Прп. Иоанн Малый. Арабская икона |
Память 9 ноября
Восстановить хронологию событий биографии Иоанна Колова можно лишь по косвенным данным. Он подвизался в Скиту во второй половине IV века. В Житии Иоанна Колова сказано, что незадолго до смерти святого Скит был разорен берберами, вынудившими преподобного уйти в Клисму (ныне Суэц), где спустя недолгое время он умер; это произошло 17 октября, в воскресенье. Такое совпадение числа, месяца и дня недели было в 398 и 409 годах. Из источников известно о нескольких нападениях берберов на Скит, одно из самых значительных произошло в 407 году. Если в Житии имеется в виду это событие, как считают Л. Рено и Ж. К. Ги, то дата смерти Иоанна Колова приходится на 409 год. Благодаря указанию еп. Захарии, что Иоанн Колов прожил 70 лет, рождение святого можно отнести приблизительно к 339 году.
Согласно Житию, Иоанн Колов был уроженцем дер. Теси, расположенной недалеко от Оксиринха, и в 18 лет ушел в Скит. О его юности нет сведений, за исключением следующей истории. Иоанн признался старшему брату, что хочет быть как ангелы, которые не трудятся и не имеют никаких забот, кроме служения Богу, и ушел в пустыню. Через неделю вернулся и попросил впустить его в дом, однако брат отказался, сказав, что Иоанн стал ангелом, а потому он не знает, кто стучится в дверь. Только утром брат согласился принять его со словами: "Ты человек… снова начинай работать, чтобы было что есть" [1]. Согласно Житию, брат стал монахом значительно позже прп. Иоанна и фактически был его учеником. Однако значительно более краткая версия, сохранившаяся в Apophthegmata Patrum, ее тон и детали позволяют отнести этот эпизод скорее к юности святого, может быть еще до ухода того в пустыню.
В Скиту Иоанн Колов стал учеником аввы Аммоя. Эпизод с сухой веткой, которую ученик посадил по требованию своего аввы и поливал в течение трех лет, происшедший, согласно Житию и Apophthegmata Patrum, с Иоанном Коловом и аввой Аммоем, прп. Иоанн Кассиан Римлянин приписывает прп. Иоанну Ликопольскому [2].
После того как авва Аммой заболел, Иоанн Колов 12 лет ухаживал за ним, не услышав ни слова благодарности. Только перед смертью авва Аммой сказал собравшимся старцам, указывая на Иоанна: "Это ангел, а не человек!" [3].
Еп. Захария называет Иоанна Колова священником и игуменом, чему нельзя найти подтверждения в Apophthegmata Patrum, да и в самом Житии имеются лишь косвенные свидетельства. Так, перед смертью авва Аммой повелел Иоанну поселиться рядом с выросшим из сухой ветки деревом. По прошествии времени в этом месте стали собираться те, кто жаждали совершенствоваться духовно под руководством Иоанна Колова, но это не был монастырь, хотя бы и лаврского типа. Лишь в одном из двух фрагментов на саидском диалекте, в рассказе, носящем легендарный характер, о поездке Иоанна Колова по поручению Феофила, еп. Александрийского, в Вавилон, говорится, как перед отъездом Иоанн собрал братию и поручил заботу о ней и о монастыре (из контекста можно предположить, что речь идет о лавре) неким апе Захарии и апе Иоанну. Руины монастыря прп. Иоанна Колова (араб. Дейр-Юханнис-эль-Касир; остается неясным, был ли он основан Иоанном Коловом или построен после смерти святого на месте его подвигов [4]) находятся недалеко от монастырей Дейр-Абу-Макар и Дейр-Анба-Бишой.
