Симплициан (Симпликиан, лат. Simplicianus; ок. 320 - 400/401), епископ Медиоланский, святитель
Память 15 августа (Фин. [1]), 16 августа (Зап. [2], Итал. [3], Румын. [4])
Сведения о Симплициане фрагментарны. Существует его анонимное Житие [5], восходящее, по-видимому, к XI веку [6]; некоторую информацию можно почерпнуть также в сочинениях его современников-святителей - предшественника по епископской кафедре Амвросия Медиоланского и Августина Блаженного.
Симплициан был родом из Медиолана. Получил хорошее образование и продолжал углублять свои познания в течение всей жизни; кроме прочего, он хорошо знал языческую философию, хотя в целом относился к ней критически. Для расширения своего духовного и светского кругозора он в юности много путешествовал. Ещё в раннем возрасте Симплициан решил посвятить себя благочестию. В период правления святителя Ливерия (352 - 366) он прибыл в Рим, где своей учёностью и добродетелью заслужил уважение всего клира; вероятно, там же Симплициан был рукоположен во пресвитера. Он стал другом неоплатоника Викторина Мария, ранее убеждённого язычника, к тому времени проникшегося сочувствием к христианству. Симплициан убедил философа принять крещение и публично исповедовать христианскую веру (в 355/356 году) [7].
Симплициан вернулся в Медиолан и привёз с собой из Рима частицы мощей святых апостолов [8]. Когда в 374 году будущий святитель Амвросий был избран епископом Медиоланским, Симплициан, знакомый с ним и раньше, стал его наставником в вере и "отцом по благодати" [7], поскольку тот был возведён в епископский сан из мирян и не имел первоначально глубоких богословских познаний. Не исключено, что Римский святитель Дамас I поручил Симплициану наставлять Амвросия и быть ему помощником [9]. Когда святитель Амвросий уже сформировался как самостоятельный богослов, они с Симплицианом продолжали обсуждать вопросы вероучения и устно, и письменно, причём святой Амвросий представлял свои размышления на суд Симплициана, а пожилой наставник нередко в свою очередь просил у своего бывшего ученика помощи в разрешении спорных вопросов (см. письма свт. Амвросия к свт. Симплициану [10]).
Святитель Симплициан также способствовал обращению к вере Августина Блаженного. Их знакомство состоялось около 386 года, когда Августин проживал в Медиолане; он сам обратился к Симплициану за духовным наставлением, зная о его учёности и благочестии [11]. В беседах Симплициан одобрял интерес Августина к сочинениям платоников и утверждал, что из всех философов они единственные действительно приблизились к христианскому понятию о Боге [12]). Блаженный Августин так же, как и святитель Амвросий, воспринимал Симплициана как своего "отца во благодати" и обсуждал с ним богословские проблемы. Именно в ответ на вопросы Симплициана по поводу трудных мест из Священного Писания Августин в 396 году создал своё первое сочинение из числа написанных в епископском сане - "Две книги о различных вопросах к Симплициану" [13]; в рассуждении о словах Бога: "Иакова Я возлюбил, а Исава возненавидел" (Рим 9, 13) впервые начал систематически разрабатывать тему предопределения, которая получит развитие в его антипелагианских сочинениях [14].
На смертном одре (4 апреля 397 года) святитель Амвросий указал на Симплициана как на своего преемника, сказав, что он "стар, но хорош" [15]. Невзирая на возраст, святой Симплициан принимал активное участие в жизни Церкви. Пользовался он также уважением со стороны императора Гонория [16]. В августе 397 года участники Карфагенского Собора обратились к Симплициану с посланием, в котором интересовались его мнением о том, следует ли допускать людей, крещёных во младенчестве среди донатистов и впоследствии воссоединившихся с Церковью, к священнослужению [17]. К его мнению апеллировали и участники I Толедского Собора (400 год), определяя, что бывших присциллиан не следует принимать в общение, если они не совершат отречение от учения Присциллиана в соответствии с указаниями святителя Анастасия Римского и Симплициана: либо понтифик, либо Симплициан должны были сперва принять в общение епископов из числа бывших присциллиан, чтобы те были допущены к совершению рукоположений [18]. В 397/398 году Симплициан рукоположил святителя Гавдентия во епископа г. Новарии (ныне Новара, Италия). Он также председательствовал на Соборе, состоявшемся, вероятно, 22 сентября 398 года в г. Таврине (ныне Турин, Италия) для разрешения проблем внутреннего управления Церкви в Галлии.
