ИАКОВ КОСТУРСКИЙ

Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Прмчч. Иаков диакон, Иаков Касторский и Дионисий монах
Прмчч. Иаков диакон, Иаков Касторский и Дионисий монах
Иаков Костурский (Касторский), Ивероскитиот, Афонский, Адрианопольский, Новый (греч. ᾿Ιάκωβος; + 1519/20), монах, преподобномученик

Память 1 ноября (Греч. [1], РПЦЗ [2]), 2 ноября (Греч. [3],) 28 января (Греч. [4]), в Соборах Афонских преподобных, Ватопедских святых (Греч.), Этолийских и Акарнанских святых (Греч.) и в Соборе новомучеников, по взятии Константинополя пострадавших (Греч.)

В миру Иоанн, родился в одном из селений близ Кастории (Καστοριᾶς, Греция) в бедной благочестивой семье. Его родителей звали Мартин и Параскева. В юности Иоанн пас стада и постепенно приобрел собственных овец. Его брат позавидовал преуспеванию Иоанна и донес местным турецким властям, что тот нашел клад. Иоанн был вынужден покинуть родные места, чтобы избежать преследований турок. Он поселился в Константинополе, занялся поставкой баранины ко двору султана и постепенно разбогател.

Однажды, находясь в гостях у знатного турка, Иоанн услышал рассказ о том, как Константинопольский патриарх Нифонт II (1486-1489, 1497-1498) исцелил бесноватую жену турка, при этом турок видел, как во время чтения Евангелия разверзся купол храма и божественный свет наполнил церковь. После этого Иоанн решил отправиться к патриарху для духовной беседы. Под влиянием патриарха Нифонта он раздал свое имение (300 тыс. гроссов) нищим, удалился на Афон и принял постриг в монастыре Дохиар.

Спустя три года он восстановил запустевший скит св. Иоанна Предтечи, принадлежавший Иверскому монастырю, и подвизался в нем шесть лет под рук. старца Игнатия. После смерти Игнатия Иаков, подобно древним подвижникам, подвергся искушениям и бесовским нападениям, от которых его избавила Пресвятая Богородица.

Ведя строгую аскетическую жизнь, Иаков достиг совершенства в монашеских добродетелях. Он сподобился дара прозорливости и чудотворения. Кроме того, ему по божественному откровению были явлены видения райских обителей и адских мучений. Постепенно вокруг Иакова начала собираться братия. Первым его учеником стал инок Маркиан из монастыря Ватопед. По молитвам Иакова в скиту св. Иоанна Предтечи забил источник, который получил название Агиасма св. Иакова, пустой сосуд дважды наполнялся елеем, во время засухи пошел дождь. В монастыре Ватопед он исцелил одержимого бесом послушника. Однажды Иаков и его спутник были застигнуты в пути туманом и темнотой, так что подвергались опасности сорваться в пропасть. После того как Иаков помолился, туман расступился, образуя проход на то время, пока они не дошли до кельи.

В поисках большего уединения Иаков с шестью учениками удалился во внутреннюю часть Афонского полуострова, по всей видимости в церковь Пресвятой Богородицы (т. н. кафизма Панагии), выстроенной на пути к вершине Афона, где проводил в безмолвии все дни недели, кроме субботы и воскресенья. Однажды в откровении подвижнику было явлено, чтобы он шел в Этолию (область в Центр. Греции). По пути он останавливался со своими учениками в Петре (где предсказал, что через три дня в городе вспыхнет пожар) и в Метеорских монастырях. Оттуда он отправился в Нафпактос и поселился в монастыре св. Иоанна Предтечи близ дер. Тревекиста (ныне Аналипси). Множество народа из окрестных селений стало стекаться к старцу за благословением и наставлениями, больные и бесноватые получали исцеление.

Слава о чудесах Иакова возбудила зависть у Акакия, митр. Навпактского и Артского, который донес турецкому бею - правителю г. Трикала, что Иаков собирает вокруг себя множество христиан для мятежа. Тот отдал распоряжение схватить старца и привести к нему. Иакову заранее были открыты предстоящие мучения, и он убеждал учеников принять страдания за Христа. В день ареста старец велел отслужить литургию ранее обычного времени и, когда турки окружили храм, безбоязненно вышел им навстречу с двумя учениками - диаконом Иаковом и монахом Дионисием.

