Герман (+ после 1579), патриарх Иерусалимский (1534 - 1579)
Грек, уроженец Пелопоннеса. Пришел в Палестину в 1520-х годах, был игуменом лавры св. Саввы.
Патриаршество Германа было временем кардинальных перемен в жизни Иерусалимской Церкви. После османского завоевания Сирии и Египта (1516-1517) четыре православных Патриархата впервые за 900 лет оказались в составе одного государства. Укрепились контакты между Поместными Церквами. При поддержке османских властей на Ближнем Востоке резко усилилось греческое влияние. С избранием Германа греческому клиру удалось поставить под свой контроль Иерусалимский Патриархат, долгое время управлявшийся патриархами-арабами. Позднейшая святогробская традиция объясняла избрание Германа тем, что он в совершенстве владел арабским языком и его считали арабом. Эта версия маловероятна; скорее всего Герман был избран на патриаршество в обстановке междоусобной борьбы арабских кланов как нейтральный кандидат. За свое долгое правление патриарх Герман пережил всех арабских архиереев Палестины и заменил их греками. В условиях упадка Иерусалимской Церкви к концу XVI века там оставались только две архиерейские кафедры - Вифлеем и Газа, т. о. было закреплено греческое доминирование в Иерусалимском Патриархате, продолжающееся до настоящего времени.
После включения Ближнего Востока в состав Османской империи активизировалось христианское паломничество к св. местам Палестины. Располагая доходами от паломничества и финансовой поддержкой балканских христиан, патриарх Герман во второй половине 1530-х годов предпринял крупные ремонтные работы в иерусалимском храме Воскресения, который обветшал до угрожающего состояния. Однако это строительство не было санкционировано мусульманской администрацией. Иерусалимский санджак-бей повелел заковать в цепи патриарха, хотел разрушить новопостроенные участки церкви и, лишь получив огромные подношения, отказался от своего намерения. Сильный урон храмам Палестины нанесло землетрясение 1545 года, когда упали колокольни в Вифлееме и у храма Воскресения была повреждена кувуклия Св. Гроба.
В османскую эпоху обострилась борьба между представителями различных христианскох исповеданий за обладание св. местами Палестины. В патриаршество Германа происходили столкновения православных с католиками. Стороны оспаривали владение кувуклием Св. Гроба, который в 1530-х годах был отреставрирован патриархом Германом, а в 1550-х - францисканскими монахами. В конце 1540-х годов патриарх Герман добился сноса католического алтаря, установленного незадолго до того на месте Снятия с Креста, однако не смог помешать размещению такого же алтаря в маронитском приделе храма Св. Гроба. Источники отмечают конфликты христианских конфессий в начале 1560-х годов за первенство при проведении обряда возжигания Благодатного огня в Великую субботу. В 1561 году османские власти изгнали францисканских монахов из их монастыря на горе Сион, обращенного в мусульманский вакф. Взамен им передали монастырь св. Иоанна Богослова (по другой версии, францисканцы первоначально взяли монастырь в аренду, а в 1590 окончательно присвоили его).
Отношения патриарха Германа с соседним Александрийским Патриархатом были омрачены давним спором о границах. В 1530 и 1542 годах Александрийский патриарх Иоаким официально отказывался от претензий на Газу, Синай и Керак, однако долгие годы два Патриархата вели споры за богатый монастырь вмц. Екатерины на Синае, тесно связанный с Египтом. В 1540 году патриарх Герман учредил на Синае епископскую кафедру, чтобы ограничить там влияние патриарха Иоакима. В 1544 году спор патриархов был перенесен в Стамбул, где патриарх Герман при поддержке Константинопольского патриарха закрепил свои права на Синай. Однако патриарх Иоаким, воспользовавшись недостойным поведением еп. Макария Синайского, в 1557 году на Соборе трёх восточных патриархов добился упразднения кафедры, принадлежавшей Иерусалимскому Патриархату на Синае и снова претендовал на покровительство монастырю. Затяжной конфликт был окончательно разрешен в июле 1575 году на новом Соборе в Стамбуле. Председательствовавший на Соборе патриарх Герман настоял на восстановлении Синайской епископской кафедры, причисленной к диоцезу Иерусалимского Патриархата.
