Иеромонах Евфросин (Данилов) |
В миру Данилов Василий Адрианович, родился 3 апреля 1898 года в селе Языковке Новосильского уезда Тульская губернии в крестьянской семье Адриана и Софии Даниловых. У него было двое братьев (одного из них звали Иосиф) и три сестры: Анастасия, Олимпиада и Евдокия (впоследствии насельница Марфо-Мариинской обители). Два года учился в сельской школе.
В 1912 году перебрался в Москву к старшей сестре. Служил "мальчиком" на фабрике. Унаследовав от своих родителей любовь к Богу и молитве, он часто посещал московские храмы. Посещая один из ближайших храмов, он получил благословение удалиться в монастырь.
29 марта 1915 года поступил в Смоленскую Зосимову пустынь. О. Герман принял его с испытательным сроком и направил на скотный двор ухаживать за коровами. Впоследствии он нес послушание канонарха и келейника у иеромонаха Иннокентия (Орешкина), который с первых дней стал его духовным отцом.
В 1917 году призван в действующую армию. Больше года прослужил в пехотном полку на фронте в Виленской губернии. После развала фронта вернулся в Зосимову пустынь.
26 июля 1918 году был облечён в рясофор, в 1920 году был призван в Красную армию. Служил санитаром в г. Смоленске, затем в рабочем полку в Москве.
В 1923 году был демобилизован, вернулся в Зосимову пустынь, которая вскоре была закрыта. 23 октября 1923 года вместе с другими зосимовцами перешел в помещение Высоко-Петровского монастыря в Москве.
6 ноября 1923 года пострижен в монашество с наречением имени Евфросин; 11 ноября 1923 года был рукоположен в сан иеродиакона епископом Варфоломеем (Ремовым), настоятелем Высокопетровского монастыря.
В 1927 году был осуждён и выслан в Осташков Тверской губернии. В ссылке служил в Новосоловецкой пустыни на острове Зосимы и Савватия на озере Вселуг. Монастырь был приписан к Нило-Столобенской пустыни. В 1929 году монастырь прекратил свое существование, к 1930 году его сооружения были разрушены.
После окончания срока высылки поселился в Сергиевом Посаде (Загорске).
5 апреля 1931 года был арестован по обвинению в "антисоветской агитации и принадлежности к контрреволюционной церковной организации "истинных христиан". Проходил по делу "Дело Инюшина И.И. и др. Москва. 1931г." вместе с другими бывшими насельниками Зосимовой пустыни: игуменом Владимиром (Терентьевым), иеромонахами Макарием (Моржовым), Мелхиседеком (Лихачевым) и Иннокентием (Орешкиным), иеродиаконом Иоанникием (Каштановым) и др.
Виновным себя не признал.
20 мая 1931 года тройкой при ПП ОГПУ по Московской обл. приговорён к десяти годам ИТЛ. Был отправлен на Колыму, условия заключения были крайне тяжелыми.
Однажды зимой, когда заключенных послали на лесоповал, он отстал и заблудился. Это была верная смерть. Несколько дней пробирался по тайге, пищей ему служила кора деревьев и мороженая клюква, какие-то ягоды, орехи. Когда силы оставили его, он на клочке бумаги карандашиком записал свои грехи, положил под елочку и так исповедовался Господу перед смертью. И тут он услышал голос старца Дорофея: "Не лежи, вставай!". Он пополз дальше и вышел к трассе. Там его подобрали, по номеру на арестантской одежде определили - откуда. Отправили обратно в лагерь, где его даже не пытались искать - мороз должен был выполнить работу палачей. Но о. Евфросин даже не обморозился. В лагере его наказали "за побег": на три недели бросили в неотапливаемый карцер, куда через день приносили кружку воды и ломтик хлеба. Он молился и остался жив. Когда его выпустили из ледяного карцера, он был в полном изнеможении и истощении. Кормить его не полагалось, т.к. он не мог выработать норму. Но его выходили уголовники: они носили монаха на делянку, закутывая его для обогрева телогрейками, выполняли для него норму и кормили за своим столом. Вскоре медкомиссия признала старца не пригодным к тяжелым работам и перевела на работу в швейную мастерскую, т.к. еще в Зосимовской пустыни он славился как портной.
В начале 1941 года ему дали "за побег" дополнительно десять лет, но 20 июня, ровно в положенный срок через десять лет пришел приказ об освобождении. Видимо, две бумаги разминулись. Известие о начале войны пришло, когда о. Евфросин находился на борту корабля, направлявшегося из Колымы во Владивосток.
После освобождения о.Евфросин жил на нелегальном положении, ему приходилось скитаться. Было время, когда он каждую ночь ночевал в разных местах, потому что за ним по пятам ходили чекисты, хотели арестовать. Но его духовник и старец Иннокентий (Орешкин), сказал ему: "Не бойся. Господь тебя сохранит, только ты не оставляй меня"
29 января 1945 года рукоположен во иеромонаха в Ильинской церкви г. Загорска епископом Кишиневским Иеронимом (Захаровым), с назначением на должность эконома Кишиневского епархиального управления.
29 января - 2 февраля 1945 года участвовал в заседаниях Поместного Собора Русской Православной Церкви от Кишинёвской епархии.
Впоследствии переехал из Кишинева в Московскую область, чтобы быть ближе к своему духовному отцу иеросхимонаху Иннокентию (Орешкину), проживавшему на ст. Сходня. Он также помогал о.Иннокентию исповедовать его духовных чад: приезжал для этого в домик-сарайчик на ст. Лосиноостровская, расположенный в малообитаемом, глухом районе линий Красной Сосны (тихих улочек, параллельных Ярославскому шоссе), и там духовные чада старца о.Иннокентия могли оставить для него "почту" (записки с вопросами или откровением помыслов), которую о. Евфросин отвозил затем на Сходню. Когда о. Иннокентий в 1949 году скончался, священник Тихвинского храма на Алексеевском кладбище отказался отпевать его как схимника, и старец был отпет как мирянин. Тогда о. Евфросин совершил заочное отпевание иеросхимонаха Иннокентия по монашескому чину [1].
С 1958 года о. Евфросин проживал в г. Подольске. Перенесший долгие годы стужи и голода, он очень страдал от малейших сквозняков и бережно относился к каждому кусочку съестного.
12 декабря 1958 года был реабилитирован по 1931 году репрессий.
В конце 1973 года почувствовал приближение кончины и пригласил к себе священника о. Валериана Кречетова, который исповедовал его и причастил Святых Христовых Таин. От него о. Валериан услышал замечательные слова: "Берегись чувства страха, иначе будешь сдавать все позиции"
Скончался 19 декабря 1973 года. Погребён за алтарем Покровского храма на погосте подмосковного села Акулова, рядом с епископом Можайским Стефаном (Никитиным) и протоиереем Тихоном Пелихом.
Награды
- наперсный крест (14 июня 1945)
Литература
=- ГА РФ. Ф.10035. Оп.1. Д.П-60406.
- Протоиерей Валериан Кречетов. Марфа и Мария. Проповеди. Воспоминания. 2006. С.257–260.
- Трофимов А. Иеромонах Евфросин Данилов
Использованные материалы
- БД ПСТГУ "Новомученики и исповедники Церкви Русской XX века":
[1] Из воспоминаний Г.А.Пыльневой