В 397 году язычниками были замучены святые Сисиний, Мартирий и Александр, занимавшиеся миссионерской деятельностью в окрестностях Тридента (ныне Тренто, Италия), о чём епископ Тридентский Вигилий сообщил Симплициану в своём послании; он также отправил в Медиолан мощи святых, чтобы они были положены в базилике для всеобщего почитания [19]. В 400 году, незадолго до до кончины святого Симплициана, епископ Римский Анастасий I направил ему через пресвитера Евсевия послание, в котором сообщал об осуждении ересей Оригена [20].
Святитель Симплициан скончался в 400 году - вероятно, 15 августа (возможно, в начале 401 года) и был погребён в Базилике Девственниц, которая впоследствии была посвящена ему как Базилика Сан-Симплициано. Сейчас его мощи почивают за алтарём храма.
Почитание
| Реликварий с мощами свт. Симпликиана за алтарём церкви св. Симпликиана в Милане |
Уже в V веке память святителя Симплициана совершалась местно в Милане 15 августа [24]. В 1580-х годах в Римском Мартирологе Барония из-за совпадения с праздником Успения память святого была перемещена на 16 августа [25], однако в cовременной редакции Римского Мартиролога восстановлена исторически более ранняя дата почитания [26]. Православные христиане Запада используют для церковного поминовения святителя Симплициана обе даты.
Литература
- BHL, N 7786; ActaSS. Aug. Т. 3. Р. 280-285.
- Rimoldi A. Simpliciano // BiblSS. 1968. Vol. И. Col. 1194-1197.
- Митрофанов А. Ю. История церк. Соборов в Италии (IV-V вв.). М., 2006. С. 388-425.
Использованные материалы
- Пашков П. А. "Симплициан [лат. Simplicianus] (ок. 320-400/401), св. (пам. зап. 15 авг.), еп. Медиолана" // Православная энциклопедия, т. 63, с. 714-716.
[1] "Pyhä Simplicianus, Milanon piispa" // Календарь на официальном сайте Финляндской Православной Церкви, https://ort.fi/kirkkokalenteri/20250815/.
[2] "Saint SIMPLICIEN, archevêque de Milan, successeur de saint Ambroise (vers 400)" // Laporte, Claude. Tous les saints de l'Orthodoxie. - Éditions Xenia, Vevey, Suisse, 2008, p. 417, https://www.forum-orthodoxe.com/~forum/viewtopic.php?t=158; "st Simplicien de Milan" // Calendrier liturgique 2025 на официальном сайте на сайте Французского деканата Западно- и Южноевропейской митрополии Румынской Православной Церкви, https://www.sagesse-orthodoxe.fr/wp-content/uploads/2024/11/...pdf, с. 58.
[3] "16.08: Memoria di San Simpliciano vescovo di Milano, successore di Sant’Ambrogio" // Месяцеслов официального сайта Православной Архиепископии Италии и Мальты Константинопольского Патриархата (архив), https://web.archive.org/web/20221007051133/http://www.ortodo...=it.
[4] "Sfântul Ier. SIMPLICIAN, arhiepiscop de Milano (Italia, †400)" // Sinaxarul sfinţilor de pretutindeni: (martie - august) / monahul Valerian Dragoş şi rasofora Iustina. - Bucureşti: Piatytera; Alexandria: Cartea Ortodoxă, 2011, p. 347.
[5] BHL, N 7786.
[6] Rimoldi. 1968. Col. 1197.
[7] Aug. Confess. VIII 2. 3-5.
[8] ActaSS. Aug. Τ. 3. Р. 282.
[9] См.: PL. 13. Col. 171.
[10] Ambros. Mediol. Ер. 37, 38, 65, 67.
[11] Aug. Confess. fess. VIII 1.1.
[12] Aug. Confess. fess. VIII 2.3; Idem. De civ. Dei. X 29.
[13] PL. 40. Col. 101-147.
[14] Aug. De divers, quaest. ad Simpl. I 2.
[15] Paulin. Mediol. Vita Ambros. 46.1.
[16] ActaSS. Aug. Т. 3. Р. 285.
[17] Mansi. Т. 3. Col. 891.
[18] Mansi. Т. 3. Col. 1006-1007.
[19] Vigilius. Ер. ad Simplicianum // PL. 13. Col. 549-552.
[20] Anast. I Ер. 2 // PL. 20. Col. 74.
[21] Gennad. Massil. De script, eccl. 36.
[22] Prosper. Resp. Genuens. // PL. 51. Col. 189.
[23] См.: ActaSS. Aug. Т. 3. Р. 281.
[24] Rimoldi. 1968. Col. 119)
[25] MartRom. Р. 342.
[26] MartRom (Vat). Р. 431.