Лазарь (+ после 1368), патриарх Иерусалимский (ранее 1340 - около 1342, октябрь 1349 - после 1368)
Патриаршество Лазаря пришлось на время, когда Иерусалимская Православная Церковь, пребывавшая под властью мамлюков, сохраняла теснейшие связи с Византией, вплоть до того что императоры и Константинопольские патриархи напрямую вмешивались в вопросы поставления и низложения Иерусалимских первосвятителей, а значительная часть палестинского клира, как и, судя по всему, Лазарь, была греческого происхождения.
После кончины Иерусалимского патриарха Григория II Лазарь был избран на кафедру Св. града и отправился в Константинополь для совершения хиротонии. Уже после его рукоположения в византийскую столицу прибыл палестинский мон. Герасим, выдвинувший против патриарха ряд обвинений. Для расследования ситуации было отправлено специальное посольство к египетскому султану и епископам Иерусалимской Церкви. О патриархе Лазаре упоминается в послании 1340 года султана ан-Насира Мухаммада к византийскому имп. Андронику III Палеологу. Пока тянулось разбирательство, император скончался и в Византии вспыхнула гражданская война между сторонниками малолетнего имп. Иоанна V Палеолога и Иоанном Кантакузином. Патриарх Лазарь был вовлечен в это противостояние, в котором участвовал на стороне Кантакузина.
Константинопольский патриарх Иоанн XIV Калека, поддерживавший Палеолога, около 1342 года низложил Лазаря и передал Иерусалимский престол его сопернику Герасиму [1]. Лазарь, не имея средств к существованию, переселился в генуэзскую колонию Галата и стал искать способа уехать оттуда к Кантакузину, находившемуся в Дидимотихоне. Иоанн Калека и константинопольские власти отправили в Галату людей для ареста Лазаря [2]. Латиняне предложили опальному патриарху принять католичество и получить защиту Римского папы, угрожая в противном случае выдать его преследователям. Лазарь категорически отверг это предложение и был выдан византийским властям. После происшедшего Константинопольский патриарх с почтением отнесся к Лазарю как к новому исповеднику.
По-прежнему лишенный необходимых средств, Лазарь предпринял вторую попытку бежать к Иоанну Кантакузину, на этот раз успешную. 21 мая 1346 года патриарх венчал Иоанна вместе с супругой на царство в Адрианополе и тогда же принял участие в Соборе архиереев, поддерживавших Кантакузина, которые объявили о низложении Константинопольского патриарха Иоанна Калеки [3].
После победы в гражданской войне Иоанна Кантакузина (февраль 1347) Лазарь снова обрел покровительство византийских властей. Известны его подписи под томосом о низложении Иоанна Калеки от февраля 1347 года и под синодальными актами мая и августа 1347 года в поддержку свт. Григория Паламы и нового Константинопольского патриарха Исидора I Вухира [4]. Император утвердил Лазаря на Иерусалимском престоле [5] и отправил в Египет посольство во главе с Мануилом Сергопулом и Лазарем с просьбой к султану Насир ад-Дину Хасану о возвращении Лазаря на кафедру. Герасим тоже отправился в Каир, рассчитывая получить поддержку мамлюкских властей, однако по дороге скоропостижно скончался (октябрь 1349), и Лазарь беспрепятственно занял патриарший престол.
В литературе фигурируют упоминания еще одного помимо Лазаря и Герасима Иерусалимского патриарха 1340-х годов - Арсения. Его подпись вместе с подписями трех палестинских епископов стоит под документом, датируемым ноябрем 1344 года.
