Прп. Василий Площанский, Глинский. Икона (Россия, нач. XXI в.) |
Память 27 апреля (Глинск. [1]), в Соборах преподобных отцов Глинских и Брянских святых
В миру Владимир Тимофеевич Кишкин, родился в 1745 году в селе Архангельское на Гниловодье Курского уезда Белгородской губернии (ныне село Сотниково Банинского сельсовета Фатежского района Курской области) в благочестивой семье обедневших дворян Тимофея Григорьевича и Домникеи Николаевны. С малых лет любил церковное богослужение, избегал обычных детских игр.
Семилетним с разрешения отца поступил послушником в Саровскую пустынь.
В 1757 году посетил Киево-Печерскую лавру, затем поселился в Коренной пустыни. Любил бывать в Задонском монастыре в честь Рождества Богородицы, где познакомился со святителем Тихоном, который стал его наставником и научил молитве Иисусовой. Юноша общался с архимандритом Феодосием (Масловым) и насельниками Молченской Софрониевой пустыни.
По некоторым сведениям, в 1760 году Владимир Кишкин был тайно пострижен в монашество с именем Василий в Миропольском монастыре Курской губернии; впрочем, сам он в послужном списке указывал, что принял постриг 7 марта 1783 года от игумена Миропольского монастыря Константина (Саурского).
Рукоположен во иеродиакона Курским епископом Феоктистом (Мочульским) в Курском Знаменском монастыре.
До 1794 года он нёс в обители послушание ризничего.
В 1795 году, уволившись из курской обители, Василий отправился на Афон, подвизался в келье русского скита Илии пророка. Изучив скитский и общежительный уставы, афонскую аскетическую традицию, подвижник вместе с учениками Арсением Младшим и Израилем в 1797 году перешёл в молдавский Нямецкий монастырь.
В 1798 году отец Василий вернулся в Коренную пустынь, где стал духовником братии. Благодаря его усилиям в обители были введены строгие афонские правила. Это вызвало недовольство части братии, решившей убить подвижника, однако вскоре иноки раскаялись и примирились с ним.
27 января 1800 года иеродиакон Василий был назначен начальником пребывавшей в запустении Белобережской пустыни. Благодаря его духовному авторитету в обитель вскоре пришли около 60 новых насельников, в том числе преподобный Лев (Наголкин), последователи преподобного Паисия (Величковского) иеромонах Клеопа (Антонов), схимонах Феодор (Ползиков), схимонах Афанасий (Охлопов), участвовавший в работе над переводом "Добротолюбия". Учениками Василия были игумен Филарет (Данилевский), преподобный Макарий (Глухарёв), иеромонах Серафим (Веденисов). Расцвет духовной жизни в Белобережской пустыни сопровождался и её материальным укреплением, на пожертвования благотворителей были отремонтированы кельи и трапезная.
19 августа 1800 года отец Василий по его собственному прошению был уволен от управления пустынью с пребыванием в ней "для вспомоществования советом и наставлениями новоопределенному начальнику" иеромонаху Питириму. Вскоре братия, возмущённая тем, что новый настоятель притесняет Василия, обратилась к Орловскому епископу Досифею (Ильину) с просьбой вновь назначить того настоятелем обители. 28 декабря того же года владыка Досифей вызвал отца Василия в Чёлнский монастырь, на следующий день старец сослужил епископу за литургией, во время которой архиерей неожиданно для Василия рукоположил его во иеромонаха. Впоследствии Василий редко служил литургию, считая себя недостойным.
В 1802 году преподобный исходатайствовал для Белобережской обители официальное открытие и введение общежительного устава. Составленные старцем правила общежительства были приняты во многих юго-западных русских монастырях, в том числе Кременецком, Усть-Медведицком, Борисовском. Бывшие насельники Белобережской пустыни стали настоятелями нескольких обителей: архимандрит Мелхиседек (Сокольников) - московского Симонова Нового монастыря, строители Серафим (Веденисов), Каллист (Кочетов), Павел (Крячков) и Маркеллин (Патрикеев) - Площанского монастыря, игумен Серапион (Пирожков) - Одрина монастыря.
В 1804 году иеромонах Василий был уволен за штат и зачислен в братию Брянского Свенского Успенского мужского монастыря, жил в келье, в лесу, в течение некоторого времени - близ Белобережской обители, управляя обоими монастырями.
В 1811 году посетил южнорусские обители, в которых подвизались его духовные чада, помог устроить иноческую жизнь в Свенском, Севском Свято-Троицком, курском Свято-Троицком, Площанском, Задонском Рождества Богородицы, Борисовском, Усть-Медведицком, Рыхловском монастырях, в Молченской пустыни. Благодаря своим добродетелям милосердия, кротости, любви, а также духовной опытности Василий умел водворять мир и благочиние среди братии.
Иеромонах Василий (Кишкин). Прижизненный портрет (автор неизвестен; Россия, 1810-е гг.) |
Стремясь к безмолвию, в 1816 году отец Василий перешёл в Глинскую пустынь, находившуюся тогда в запустении. Его попытки исправить монастырские порядки встретили сопротивление со стороны настоятеля и многих иноков. Казначей пустыни подал Курскому архиепископу Феоктисту (Мочульскому) рапорт с клеветой на старца, архиерей повелел тому покинуть епархию. Лишь после вмешательства высокопоставленных лиц, почитавших отца Василия, архиепископ пересмотрел дело и изменил решение, клеветники были наказаны, Василий вернулся в Глинскую пустынь. Вскоре туда был назначен новый настоятель - иеромонах Филарет (Данилевский). Совместными трудами Филарета и Василия монашеская жизнь в обители стала налаживаться, но в середине 1820-х годов отец Василий вновь был оклеветан.