В патриаршество Германа возобновились контакты Иерусалимской Церкви с Россией. В источниках сохранилось свидетельство о посещении в марте 1541 года Новгородского архиеп. Макария посланцами Иерусалимского патриарха, прибывшими на Русь для сбора милостыни. В 1543 году патриарх Герман, находившийся в Стамбуле, поставил подпись под посланием греческих иерархов к русскому царю с просьбой об освобождении прп. Максима Грека. В 1548 году патриарх Герман непосредственно обратился в Москву с просьбой о милостыне, патриаршие посланники старцы Даниил и Гавриил прибыли в Россию летом 1550 года. Огромная милостыня была отправлена из Москвы на православный Восток в 1558 году с посольством архидиак. Геннадия и Василия Позднякова. Весной 1560 года в Иерусалиме Поздняков вручил царское жалованье патриарху Герману и главам сербской и грузинской монашеских общин Палестины.
В последние годы патриаршества Герман столкнулся с проблемой обеспечения преемства власти, закрепления греческого преобладания в Иерусалимской Церкви. Патриарх выбрал в наследники своего племянника мон. Софрония, которого привез из Стамбула в Палестину. Похоже, это вызвало определенное противодействие не только со стороны арабской общины, имевшей еще значительное влияние на дела Патриархата, но и со стороны палестинского духовенства. Сохранилось упоминание о некоем конфликте в 1578 - начале 1579 года между патриархом, митр. Иоакимом Вифлеемским и монахами лавры св. Саввы; для примирения сторон в Палестину приезжали экзархи Константинопольского и Антиохийского патриархов. Между греческими архиереями, сербскими и грузинскими монастырями Палестины и арабской православной общиной было достигнуто соглашение о передаче патриаршей власти от Германа к Софронию, смена патриархов произошла в 1579 году.
Литература
- Хождение купца Василия Позднякова по св. местам Востока. СПб., 1887;
- Рассказ Неофита Кипрского о находящихся в Иерусалиме христ. вероисповеданиях и о ссорах их между собой по поводу мест поклонения // Мат-лы для истории Иерусалимской патриархии XVI-XIX вв. СПб., 1901. Т. 1. С. 11-14;
- Россия и Греч. мир в XVI в. М., 2004. Т. 1.
- Малышевский И. И. Александрийский патр. Мелетий Пигас и его участие в делах Рус. Церкви. К., 1872. Т. 1. С. 174-181, 189-192;
- Каптерев Н. Ф. Сношения иерусалимских патриархов с рус. правительством. СПб., 1895. Т. 1. С. 8-11. (ППС; Вып. 43. Т. 15);
- он же. Господство греков в Иерусалимском патриархате с 1-й пол. XVI до пол. XVIII в. // БВ. 1897. № 5. С. 198-215; № 7. С. 27-43;
- Максим Симский. История иерусалимских патриархов со времен 6 Вселенского собора до 1810 г. // Мат-лы для истории Иерусалимской патриархии XVI-XIX вв. СПб., 1904. Т. 2. С. 42-43;
- Cohen A. On the Realities of the Millet System: Jerusalem in the 16th Cent. // Christians and Jews in the Ottoman Empire: The Functioning of a Plural Society. N. Y.; L., 1982. Vol. 2. P. 7-18;
- Макарий (Веретенников), архим. Грамота Иерусалимского патр. Германа Новгородскому архиеп. Макарию // Иерусалим в рус. культуре. М., 1994. С. 205-211.
Использованные материалы
- К. А. Панченко. "Герман [патриарх Иерусалимский]" // Православная энциклопедия, т. 11, с. 233-234