Ски́тская пустыня (от копт. schiet (шиит), в лат. произношении скеф, скиф или скит - "большая равнина". По другой версии от греч. skitos - "кожа" [1].) По наиболее распространенной версии, коптcкое название Скит происходит от слов "измерять/взвешивать" и "сердце" и связано с копт. преданием о том, как прп. Макарию явился херувим, чтобы "измерить его сердце", во имя которого будет названо место его подвигов. По др. версии, отраженной в копт. Житии прп. Иоанна Колова, Скит именовался так, поскольку в нем "взвешивают сердца и мысли" истинным судом [2]. Об этих и о др. версиях см. подробнее [3].
- На карте: Яндекс.Карта, Google-карта
Пустыня в северо-западной части Египта в 30 верстах (примерно в 100 км) к югу от Александрии (современное название Вади-Натрун). По свт. Димитрию Ростовскому, Скитская пустынь находилась на расстоянии дневного пути (25–30 верст) от горы Нитрийской, в северо-западной части Египта [4].
Нитрия, Келлии и Вади-Натрун (карта из книги Roger S. Bagnall, etc. Egypt from Alexander to the early Christians: An Archaeological and Historical Guide, Getty Publications, 2004, p. 109 ) |
Территория, которую исторически занимал Скит, растягивается примерно на 30 км в долине Вади(эн)-Натрун (в средние века также именовалась Вади-Хабиб), расположенной в северо-восточной части Ливийской пустыни, вдоль современной дороги, соединяющей Каир и Александрию [5].
В Скитской пустыне спасалось много отшельников в эпоху расцвета Египетского монашества с IV по VII век. Здесь поселялись самые строгие отшельники, первым из которых был преподобный Макарий Египетский. Из всех пустынь Египта в Скиту были самые тяжелые условия для жизни. Паломник, посетивший Египет в IV веке, пишет о Скитской пустыне как об ужасно болотном месте с плохой водой, с множеством мошкары и комаров:
Известно, что на время Великого поста в Скит приходили подвижники из других монастырей и проводили строгое время поста в более тяжелых для себя условиях, лишенные привычных удобств. У преподобного Макария Александрийского, была своя келья в Ските, где он проводил время Четыредесятницы. Среди подвижников Скита, кроме преподобного Макария Египетского, известны преподобные Пимен, Исаия, Пафнутий, Сисой, Моисей Мурин, Иоанн, Арсений и другие. О жизни и подвигах скитских старцев повествует Скитский патерик.
От названия этой пустыни иноческие пустынные обители, в которых монахи подвизались в строгом уединении и безмолвии, стали именоваться скитами.
Литература
- Михаил Скабалланович, Толковый Типикон, IV–V века:
- Дэрвас Джеймс Читти, Град Пустыня:
- Лурье В.М. Призвание Авраама. Идея монашества и ее воплощение в Египте: Т. 1. - СПб.: Алетейя, 2000:
- Scetis, Claremont Coptic Encyclopedia, volume 7:
- "Скит", Византийский словарь: в 2 т. / [ сост. Общ. Ред. К.А. Филатова]. СПб.: Амфора. ТИД Амфора: РХГА: Издательство Олега Абышко, 2011:
Использованные материалы
- Жизнь пустынных отцов. Творение пресвитера Руфина., Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1991, 102.
- "Скит Преподобного Саввы", сайт Саввино-Сторожевского монастыря:
- Roger S. Bagnall, etc. Egypt from Alexander to the early Christians: An Archaeological and Historical Guide, Getty Publications, 2004:
- Меликян С.Я., "Скит, монашеский центр в Египте" // Православная энциклопедия. Т. 64. "Сингапур - Соловьев", М., 2021, с. 257-260 (материал использован частично)
[1] Объясняется тем, что ранние христиане-отшельники в египетских пустынях одевались в шкуры животных. Ср. Евр. 11, 37-38.
[2] Amelineau Е. Histoire des monasteres de la Basse-Egypte. Р". 1894. (Annale,s du Musee Guimet), p. 118, 326.
[3] Evelyn-White H. G. The Monasteries of Wadi 'n Natrfin. N. Y., 1926-1933. 3 pt. Pt. 2, p. 27-28.
[4] См. Жития святых за 27 ноября, http://lib.eparhia-saratov.ru/books/05d/dimitrii_rost/dimitr...tml
[5] Меликян С.Я., "Скит, монашеский центр в Египте" // Православная энциклопедия. Т. 64, с. 257.
[6] Пресвитер Руфин, Жизнь пустынных отцов, Москва, 1998, 183.