В августе 1354 года в Мамлюкском государстве началось одно из самых сильных гонений на христиан, инициированное эмиром Шейхуном, игравшим ключевую роль при султанском дворе. Были возобновлены традиционные бытовые ограничения для инаковерующих, конфискованы церковные земли, христиан увольняли с государственной службы, в ходе антихристианских беспорядков был разрушен ряд церквей. С этим гонением каким-то образом связан арест патриарха Лазаря. Конкретные обвинения, предъявленные ему, в источниках не упоминаются. Патриарх был доставлен в Каир, где Шейхун, насколько можно судить по летописи Иоанна Кантакузина, склонял его к отречению от христианства. Не преуспев в этом, эмир приговорил патриарха к смерти. Султан настоял на замене смертной казни телесным наказанием, и Лазарь был подвергнут жестокому бичеванию, а затем брошен в тюрьму. В ходе военного переворота в июле/августе 1357 года Шейхун был убит, и гонение на христиан прекратилось. Лазаря освободили, вернули на кафедру, а осенью того же года отправили с султанским посольством в Византию. Известно, что вместе с Константинопольским патриархом свт. Каллистом I он присутствовал при отречении от трона сына Иоанна Кантакузина Матфея в декабре 1357 года в Эпибатах, близ Силиврии [6]. Возможно, после этого Лазарь остался в столице империи на несколько лет либо посетил ее еще раз, о чем свидетельствует упоминание об участии Иерусалимского патриарха в церковном Соборе, проходившем в Константинополе в 1361 году [7].
После нападения на Александрию флота кипрского кор. Петра I Лузиньяна в октябре 1365 года ближневосточные христиане подверглись новым репрессиям. Помимо восстановления шариатских предписаний по бытовой дискриминации зиммиев у христиан была конфискована 1/4 имущества, которая должна была пойти на выкуп пленных мусульман и строительство военного флота. Храм Гроба Господня в Иерусалиме был запечатан, служившие в Святом граде францисканские монахи казнены. Православные Иерусалимский и Антиохийский патриархи вместе со многими архиереями были заключены в тюрьму. Известный впоследствии византийский авантюрист и самозваный патриарх Павел Тагарис (+ после 1394), пребывавший с 1363 года в окружении Лазаря и возведенный им в сан диакона, свидетельствовал, что патриарх претерпел "гонения и бесчисленные удары от рук безбожников" [8]. Летом или осенью 1366 года в Каир прибыло посольство от византийского императора Иоанна V Палеолога, ходатайствовавшее об освобождении заключенных архиереев. Лазарь получил возможность уехать в Константинополь. В отсутствие Лазаря власть в Иерусалимской Церкви захватил некий Дамиан, поддержанный Александрийским патриархом. Павел Тагарис вошел в конфликт с Дамианом и зимой 1366/67 года или в начале весны 1367 года был вынужден бежать из Иерусалима под защиту Антиохийского патриарха Михаила I.
Сходство ситуаций 1354 и 1365 годов, когда патриарх Лазарь претерпел гонения и побои от мамлюкских властей, а потом был отпущен в Византию, привело позднейших ученых к некоторому замешательству. Рассказ Иоанна Кантакузина о репрессиях эмира Шейхуна ошибочно пытались отождествить с событиями 1365-1366 годов, описанными Павлом Тагарисом [9]. Возможно, сам Иоанн Кантакузин, писавший годы спустя, по ошибке соединил в своем сочинении два гонения, которым подвергся патриарх.
Во время пребывания в Константинополе Лазарь принял участие в переговорах византийского духовенства с папским престолом о перспективах примирения Западной и Восточной Церквей. В начале 1367 года папский легат доставил послание от папы Урбана V с предложением о проведении Вселенского Собора для воссоединения христианского мира. Маем 1367 года датируется ответное письмо трех православных патриархов, находившихся тогда в византийской столице, - Филофея Коккина, Лазаря и Нифонта Александрийского [10]. Православная сторона отвергала идею подчинения Римскому престолу и предлагала диалог на равных, поэтому проект Вселенского Собора в итоге был оставлен папской курией [11]. Тем не менее переписка церковных предстоятелей продолжалась: в ноябре 1367 года папа отправил новое послание православным патриархам [12] и, по свидетельству Ж. Насраллы, отдельное - патриарху Лазарю, где сочувствовал его страданиям и призывал к стойкости в испытаниях во имя любви ко Христу [13].