В 1827 году старец перешёл в Казанскую Богородицкую Площанскую мужскую пустынь Орловской губернии (ныне Брасовский район Брянской области). Здесь он сблизился с благочинным, преподобным Макарием (Ивановым), у которого исповедовался до своей кончины.
В октябре 1829 года во время рубки деревьев иеромонах Василий упал и несколько часов пребывал без сознания. Очнувшись, он принял таинство Елеосвящения и причастился, после чего предсказал, что скончается через 18 месяцев. Затворившись в тесной келье, старец начал готовиться к смерти. Он стяжал непрестанную молитву, в праздничные дни причащался в келье Святых Таин. Незадолго до кончины святой вновь стал принимать для духовного назидания всех желающих, говоря, что ему "нужно со всеми примириться и у всех испросить прощения и молитв".
За неделю до преставления, в первый день Пасхи, 19 апреля 1831 года, отец Василий приобщился Святых Таин, его лицо заметно просияло.
Скончался 27 апреля 1831 года, 86 лет от рождения. Погребен в Площанской пустыни, против алтаря Казанской церкви.
В конце 1870-х годов его ученица монахиня Ангелина составила его жизнеописание. В 1882 году в Белобережской пустыни рукопись монахини Ангелины была исправлена и дополнена жизнеописанием ученика старца монаха Арсения (Кириллова) [2].
После 1917 года почитание старца не прекратилось, ежедневно к его могиле приходили многочисленные паломники. 16 ноября 1924 года губернская комиссия по вскрытию мощей сделала попытку уничтожить захоронение отца Василия. На монастырском кладбище были вскрыты могилы, из земли извлекли часть останков и увезли в Брянск. Паломничество к могиле преподобного возобновилось в конце 1940-х годов. По сообщениям властей, в 1950-х годах "на месте бывшего Площанского монастыря… верующие… берут песок с могилы «святого» монаха и воду из источника" [3]).
В апреле 2002 года при раскопках фундамента собора в Площанской пустыни были обнаружены останки иеромонаха Василия. Глава и часть других останков были направлены в марте 2003 года в Бюро судебно-медицинской экспертизы Комитета по здравоохранению Ленинградской области. На основании проведенного комплексного антропологического и медикокриминалистического исследования останков, с учётом анализа имеющихся архивных документов и иконописных изображений, экспертная комиссия пришла к заключению, что мощи принадлежат отцу Василию (Кишкину).
8 мая 2008 года Священный Синод Украинской Православной Церкви принял решение о канонизации иеромонаха Василия (Кишкина) в Соборе преподобных Глинских [4].
30 ноября 2017 года определением Архиерейского Собора Русской Православной Церкви благословлено общецерковное почитание преподобного Василия (Кишкина) в Соборе Глинских святых.
25 мая 2018 года имя преподобного Василия (Кишкина) внесено в Собор Брянских святых.
17 июня 2018 года в Богородицкой Площанской мужской пустыни митрополит Брянский и Севский Александр (Агриков) возглавил торжества по случаю общецерковного прославления преподобного Василия.
Сочинения
- Письмо к мон. Магдалине и Александре, 1820 г. // РГБ ОР. Ф. 213. К. 103. Ед. хр. 50.
Литература
- ГА Брянской обл. ОДФ Ф. 7 [Архив Белобережской пуст.];
- Ангелина, мон. Житие старца Площанской пустыни строителя Белобережской пустыни Василия (Кишкина Вл. Тим.). 2-я пол. XIX в. // РГБ ОР. Ф. 214. Опт.-284;
- Жизнеописание старца Василия (Вл. Тим. Кишкина). 2-я пол. XIX в. // РГБ ОР. Ф. 214. Опт.-285.
- ЖПодв. Апр. С. 249-295; Март. С. 363-369; Окт. С. 380; Нояб. С. 414; Сент. С. 107-108; Февр. С. 300;
- Четвериков С., прот. Молдавский старец Паисий Величковский: Его жизнь, учение и влияние на правосл. монашество. П., 19882;
- Иоанн (Маслов), схиархим. Глинский патерик. М., 1997. С. 121-125;
- Старцы Площанской пуст. М., 2002. С. 43-58.
Использованные материалы
- Диомид (Кузьмин), иеромонах. Василий (Кишкин) // Православная энциклопедия, т. 7, с. 82-83:
- Краткое житие преподобного Висилия (Кишкина) Площанского // Официальный сайт Брянской епархии:
[1] Иоанн (Маслов), схиархим. Глинский патерик. - М.: Самшит, 1997, с. 121-125.
[2] Жизнь старца Василия Кишкина и ученика его мон. Арсения Белобережской пустыни. - Брянск, 1887. Од., 19042.
[3] ГА Брянской обл. Ф. 2889. Оп. 2. Д. 6. Л. 47.
[4] На Сумщине сотни верующих УПЦ отметили день Собора Глинских старцев // Официальный сайт информагентства Forum, https://for-ua.com/article/1183564.