Прп. Иоанн Колов. Греческая икона (XXI в.) |
Иоанн Колов был более склонен к созерцанию, чем к активной деятельности. Apophthegmata Patrum представляют образ анахорета, погруженного в молитву и общение с Богом: он перестал плести корзину только тогда, когда ее край уперся в стену. Тем не менее он всегда был готов помочь монахам и поддержать приходивших к нему за советом. При этом он проявлял безграничное терпение, как в случае с забывчивым братом, трижды приходившим к нему с вопросом и трижды забывавшим слова Иоанна Колова. Благодаря прп. Иоанну этот монах избавился от забывчивости.
Квинтэссенцию воззрений Иоанна Колова приводят Apophthegmata Patrum:
Последние годы преподобный провел отшельником на горе прп. Антония близ Клисмы, где заботы о нем взял на себя один благочестивый мирянин из близлежащей деревни. После смерти прп. Иоанн Колов был похоронен в церкви этой деревни [6]. Спустя 400 лет (т. е. в 804 году), согласно сообщениям Синаксарей, здесь были монастырь и резиденция мелькитского (т. е. православного) епископа. Братии из монастыря прп. Иоанна Колова в Скитской пустыне при содействии коптского патриарха и арабов удалось выкрасть мощи святого и перенести их в Скит. Память этого события отмечается в копто-арабском Синаксаре 29 месоре (22 августа). Позднее она перешла в эфиопский Синаксарь, где отмечается в тот же день, т. е. 29 нахазе. Некоторое время мощи преподобного находились в монастыре прп. Иоанна Колова в Скиту, в настоящее время они хранятся в монастыре св. Макария (Дейр-Абу-Макар) и в монастыре Сирийцев (Дейр-эс-Суриани) в Вади-эн-Натрун [7].
Главными источниками сведений об этом святом являются Apophthegmata Patrum, копт. Житие Иоанна Колова, написанное на бохайрском диалекте в конце VII века Захарией, еп. г. Саха (копт. Схоу) в Дельте [8], а также два фрагмента, по всей видимости, более раннего Жития Иоанна Колова [9] на саидском диалекте [10]. Житие, составленное еп. Захарией, представляет собой энкомий, произнесенный перед паствой в день памяти святого. К широко используемому материалу Apophthegmata Patrum автор добавил рассказ о посещении Иоанна Колова ангелами, описания видений святого и его многочисленных чудес. Житие содержит некоторые сведения о жизни Иоанна Колова, отсутствующие в Apophthegmata Patrum, однако эта информация практически не верифицируема. Существуют также неопубликованный перевод этого Жития на арабский язык и его сирийская версия, созданная в 936 году. Об Иоанне Колове упоминает Евагрий Понтийский в сочинении "О молитве". Некоторые сведения можно также почерпнуть из копто-арабского и эфиопского Синаксарей.
Иконография
Прп. Иоанн Колов в византийском и древнерусском искусстве изображался как средовек с очень короткой округлой бородой, обычно с темными или с темно-русыми волосами, иногда с сильной проседью. Одеяние Иоанна Колова традиционное монашеское. В руках он держит крест или свиток. В Ерминии Дионисия Фурноаграфиота (нач. XVIII в.) Иоанн Колов описан как "старец с длинной бородою, разделенною на пять прядей" [11], что отличается от его ранних изображений и соответствует, вероятно, памятникам греческой иконописи Нового времени.
