Блаженный Августин. Фреска VI в. Латеранская Библиотека, Рим |
Память 15 июня, 28 августа - преставление (Зап. [1], Румын. [2])
Родился в Африке, в городе Тагасте (ныне Сук-Арас в Алжире) 13 ноября 354 г.
Первоначальным своим образованием он обязан своей матери — христианке Монике, умной, благородной и благочестивой женщине, влияние которой на сына, однако, парализовалось отцом-язычником. В молодости своей Августин был настроен самым светским образом и, живя в Мадавре и Карфагене для изучения классических авторов, весь отдавался вихрю наслаждений.
Жажда чего-то высшего пробудилась в нем лишь после чтения "Hortensius" Цицерона. Он набросился на философию, примкнул к секте манихеев, которой оставался верным около 10 лет, но, не найдя нигде удовлетворения, чуть не пришел в отчаяние, и лишь знакомство с платонической и неоплатонической философией, ставшей ему доступной благодаря латинскому переводу, на время дало пищу его уму.
В 383 г. он отправился из Африки в Рим, а в 384 г. — в Милан, чтобы выступить здесь в качестве учителя красноречия. Здесь благодаря тамошнему епископу Амвросию он ближе ознакомился с христианством, и это обстоятельство в связи с чтением посланий ап. Павла произвело радикальную перемену в его образе мыслей и жизни [3].
На Пасху 387 г. Августин вместе с своим сыном принял крещение от руки Амвросия. После этого он возвратился в Африку, предварительно распродав все свое имущество и почти совершенно раздав его бедным, некоторое время провел в строгом уединении главою духовной общины и в 391 г., вступив в духовное звание с саном пресвитера, занялся деятельностью проповедника и в 395 г. был посвящен в епископы в Гиппоне.
Свт. Августин, еп. Иппонийский. Мозаика 1148 г. Собор в Чефалу, Сицилия |
Его заботы об устройстве монашества выразились в основании им многих монастырей, впрочем, скоро разрушенных вандалами.
Скончался 28 августа 430 года во время первой осады последними Гиппона.
Его краткое житие, Vita Augustini, было написано его учеником, еп. Поссидием Каламским (+ 440).
Останки Августина были перенесены его приверженцами в Сардинию, чтобы спасти их от поругания ариан-вандалов, а когда этот остров попал в руки сарацин, выкуплены Лиутпрандом, королем лангобардов, и погребены в Павии, в церкви св. Петра. В 1842 г. с согласия папы они опять перевезены в Алжир и сохраняются там подле памятника Августину, воздвигнутого ему на развалинах Гиппона франц. епископами.
Учение Августина о благодати и свободной воле
Августин Блаженный, еп. Иппонийский. Мозаика XII в. Собор Святого Марка, Венеция |
Предопределение по Августину – это акт божественной любви и милости по отношению к падшему роду человеческому. Изначально, из общей «массы погибели» Бог избрал достойных вечного блаженства. Число предопределенных неизменно. Но никто из людей не знает о своей участи, и поэтому, личное нравственное совершенство каждого человека не теряет смысл. В контексте наличия предопределения свобода воли человека приобретает оттенок субъективного переживания свободы, но никак не онтологической способности только своими силами спастись или погибнуть.
Свт. Августин Блаженный, еп. Иппонийский. Греческая икона (XXI в.) |
Молитвословия
Тропарь, глас 4
Се́рдцем все́м Христу́ после́дуя, святи́телю Августи́не,/ сло́вом и де́лом и́стину запечатле́л еси́/ и ересе́й злочести́вых яви́лся еси́ неле́ностный искорени́тель,/ моли́ся вы́ну ко Святе́й Тро́ице,// да спасе́т ду́ши на́ша.
Кондак, глас 4
Непоколеби́ме сто́лпе Це́ркви Вселе́нския,/ на недви́жимем ка́мени ве́ры основа́нный,/ догма́т правосла́вия неле́стный учи́телю/ и покая́ния велегла́сный пропове́дниче,/ запечатли́телю и́стины,/ прехвальне Августи́не,// святи́телю Христо́в.
Труды
Наиболее известными из сочинений Августина является De civitate Dei (О граде Божьем) и Confessiones (Исповедь), его духовная биография, сочинение De Trinitate (О Троице), De libero arbitrio (О свободной воле), Retractationes (Пересмотры). Кроме того, заслуживают упоминания его Meditationes, Soliloquia и Enchiridion или Manuale.
Свт. Августин Блаженный, еп. Иппонийский. Современная православная икона |
Литература
- Клот, "Der heil. Kirchenlehrer A." (2 т., Аахен, 1840);
- Биндеман, "Der heilige A." (Берл., 1844);
- Пужула, "Vie de St. Augustin" (2 изд., 2 т., Париж, 1852; в нем. пер. Гуртера, 2 т., Шафг., 1847);
- Дорнер, "Aug., sein theol. System und seine religionsphilos. Anschauung" (Берл., 1873).
- ПЭ. Т.I. 93-109.
Использованные материалы
- Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
- "28 (15) июня память Свт. Августина Великого, еп. Иппонского (†430)", страница официального сайта Храма Рождества Христова г Саратова:
- http://cxpx.ru/article-1099/ (использованы молитвословия)
[1] "saint Augustin, évêque d’Hiponne (430)" // Месяцеслов под ред. прот. Живко Панева на сайте Архиепископии Русских Православных Церквей в Западной Европе, https://orthodoxie.com/28-aout-ancien-calendrier-10-septembr...-2/ и https://orthodoxie.com/28-aout/; "Fer. Augustin episcop de Hipona (azi Annaba), Algeria (430)" // Календарь на официальном сайте Румынской Православной Епископии в Италии, https://episcopia-italiei.ro/mps/event/sf-cuv-moise-etiopian...771;
[2] "Fericitul AUGUSTIN, episcopul Hiponiei (Algeria, 427)" // Sinaxarul sfinţilor de pretutindeni: (martie - august) / monahul Valerian Dragoş şi rasofora Iustina. - Bucureşti: Piatytera; Alexandria: Cartea Ortodoxă, 2011, p. 372.
[3] Этому событию катол. церковь посвятила даже особый праздник (3 мая)