Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15

СЕРАФИМ (ЮШКОВ)

Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Серафим (Юшков) (1864 - 1951), епископ б. Кузнецкий

В миру Владимир Иванович Юшков, родился 1 апреля 1864 года в селе Ивашеевка Лукояновского уезда Нижегородской губернии, в благочестивой семье причётника местной церкви Ивана Павловича Юшкова и его жены Александры Ивановны.

В 1885 году окончил духовную семинарию (скорее всего Пензенскую), после чего был рукоположен в сан диакона

1 марта 1887 года рукоположен в сан иерея и назначен вторым священником в новопостроенную Троицкую церковь села Трофимовщина Саранского уезда (ныне Ромодановского района Мордовии).

Женился на девушке из семьи священнослужителей Нелюбовых, и в 1888 году у них родился сын Серафим.

В 1891 году овдовел. После Трофимовщины некоторое время служил в селе Салма Саранского уезда.

В 1895 году епископ Московской епархии Гурий (?) предложил о. Владимиру поступить к нему келейником с дальнейшим пострижением в монашество и поступлением в Московский Донской монастырь. Но необходимость вырастить сына и дать ему хорошее образование удержали его от принятия пострига.

Примерно в 1898 году переехал в Петербургскую епархию, где служил священником при Василеостровском городском училище. Кроме этого здесь он вступил в сотрудничество с известным петербургским писателем и просветителем М. М. Стасюлевичем; принял участие в создании учебного заведения нового типа – политехнической школы, в которой преподавал Закон Божий.

В 1918 году переехал в Саранск. В это время он сильно болел, некоторое время лечился в Саратове, откуда переехал в г. Кузнецк, где настоятельствовал в одном из храмов.

В Кузнецке о. Владимир занял твердую позицию тихоновского направления. Здесь им были установлены прочные связи с православным клиром Саранска в обход Пензы, где в начале 1920-х годов было засилье обновленчества.

В то время власти старались всячески сковать работу православного епископата, управлять одному архиерею огромной епархией было крайне затруднительно. Поэтому возникла необходимость создавать более мелкие области управления, назначать викарных епископов в уездные города.

В 1924 году о. Владимир принял монашество с именем Серафим и 28 августа того же года был хиротонисан во епископа Саранского, викария Пензенской епархии.

Городские власти приняли нового епископа крайне недружелюбно и выжили его из города менее чем за год.

С 25 июля 1925 года - епископ Лукояновский, викарий Нижегородской епархии. Жил в селе Починках, километрах в 30 к югу от Лукоянова.

В 1925 году был приглашён обновленцами на диспут, но категорически отказался от него.

С 8 октября 1929 года - епископ Кузнецкий.

О том, что представляла собой территория управления Кузнецкого епископа в 1929 году – неизвестно. Однако существует документ от 1935 года, в котором говорится об учреждении достаточно обширной Кузнецкой епархии. В неё входили следующие районы Куйбышевского края: Барановский, Городищенский, Камешкирский, Кузнецкий, Литвиновский, Павловский, Старокулаткинский и Шемышейский. Можно предположить, что и в 1929-1930 годы область деятельности Кузнецкого архиерея была очень велика. К тому же к владыке обращалось духовенство и миряне из соседних епархий, где в связи с арестами архиереи отсутствовали. Так в январе 1931 года после ареста епископа Пензенского Кирилла (Соколова), на плечи епископа Серафима легло окормление обширной Пензенской епархии. Сам владыка в протоколах своего допроса говорит, что начал управлять Пензенской епархией с 1932 года.

В условиях гонений преосвященный проводил активную епархиальную деятельность. В Кузнецке двери его квартиры по улице Саратовской, д. 2 почти не закрывались, дом превратился в настоящее епархиальное управление и штаб по борьбе с обновленчеством. День и ночь в город отовсюду тянулись лишившиеся приходов священники, странствующие монахи, оставшиеся без куска хлеба члены приходского совета. Духовенство, возвратившееся из лагерей и ссылок, владыка старался удержать в епархии, назначить на ещё незакрытые приходы. Во время своих приемов владыка не только осведомлялся о судьбе человека, его церковной ориентации, но и оценивал уровень знаний просителя. Так в 1932 году к владыке ходил певчий церкви села Сандерки Лунинского района Петр Пряхин, просил благословения быть псаломщиком, но епископ благословения не дал, сказал, что малограмотный.

Епископ Серафим был известен и своей строгостью и горячим, пламенным характером. Даже во время гонений он был неукоснительным блюстителем церковной дисциплины. К тому же он был твёрдым сторонником митрополита Сергия (Страгородского), что в начале 1930-х годов не совпало с духом части клириков и мирян Пензенской епархии, обратившихся вслед за епископом Кириллом на путь иосифлянства.

В 1932 году ОГПУ сфабриковало дело под названием «Союз Христовых воинов», по которому прошло 39 человек Николо-Пестровского, Кузнецкого, Инзенского районов. 8 марта по этому делу был арестован родственник владыки – священник села Новый Кряжим Иоанн Юшков, также переехавший сюда из Лукояновского уезда. 13 мая 1932 года о. Иоанн был осужден на 3 года концлагерей. Однако, насколько известно, сам епископ Серафим тогда репрессирован не был.

В 1934 году еп. Серафим привлекался по одному делу с о. Иоанном Оленевским. 4 февраля он был допрошен следователем, а затем между ним и духовенством Пензы были устроены очные ставки. Осужден не был.

3 июля 1935 года был арестован в Кузнецке, вместе с ним под стражу заключили большую группу священнослужителей [1]. На период следствия у святителя взяли подписку о невыезде. Он обвинялся в том, что сгруппировал в приходах своей епархии – Кузнецкого, Литвиновского и Барышского районов контрреволюционные кадры из осужденных священников и кулацких элементов для борьбы с советской властью под флагом сохранения Церкви.

25-26 октября 1935 года приговором спецколлегии Куйбышевского краевого суда по ст. 58-10 УК РСФСР епископ Серафим был осужден на 10 лет тюремного заключения. Но по ходатайству своего сына, академика Серафима Юшкова [2], тюремное заключение было заменено высылкой на Урал, а затем досрочным освобождением (по болезни).

4 ноября 1935 года уволен на покой.

В 1942 году упоминается пребывающим на покое в Алма-Ате.

Последние годы жил в Малоярославце Калужской области, в доме, купленном сыном.

Скончался в 1951 году в Малоярославце. Похоронен на местном кладбище при большом стечении народа.

16 ноября 1988 года постановлением президиума Верховного Суда РСФСР приговор в отношении епископа Серафима (Юшкова) был отменен и производство по делу прекращено за отсутствием в его действиях состава преступления.

Литература

  • "ЖМП" 1932, № 11-12, с. 4.
  • ФПС I № 206 с. 8.
  • ФПС II с. 4.
  • ФПС IV с. 6.
  • ФПС V № 167.
  • ФАМ I № 231, с. 18.
  • "Урал. Церк. Вед." (Обновлен.) 1928, № 5-6. с. 8.
  • "Списки архиереев 1897-1944 гг. Патриарха Алексия", с. 22 ,62.

Использованные материалы



[1]  Они перечислены в «Истории Пензенской Епархии» у А. И. Дворжанского

[2]  Юшков Серафим Владимирович (1888-1952), юрист, историк, академик АН Казахской ССР

Редакция текста от: 14.09.2016 09:37:57

"СЕРАФИМ (ЮШКОВ)" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google