Еглон, моавитский царь, угнетавший Израиль 18 лет (Суд 3, 12-14).
Его имя образовано от евр. egel - теленок, которое восходит к общесемитскому корню gl с тем же значением. Воспользовавшись внутренними неурядицами и безвластием у израильтян [1], творивших "злое пред очами Господа" [2], Еглон покорил земли к западу от Иордана в районе Иерихона, бывшие наделами колен Ефрема и Вениамина, и обложил израильтян тяжелой данью. Союзниками в военных походах Еглона против Израиля были соседнее царство аммонитян и кочевые племена амаликитян (Суд 3, 13). Израильский судья Аод, явившийся к Еглону по случаю ежегодной уплаты подати моавитянам, беспрепятственно пронес оружие во дворец. Представ перед тучным Еглоном, он убедил царя остаться с ним наедине в "прохладной горнице". Аод пообещал ему открыть слово Божие и заставил царя встать. Вонзив левой рукой меч в чрево царя по самую рукоять, Аод незаметно скрылся из дворца, замкнув за собой двери "прохладной горницы" (Суд 3, 15-23). Вскоре под предводительством Аода сыны Израилевы захватили переправу через Иордан и, разбив 10 тыс. моавитян, избавились от языческого ига на 80 лет (Суд 3, 27-30).
Согласно поздней раввинистической традиции, за благоговение царя, вставшего с трона ради слова Божия, была вознаграждена его дочь (или по др. версии - внучка) моавитянка Руфь, ставшая праматерью дома Давидова [3]. В христианской экзегезе образ тучного Еглона символизирует гедонистическую философию, для которой удовольствие является высшим благом. Это учение побеждается, словно мечом Аода, евангельским словом истины [4].
В книге Иисуса Навина (Нав 15:39) упоминается город Еглон (Еглом) среди городов удела колена сынов Иудиных.
Литература
- Kraeling E. G. Difficulties in the Story of Ehud // JBL. 1935. Vol. 54. P. 205-210;
- Halpern B. The Assassination of Eglon - The First Locked-Room Murder Mystery // Bible Review. 1988. Vol. 4. N 6. P. 32-41, 44;
- Soggin J. A. Ehud und Eglon: Bemerkungen zu Richter III 11b-31 // VT. 1989. Vol. 39. P. 95-100.
Использованные материалы
- Я. М. Чехановец. "Еглон" // Православная энциклопедия, т. 18, с. 30
[1] Ios. Flav. Antiq. V 4. 1
[2] Суд 3, 12
[3] Рут Раба. 2. 9
[4] Orig. In Iudic. hom. IV 1