После долгих допросов трикальский бей, не найдя подтверждение обвинению, отправил донесение султану Селиму I (1512-1520). В течение 40 дней он держал святых в темнице, ожидая ответа. Из заключения старец Иаков отправил письмо ученикам, назначив своим преемником свт. Феону (впосл. митр. Фессалоникийского). Тем временем от султана, находившегося в Дидимотихоне (Фракия), пришло повеление доставить к нему узников в оковах.

Селим подверг мучеников пыткам, стараясь выведать, с какой целью Иаков собирал вокруг себя множество христиан. Когда султан переехал в Адрианополь (ныне Эдирне, Турция), туда перевезли и Иакова с учениками. Султан передал их двум пашам для дальнейшего расследования. Те сообщили султану, что не смогли найти подтверждение обвинению, но узнали, что Иаков обладает даром предвидения. Селим призвал к себе старца и спросил, сколько лет ему предстоит править. Когда Иаков ответил, что тому осталось жить девять месяцев, султан пришел в ярость и предал святых жесточайшим мучениям. Желая найти благовидный предлог для их казни, Селим послал к Иакову одного пашу, чтобы узнать его мнение об исламе. Иаков обличил мусульман, говоря, что никто из людей так не прогневал Бога, как Мухаммад. После этого султан приказал янычарам сделать все, чтобы заставить святых отречься от Христа.

Янычары мучили их в течение 17 дней: бичевали, посыпая раны солью и растирая грубыми полотнами, вырезали из кожи ремни, терзали ноги железными крюками, а бока опаляли огнем. Видя непреклонность святых, Селим приговорил их к повешению. На место казни старец Иаков пришел сам, хотя от пыток на ногах обнажились кости, а его учеников принесли совершенно изнемогших. Иаков воздал хвалу Господу и мирно почил прежде, чем палачи приступили к казни. Турки повесили его учеников и мертвое тело Иакова.

Казнь преподобномучеников часто датируют 1520 годом, однако мон. Герасим Микраяннанит и И. М. Перандонис относят мученичество к 1519 году. Учитывая, что Селим I умер в сентябре 1520 года, а прмч. Иаков предсказал ему кончину за девять месяцев, то казнь новомучеников состоялась в самом конце 1519 или начале 1520 года.

Христиане выкупили тела святых и унесли их в сел. Арванитохорион (по др. источникам, Алвани, или Алванитохорион) близ Адрианополя и погребли их в трёх отдельных гробницах. Каждое воскресенье и по праздникам от гробов преподобномучеников исходил свет. Вскоре после мученической кончины святых свящ. Николай из Арты отправился навестить брата, жившего на Дунае. По пути, в Адрианополе, заболел конь священника. Свящ. Николай, слышавший о мученическом подвиге прмч. Иакова, обратился к нему с молитвой, и конь исцелился. Священник отправился к месту захоронения мучеников и рассказал жителям Арванитохориона о происшедшем. По его настоянию гробницы были открыты. От мощей св. Иакова исходило дивное благоухание. Свящ. Николай взял честную главу прмч. Иакова и часть его мощей и отвез их ученикам преподобномученика, подвизавшимся в афонском монастыре Симонопетра. От мощей получили исцеление эконом Неофит и свящ. Каллист. Ученики послали со свящ. Николаем в Адрианополь одного из монахов, по имени Феофил, и перенесли в Симонопетру оставшиеся мощи прмчч. Иакова, Иакова и Дионисия. Впоследствии ученики Иакова Костурского переселились в сел. Галатиста на полуострове Халкидики и возобновили пребывавший в запустении монастырь вмц. Анастасии Узорешительницы. Чудеса от мощей привлекли туда большое число братии - до 150 чел. По молитве к прмч. Иакову фессалоникиец Филипп был избавлен от потопления во время бури. Исцеления происходили не только от мощей св. Иакова, но и от его одежд (они облегчали тяжелые роды). В наше время часть мощей прмч. Иакова хранится также в монастыре Дохиар.

Житие прмч. Иакову и служба ему были написаны современником святого Феофаном Фессалоникийцем из монастыря вмц. Анастасии Узорешительницы и изданы Д. Лукопулосом [5]. В сокращенном виде Житие прмч. Иакова было включено в "Новый Мартирологион" прп. Никодима Святогорца. Кроме того, в рукописи XVII века Ath. Doch. 229 сохранился неопубликованный канон в честь прмч. Иакова, составленный неким Нифонтом.