Образы Иоанна Колова в византийском и древнерусском искусстве встречаются достаточно редко. Однако его биография способствовала особому почитанию Иоанна Колова в монашеской среде. Изображение Иоанна Колова включалось в программу монастырских соборов. Так, в кафоликоне монастыря Осиос Лукас, Греция (1030-е годы), он изображен на мозаичном медальоне на своде западной части наоса среди преподобных и на фреске в юго-западной капелле на западной стене, рядом с прп. Акакием. В обоих случаях Иоанн Колов представлен с крестом в правой руке, на фреске изображение левой руки не сохранилось, на мозаике левая рука перед грудью с развернутой ладонью вовне; различается цвет волос: на фреске они темные, на мозаике - с проседью. В церкви вмц. Екатерины в Фессалонике (ок. 1315) изображение Иоанна Колова помещено в проеме окна нартекса. Преподобный представлен как аскет, с впалыми щеками, седыми короткими волосами и седой, немного заостренной бородой, в рост, с руками перед грудью. В диаконнике церкви вмч. Георгия в Старо-Нагоричино (1317-1318) Иоанн Колов представлен в ряду преподобных со свитком в руке. Сохранились изображения Иоанна Колова в кафоликоне монастыря св. Иоанна Предтечи близ Серр (Сереса, Греция) (между 1333 и 1345) и в церкви свт. Николая в с. Рамача, Сербия (ок. 1395). В. Джурич идентифицирует изображение Иоанна Колова среди других святых в церкви Вознесения монастыря Раваница, Сербия (ок. 1387), однако эта атрибуция маловероятна, т. к. тип облика, одежд, а также Евангелие на левой руке нехарактерны для иконографии Иоанна Колова.
Изображение Иоанна Колова включалось в житийные циклы прп. Пимена Великого или прп. Паисия Великого. На русской иконе "Прп. Паисий Великий, в житии" (сер. XIX века, ЦМиАР) Иоанн Колов изображен в четвертом клейме - "Явление ангела преподобным Паисию Великому и Иоанну Колову".
Литература
- BHO, N 509;
- ActaSS. Oct. T. 8. P. 44-48;
- Περ τοῦ ἀββᾶ ᾿Ιωάννου τοῦ Κολοβοῦ 1-40 // PG. 65. Col. 204-220;
- Περ τοῦ ἀββᾶ ᾿Ιωάννου τοῦ Θηβαίου // PG. 65. Col. 240;
- Περ τοῦ ἀββᾶ ᾿Αμμώη 1, 3 // PG. 65. Col. 125, 128;
- Περ τοῦ ἀββᾶ Ποιμένος 46, 74, 101 // PG. 65. Col. 333, 340, 345 [алф. собр. «Apophthegmata Patrum»];
- Evagr. De orat. // PG. 79. Col. 1192;
- Древний патерик. 18912;
- Zacharie. Vie de Jean Kolobos // Histoire des monastères de la Basse Egypte / Ed. E. Amélineau. P., 1894. P. LIV - LXIII, 316-410;
- Les fragments sahidiques // Ibid. P. 414-425;
- SynCP. Col. 208;
- SynAlex. Vol. 1. P. 350-355; Vol. 5. P. 766-769;
- Nau F. A propos d'une edition des oeuvres de Schenoudi: La version syriaque des prieres de Schenoudi de Jean le Nain de Macaire l'Egyptien et de Serapion // ROC. 1907. T. 12. P. 313-328;
- idem. La version syriaque de l'histoire de Jean le Petit // Ibid. 1912. T. 17. P. 347-389; 1913. T. 18. P. 53-68, 124-133, 283-307; 1914. T. 19. P. 3-57;
- Le Synaxaire Éthiopien / Ed. I. Guidi, S. Grébaut // PO. 1913. T. 9. Facs. 4. P. 250-253, 418-422;
- SynAlex (Forget). T. 1. [Textus]. P. 69-72; T. 2. [Textus]. P. 293-296;
- Guy J. C. Recherches sur la tradition grecque des Apophthegmata Patrum. Brux., 1962. P. 23-24. (SH; 36) [фрагм. из сист. собр. Apophthegmata Patrum];
- Достопамятные сказания. 1993p. С. 38, 77-85, 141, 145, 148;
- Apopht. Patr. (Guy). Vol. 1. I 13. P. 108-109, III 16. P. 156-157, IV 20. P. 194-195, V 3. P. 242-243, VII 12. P. 342-343, IX 12. P. 436-437; Vol. 2. X 36-37. P. 34-37, XI 37, 39-42, 44. P. 152-157, XIII 17. 244-249, XIV 4. P. 254-257, XV 34-36. P. 308-311, XVI 4-5. P. 394-395; Vol. 3. XVII 10. Р. 16-17, XVIII 10. P. 50-53;
- ЖСв. Нояб. С. 181-186;
- Изречения египетских отцов. 20012. С. 42, 54-55.
