., М.: Диоптра, 2003, 352 с.
Использованные материалы
- "История Порт-Артурской иконы Божией Матери "Торжество Пресвятой Богородицы," официальный сайт Синодального Отдела Московского Патриархата по взаимодействию с Вооруженными Силами и правоохранительными учреждениями:
- Мизь, Н. Г., "“Порт-Артурская” икона Пресвятой Богородицы," официальный сайт Владивостокской епархии:
- Страницы сайта Леушинского подворья:
- http://www.leushino.ru/arch/l62_1a.html - "Рассказ матроса о Порт-Артурской иконе Божией Матери"
- http://www.leushino.ru/podvorie/l62_4.html - "Рассказ иконописца о создании Порт-Артурской иконы"
- http://www.leushino.ru/podvorie/ispolnenie_zaveta.html - Беловолов, Геннадий, прот., "Исполнение завета Божией Матери," Русь Державная, 2003, № 6 (108).
- "Памяти павших хасанских героев," Победа.ru по данным Русской линии, 23 апреля 2008:
[1] Троицкїй Православный Русскїй Календарь на 2020 г. - Свято-Троїцкий Монастырь. Тѵпографїѧ Пр. Іωва Почаевскагω въ Джорданвиллѣ, 2019, с. 156, https://snrocmqc.orthodoxws.com/files/PDF-Choir-Calendar-202...pdf.
[2] "Рассказ матроса," http://www.leushino.ru/arch/l62_1a.html