Литература

  • Порфирий (Успенский), архим. Первое путешествие в Афонские монастыри и скиты в 1845 г. К., 1877. С. 320-325;
  • ΝΜ. Σ. 38-44;
  • Δουκάκης. ΜΣ. Τ. 11. Σ. 21-25;
  • Ματθαῖος. ΜΣ. Τ. 11. Σ. 28-67;
  • Афонский патерик. Ч. 2. С. 323-333;
  • Νικόδημος. Συναξαριστής. Τ. 2. Σ. 541-549.
  • Ζερλέντης Π. Γ. Θεσσαλονικέων μητροπολῖται ἀπὸ Θεωνᾶ τοῦ ἀπὸ ἡγουμένων μέχρι ᾿Ιωάσαφ ᾿Αργυροπούλου (1520-1578) // BZ. 1903. Bd. 12. S. 131-152;
  • Χρυσόστομος (Παπαδόπουλος). Νεομάρτυρες. Σ. 19;
  • Γεράσημος (Μικραγιαννανίτης), μον. ᾿Ιάκωβος // ΘΗΕ. Τ. 6. Σ. 639-640;
  • Γλαβίνας ᾿Α. ῾Ο ἐκ Καστορίας Νεομάρτυς ᾿Ιάκωβος. Θεσσαλονίκη, 1974;
  • Περαντώνης. Λεξικόν. Τ. 2. Σ. 210-215;
  • Σωφρόνιος (Εὐστρατιάδης). ῾Αγιολόγιον. Σ. 208-209;
  • Θεόκτιστος (Δοχειαρίτης), μον. ῞Αγιοι, ῞Οσιοι καί Νεομάρτυρες Δοχειαρίτες // Παρουσία ῾Ιερᾶς Μονῆς Δοχειαρίου. ῞Αγιον ῎Ορος, 2001. Σ. 138-140.

Использованные материалы



[1]  "Ὁ Ἅγιος Ἰάκωβος ὁ νέος Ὁσιομάρτυρας καὶ οἱ δύο μαθητές του Ἰάκωβος ὁ Διάκονος καὶ Διονύσιος ὁ Μοναχὸς", страница греческого сайта Μεγασ Συναξαριστησ (Большой месяцеслов), по кн.: Αγαθάγγελος (Χαραμαντίδης), Επ. Φαναρίου, Μεγασ Συναξαριστησ (Епископ Фанарийский Агафангел, "Синаксарь Православной Церкви"), Αποστολικής Διακονίας της Εκκλησίας της Ελλάδος, https://www.synaxarion.gr/gr/sid/1070/sxsaintinfo.aspx. В конце жития имеется примечание: "Ἡ μνήμη του ἐπαναλαμβάνεται τὴν 28η Ἰανουαρίου καὶ τὴν 2α Νοεμβρίου" ("Память его повторяется 28 января и 2 ноября").

[2]  "Преподобномучч. Іакова и учениковъ его Іаква діакона и Діонисія (1520)" // Троицкїй Православный Русскїй Календарь на 2019 г. - Свято-Троїцкий Монастырь. Тѵпографїѧ Пр. Іωва Почаевскагω въ Джорданвиллѣ, 2018, с. 133, https://snrocmqc.orthodoxws.com/files/Nov-2019.pdf.

[3]  "Ὁ Ὅσιος Ἰάκωβος ὁ Ἰβηροσκητιώτης (Βλέπε βιογραφία του τὴν 1η Νοεμβρίου, ὅπου καὶ ἡ ἡμέρα τοῦ μαρτυρίου του)", страница календаря на официальном сайте Фессалоникийской Митрополии Элладской Православной Церкви, http://www.imth.gr/inst/imth/gallery/agiologio/11/02.htm#Ὁ_Ὅ...της.

[4]  "Ὁ Ὅσιος Ἰάκωβος ὁ Ἰβηροσκητιώτης (Βλ. βιογραφία του τὴν 1η Νοεμβρίου)", страница календаря на официальном сайте Фессалоникийской Митрополии Элладской Православной Церкви, http://www.imth.gr/inst/imth/gallery/agiologio/01/28.htm#Ὁ_Ὅ...της; "Οσίων ... Ιακώβου του Ιβηροσκητιώτου", страница месяцеслова на официальном сайте Элладской Православной Церкви, http://www.ecclesia.gr/greek/synaxaire/synaxari.asp?minas=1&id=148.

[5]  Афины, 1894

Редакция текста от: 15.11.2021 19:50:16

"ИАКОВ КОСТУРСКИЙ" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google