Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15

КРЫЛОВ ДМИТРИЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ

Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Прот. Димитрий Крылов
Прот. Димитрий Крылов
Димитрий Александрович Крылов (1889 - 1966), митрофорный протоиерей

Родился 14 марта 1889 года в Москве в многодетной семье протоиерея Александра Дмитриевича (+ 1933), настоятеля храма Иоакима и Анны на Якиманке, и Анны Дмитриевны (+ 29.08.1926) Крыловых. Был четвертым ребенком. Его дед по отцу, о. Димитрий Крылов, настоятель Свято-Троицкого храма в Старой Купавне, почти всю жизнь прослужил благочинным Богородского уезда; он-то и крестил внука в Якиманской церкви. Дед с материнской стороны, известный московский священник Димитрий Погожев, был настоятелем Никольского храма в Котельниках. Родной брат свящ. Иоанна Крылова (1884-1957), фронтового врача Василия (1885-1915), регента Сергея (1890 г.р.), Алексея (1892-1915) и Николая (1894 г.р.).

Помимо обычных школьных предметов, дети занимались музыкой с учительницей, выпускницей Московской консерватории. Дмитрий выучился играть на скрипке, с которой не расставался до конца своих дней. Все дети обладали хорошим слухом, пели в церковном хоре и хорошо знали богослужебный устав, старшие мальчики регентовали. Уже став священником, о.Дмитрий в случае надобности проводил спевки с прихожанами и регентовал.

В 1905 году окончил Заиконоспасское духовное училище, в 1912 году - Московскую духовную семинарию по II разряду [1].

В сентябре 1913 года определен учителем в Якиманскую церковноприходскую школу.

21 апреля 1914 года обвенчался с Верой, дочерью о. Константина Пономарева [2]. Дети: Серафим, Татьяна, Нина, Надежда и Тамара.

В апреле 1914 года был рукоположен во священника епископом Серпуховским Анастасием (Грибановским) и назначен настоятелем Успенского собора на Городке г. Звенигорода Московской губернии, на место тестя, протоиерея Константина Пономарева.

На священника легла забота о древнем соборе, весьма уже запущенном. В 1915 году молодой настоятель пригласил реставрационную комиссию из Кремлевских мастерских под руководством магистра богословия доцента кафедры церковной археологии МДА Николая Дмитриевича Протасова. В отделе рукописей ГТГ хранится заявление Протасова от 25 сентября 1918 года о необходимости реставрации собора вкупе с отчетами о проведенных работах. Комиссия нашла состояние фресок собора угрожающим. Перед началом реставрационных работ, чтобы открыть доступ к фрескам, по указанию архитектора К.Б.Бакланова был частично разобран и реконструирован соборный иконостас. Затем специалисты промыли и укрепили росписи алтарных столпов, расчистили росписи северной стены. Но в октябре 1918 году один из членов комиссии, А. В. Грищенко, публично заявил несогласие с методами работы в соборе. Из документа того времени известно, что разборка иконостаса вызвала "сильное волнение среди местного населения; священнику за допущение этих работ угрожал арест". Во избежание больших неприятностей, работу остановили, а о.Дмитрий с женой и двумя малыми детьми Серафимом и Татьяной вынужден был на время уехать в Серпухов. Лишь через три года, в 1921 году, он смог вернуться в Звенигород к служению.

27 июня 1932 года была закрыта Якиманская церковь. Дом на Якиманке уплотнили, и о.Александр снял квартиру в Останкине и перешел служить в храм Григория Неокесарийского к своему зятю Петру Лагову.

В Звенигороде собирались закрыть Вознесенский храм. С благословения настоятеля протоиерея Николая Розанова прихожане собирали подписи в защиту церкви. Ходатайство попало в руки участкового инспектора и, напуганный количеством подписей, он написал донос, вскоре о. Димитрия арестовали.

16 ноября 1932 года был арестован по обвинению в "систематической антисоветской агитации, направленной к срыву кампаний на селе". Арест произошёл на именинах о. Дмитрия, где собрались священники, псаломщики, монахини, прихожане. Бывших на именинах гостей допросили, некоторых также взяли под стражу.

На допросах, шедших по ночам, духовенство держалось мужественно, стараясь не скомпрометировать друг друга. Архимандрит Сергий (Завьялов) показал: "При встрече с Крыловым кроме как о духовной службе ни о чем не говорили".

Священник Николай Озерский: "Присутствовавшие вели разговор исключительно о слиянии двух церквей в одну общую церковь. Других разговоров я не слышал".

Монахиня Анастасия (Лыкова) сообщила: "Николай Озерский сетовал отцу Дмитрию, что надо жить дружно с другим отцом Николаем (Завьяловым) и вместе крепить Церковь, не ссорясь друг с другом, и тогда Церковь будет авторитетна".

Один из арестованных, Александр Барминцев, на допросе привел слова батюшки Дмитрия: "Советская власть преследует, сажает духовенство. Сбываются слова Евангелия, настало время гонения на Церковь, но, как бы она ни была гонима, Церковь идейно не умрет".

Были допрошены и соседи. Некто Галкин сказал, что батюшка "агитировал" его крестить ребенка и говорил, что в колхозах после введения сепараторов производят некачественное молоко. Его жена показала: "К Крылову много приходят на дом людей из крестьян-колхозников, которые жаловались ему о том, что жить тяжело и работать в колхозе, что нам делать". Крылов отвечал: "Сами пошли в колхоз, будет хуже, но молитесь Богу, и Он вам поможет терпеть, всякая власть от Бога".

Отец Дмитрий на допросах подтвердил показания свидетелей.

24 января 1933 года, после очередного вызова к следователю, оказался в одной камере с о. Николаем Розановым, Яковом Игонькиным и Михаилом Ежовым.