- ActaSS. Oct. T. 8. P. 39-44;
- Evelyn-White H. G. The Monasteries of the Wadín Natrun. N. Y., 1932. Vol. 2; 1933. Vol. 3;
- Draguet R. А la source de deux apophthègmes grecs // Byz. 1962. Vol. 32. P. 53-61;
- idem. Les formes syriaques de la matière de l'histoire Lausiaque. Louvain, 1978. P. 240. (CSCO; 399);
- Sauget J.-M. Giovanni Colobo // BiblSS. 1965. Vol. 6. Col. 666-669;
- Guy J. C. Jean Colobos ou le Petit (saint) moine de Scete // DSAMDH. 1972. T. 8. P. 390-392;
- Regnault L. Le vrai visage d'un père du Désert, ou Abba Jean Colobos à travers ses apophthègmes // Mémorial André-Jean Festugière: Antiquité Païenne et Chrétienne / Ed. E. Lucchesi, H. D. Saffrey. [Gen.], 1984. P. 225-234;
- idem. John Colobos: Coptic Tradition // CoptE. 1991. Vol. 5. P. 1359-1361;
- Van Esbroeck M. John Colobos: Arabic Tradition // Ibid. P. 1361-1362;
- Apopht. Patr. (Guy). 1993. Vol. 1. P. 66-68.
- Vie de Jean Kolobos / Ed. E. Amélineau // Histoire des Monastères de la Basse-Egypte. P., 1894. P. 316-413. (Annales du Musée Guimet; 25);
- Михайловић Д. Црква и Рамаћи: Нови споменик сликарства Моравске школе // Саопштења Республичког завода за заштиту споменика културе. Београд, 1956. Т. 1. C. 147-155;
- Ξυϒϒόπουλος ᾿Α. Αἱ τοιχοϒραφίαι τοῦ καθολικοῦ τῆς μονῆς Προδρόμου παρὰ τὰς Σέρρας. Θεσσαλονίκη, 1973. Σ. 13-15. Pl. 9-11;
- Mouriki D. Stylistic Trends in Monumental Painting in Greece at the Beginning of the 14th cent. // Византиjска уметност почетком XIV в. = L'Art byzantine au début du XIV siecle: Symp. de Gračanica. Belgrade, 1978. P. 55-83. Fig. 8;
- Бабић Г. О портретима у Рамаћи и jедном виду инвеституре владара // ЗЛУ. 1979. Т. 15. C. 151-177;
- Джурич В. Византийские фрески: Средневек. Сербия, Далмация, слав. Македония. М., 2000. С. 528, ил.
Использованные материалы
- А. Б. Ванькова, Н. В. Герасименко. "Иоанн Колов [Иоанн Малый..." // Православная энциклопедия, т. 24, с. 349-351
- Иван Яковлев. "Монастырь преподобного Антония Великого в Египте"
[1] PG. 65. Col. 204-205
[2] Ioan. Cassian. De inst. coenob. IV 24-26
[3] PG. 65. Col. 240
[4] Regnault. 1991. Vol. 5. P. 1360
[5] PG. 65. Col. 216; Apopht. Patr. (Guy). Vol. 1. I 13. P. 108-109
[6] Zacharie. 1894. Р. 390-404
[7] Meinardus O. F. A. A Study of the Relics of Saints of the Greek Orthodox Church // Oriens Chr. 1970. Bd. 54. S. 202
[8] Zacharie. 1894. P. 316-410
[9] Nau. 1914. P. 49. Note 1
[10] Les fragments sahidiques. 1894. P. 414-425
[11] Ерминия ДФ. С. 173