Патриарх Лазарь оставался в Константинополе бо́льшую часть следующего года. В апреле 1368 года он подписал соборное решение об осуждении ереси Прохора Кидониса [14]. В ноябре патриарх вернулся на Восток вместе с императорским посольством. Возможно, с одним из двух византийских посольств (1366 или 1368) связано известное описание св. мест Палестины Акиндина Пердики, входившего в состав миссии [15].
Более в источниках Лазарь не упоминается. Судя по всему, он скончался вскоре после возвращения в Палестину.
Литература
- Cantacus. Hist. T. 3. P. 29, 90-104, 167, 357;
- Максим Симский. История Иерусалимских патриархов // Мат-лы для истории Иерусалимской патриархии XVI-XIX вв. СПб., 1904. Ч. 2. С. 34-36. (ППС; Т. 19. Вып. 1 (55));
- Miklosich, Müller. Vol. 1. P. 417, 423. N 181; Vol. 2. P. 224-230. N 476;
- Муравьев А. Н. История святого града Иерусалима от времен апостольских и до наших. СПб., 1844. Т. 2. С. 244-248;
- Леонид (Кавелин), архим. Два правосл. слав. паломника XIV в. // Он же. Три статьи к рус. палестиноведению. СПб., 1889. С. 6-8. (ППС; Т. 6. Вып. 1 (16));
- Canard M. Une lettre du Sultan Malik Nasir Hasan à Jean VI Cantacuzène (750/1349) // Annales de l'Institut d'Études Orientales. Alger, 1937. Vol. 3. P. 27-52;
- Wirth P. Der Partiarchat des Gerasimos und der zweite Patriarchat des Lazaros von Jerusalem // BZ. 1961. Bd. 54. S. 319-323;
- Nicol D. M. The Confessions of a Bogus Patriarch: Paul Tagaris Palaiologos, Orthodox Patriarch of Jerusalem and Catholic Patriarch of Constantinople in the XIVth Century // JEcclH. 1970. Vol. 21. N 4. P. 289-299;
- Miller T. A New Chronology of Patriarch Lazarus' Persecution by the Mamluks (1349-1367) // OCP. 1975. Vol. 41. Fasc. 2. P. 474-478;
- Schreiner P. Byzanz und die Mamluken in der 2. Hälfte des 14. Jh. // Der Islam. B., 1979. Bd. 56. S. 296-304;
- Nasrallah. Histoire. Vol. 3. T. 2. P. 49, 68-69, 71;
- Лебедев А. П. Ист. очерки состояния Визант.-вост. церкви от кон. XI до сер. XV в. СПб., 1998. С. 278-279;
- PLP, N 14350;
- Панченко К. А. Забытая катастрофа: К реконструкции последствий Александрийского крестового похода 1365 г. на Христианском Востоке // Арабы-христиане в истории и лит-ре Ближ. Востока. М., 2013. С. 202-219.
Использованные материалы
- К. А. Панченко. "Лазарь, патриарх Иерусалимский" // Православная энциклопедия, т. 39, с. 676-677
[1] RegPatr, N 2220
[2] RegPatr, N 2245
[3] RegPatr, N 2262
[4] RegPatr, N 2272, 2289
[5] RegPatr, N 2275
[6] RegPatr, N 2403
[7] RegPatr, N 2432
[8] Miklosich, Müller. Vol. 2. P. 226
[9] Miller. 1975
[10] RegPatr, N 2526
[11] Прохоров Г. М. Публицистика Иоанна Кантакузина 1367-1371 гг. // ВВ. 1968. Т. 29. С. 318-341; Setton K. M. The Papacy and the Levant. Phil., 1976. Vol. 1. P. 310
[12] Baronius C. et al. Annales Ecclesiastici. P. etc., 1880. Vol. 26. P. 145. N 10
[13] Nasrallah. Histoire. Vol. 3. T. 2. P. 71. Not. 150
[14] RegPatr, N 2541
[15] Описание в стихах иерусалимских Господских чудес и достопримечательностей, сост. Ефесским протонотарием Пердикой / Изд., предисл.: А. И. Пападопуло-Керамевс, пер.: Г. С. Дестунис. СПб., 1890. (ППС; Т. 10. Вып. 2 (29)