13 марта 1933 года тройкой при ПП ОГПУ был осуждён по обвинению в "антисоветской агитации" и приговорён к трём годам концлагерей. С декабря 1933 года заключение отбывал в Белбалтлаге и на Колыме, в бухте Нагаева.

После освобождения о.Дмитрий не успел на единственный в году рейс во Владивосток и вынужден был еще год оставаться в Нагаеве вольнонаемным. В деле отмечено, что за хорошую работу он получал зачеты и награждения. Когда батюшка добрался, наконец, до материка, в поезде у него украли чемодан с вещами, попутчики кормили его все одиннадцать дней пути.

С 1935 по 1939 год служил настоятелем Иоакимо-Аннинской церкви села Боголюбова.

Протоиерей

В 1941 году поступил во владимирскую сапожную артель им. 2-й Пятилетки.

В сентябре 1943 года определён в Никольскую церковь села Юрова Владимирской области. В январе 1944 года назначен в храм Воскресения на Старинском Погосте. Оба храма стояли почти в руинах, жилья при них не было, и семья батюшки оставалась во Владимире.

В 1944 году назначен исполняющим обязанности настоятеля Успенского кафедрального собора г Владимира.

31 января - 2 февраля 1945 года участвовал в заседании Поместного собора Русской Православной Церкви от Владимирской епархии [3]. Отец Дмитрий был представлен митрополиту Алексию, будущему патриарху, как кандидат в настоятели Успенского собора, и назначение было утверждено.

В июне 1945 года переведён в церковь Михаила Архангела в Михалях по требованию уполномоченного по делам религии.

С марта 1947 года - настоятель Казанской церкви на Торгу г. Суздаля.

4 сентября 1950 года был вновь переведен настоятелем Богородице-Рождественского храма в селе Ликине.

30 марта 1955 года был переведён настоятелем Рождественского храма в Коврове.

23 января 1956 года был уволен за штат с правом перехода в другую епархию.

27 января 1956 года был назначен настоятелем Воздвиженской церкви в Вязниках.

28 ноября 1956 года переведён в с. Ликино Судогодский района. Вскоре был опять переведен в Вязники.

13 декабря 1956 года был освобожден от настоятельства с увольнением за штат.

9 февраля 1957 года был назначен в кладбищенскую церковь сошествия Святого Духа в Юрьевце.

В период своего служения в Юрьевце, как и в прежних своих приходах, отец Дмитрий пытался наладить благочестивую жизнь, благоустроить и расширить храм. Как видно из доносов, направленных местному уполномоченному по делам Церкви, вовсе не всем его деятельность была по душе. Особенно активными стали изгнанные отцом Дмитрием за воровство и беспутную жизнь члены двадцатки. Они устроили потасовку возле храма, а когда о.Дмитрий пытался урезонить их, призывал к порядку, старались побить батюшку. Местная газета "Приволжский колхозник" писала кляузы на о.Дмитрия.

6 октября 1957 года тяжело больного батюшку уполномоченный по Ивановской области снял с регистрации. О.Дмитрий пытался воззвать к совести уполномоченного, говоря, что написанное в газете является лживым клеветническим сочинением, но его письмо осталось без ответа.

В 1960 году назначен настоятелем Успенского собора города Кинешмы, ему была выделена квартиру в церковном доме.

7 августа 1961 года овдовел, продолжая служить в Кинешме.

В 1962 году подал прошение о реабилитации, и 2 марта 1963 года получил справку о реабилитации.

В феврале 1964 года Успенский собор в Кинешме, несмотря на ходатайства верующих и настоятеля, был закрыт местным уполномоченным по делам религии. Отец Дмитрий был уволен за штат, а затем в 1964 году назначен настоятелем Троицкого храма в Лежневе.

На святочной неделе 1966 года он почувствовал себя плохо, выбежал на улицу, прося помощи. Сбежавшийся народ вместо помощи ограбил дом священника.

Скончался 12 января 1966 года от сердечной недостаточности. Погребён на городском кладбище г. Владимира рядом с матушкой. Отпевание в Князе-Владимирском кладбищенском храме совершил архиепископ Владимирский Онисим (Фестинатов).

Награды

  • митра (1947)
  • право служения с открытыми царскими вратами (1949)
  • патриаршая благодарственная грамота (1952, от патриарха всея Руси Алексий I)

Литература

  • Дубинский А.Ю. Московская Духовная Семинария: Алфавитный список выпускников 1901–1917 годов (генеалогический справочник). М.: Прометей, 1998. 123 с. С.49.

Использованные материалы

  • Новомученики, исповедники, за Христа пострадавшие в годы гонений на Русскую Православную Церковь в XX в.:
  • Крылов Дмитрий Александрович, протоиерей // База данных и собрание материалов Спасо-Преображенского Соловецкого ставропигиального мужского монастыря Русской Православной Церкви (Московский патриархат):



[1]  "Выпускники Московской духовной семинарии 1912 года", генеалогический сайт Бовкало А.А., http://petergen.com/bovkalo/duhov/moskvasem.html

[2]  Пономарев Константин Павлович, протоиерей // База данных и собрание материалов Спасо-Преображенского Соловецкого ставропигиального мужского монастыря Русской Православной Церкви (Московский патриархат), https://pravoslavnoe-duhovenstvo.ru/person/3801/

[3]  "Списки участников Собора 1945 года" [публ. П. А. Овсянникова], Вестник ПСТГУ II: История. История Русской Православной Церкви, 2009, вып. II:2 (31), с.125, http://pstgu.ru/download/1252606910.spiski.pdf

Редакция текста от: 20.03.2022 15:17:49

"КРЫЛОВ ДМИТРИЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google