Преподобный Исаия, основатель Киккского монастыря. Греческая икона |
Память 10 сентября (Кипр. [1]) и в Соборе Кипрских святых (Греч. [2])
Однажды во время охоты дука Мануил Вутомит заблудился в лесах Троодоса и на горе Коккос встретил монаха-отшельника Исаию, одетого в козью шкуру. Разгневавшись на инока, который не хотел отвечать на вопросы, Мануил жестоко избил его. Вернувшись в резиденцию в Лефкосии, дука заболел. Поняв, что Бог наказал его за избиение инока, Мануил раскаялся и получил исцеление. Когда он решил отправиться к Исаие, чтобы просить прощения, Пресвятая Богородица в царском облачении явилась Исаие во сне, сообщила ему о намерении Мануила и велела, чтобы в качестве епитимии тот привез Ее икону из царского дворца в Константинополе. Дука попросил Исаию сопровождать его в этой поездке. Вскоре император назначил на Кипр наместника по имени Георгий (неизвестен по другим источникам), а Мануилу велел вернуться в Константинополь. Прибыв ко двору, Мануил не смог найти подходящий момент, чтобы изложить свою просьбу, и Исаия решил возвратиться на Кипр, т. к. его тяготила жизнь в столице. Мануил заказал для Исаии две иконы (Христа на престоле и двухчастную: Св. Троицы и Божией Матери с Младенцем и предстоящими ктиторами - Мануилом Вутомитом и Исаией) и дал деньги на постройку церкви во имя Св. Троицы на горе Коккос.
Во сне преподобному явился ангел и утешил его, сказав, что вскоре император пришлет ему икону. Вернувшись на Кипр, Исаия построил церковь, кельи и основал монастырь. В это время единственная дочь императора заболела тем же недугом, которым страдал Мануил, и ни один врач не мог исцелить ее. Мануил рассказал императору о своей болезни, об исцелении и обете, и тот дал слово отправить икону на Кипр, после чего его дочь сразу же выздоровела.
Избиение Исаии Мануилом Вутомитом. Роспись галереи Киккского монастыря, Кипр. мастера М. и Г. Молошан. 1989 год |
По просьбе Исаии кипрский наместник Георгий подарил монастырю селения Мил, Миликурий и Перистерона. Он построил в сел. Пентагия (ныне Пендайя) церковь вмч. Георгия Победоносца, купил водяную мельницу, поля и виноградник и передал эти владения в качестве подворья Киккскому монастырю. В церкви вмч. Георгия были помещены две иконы, подаренные преподобному Исаие Мануилом Вутомитом.
Сведения о времени смерти прп. Исаии, месте захоронения и его мощах не сохранились.
Прп. Исаия исцеляет дочь императора. Роспись галереи Киккского монастыря, Кипр. мастера М. и Г. Молошан. 1989 год |
"Сказание..." было записано в 1422 году со слов 125-летнего киккского иером. Григория. Известны пять списков "Сказания...": Александрийский [3], Ватиканский [4], Иерусалимский [5], Никосийский [6], Китийской митрополии [7]. Еще один несохранившийся список стал основой сочинения Ефрема Афинянина. Лучше всего отражает оригинал Александрийский список.
Прп. Исаия ктитор Киккского монастыря с иконой Богородицы "Милостивая" (Киккская) |
В. Г. Григорович-Барский был знаком как со "Сказанием...", так и с местными преданиями ("сия же повесть не обретается в кадиках монастирских, но по преданию от инок повествуется" [9]), в т. ч. он упоминает о пещере, в которой подвизался Исаия, "в горе високо, недалече монастира" [10]. Если в "Сказании..." Мануил Вутомит играет важную роль, как и Исаия, то у Григоровича-Барского он становится второстепенным действующим лицом. В описании Киккского монастыря 1727 года дука Мануил и имп. Исаак Комнин были объединены в один персонаж - дуку Исаака. В описании 1735 года кипрский дука не едет вместе с Исаией в Константинополь, а посылает в столицу преподобного.
В сочинении Ефрема Афинянина также упоминается явление императору Пресв. Богородицы, обличившей его за намерение заказать точную копию чудотворной иконы, чтобы отослать ее на Кипр вместо оригинала [11].
Если в "Сказании..." и в "Описании..." Ефрема Афинянина императорская дочь выздоравливает без непосредственного участия Исаии, то в более поздних текстах отразилась версия ее исцеления от прикосновения преподобного, впервые встречающаяся в "Хронике" Леонтия Махераса [12]. К числу позднейших преданий относится легенда о пчеле, которая, сев на чудотворный образ, помогла Исаии отличить подлинную икону от копии.
Время жизни Исаии и основания им Киккского монастыря можно точно установить благодаря упоминанию в этих источниках исторического лица - Мануила Вутомита. Согласно "Сказанию...", имп. Исаак I Комнин (1057-1059) назначил его дукой (наместником) Кипра. Однако из "Алексиады" известно, что Мануил Вутомит был полководцем другого императора из династии Комнинов - Алексея I (1081-1118). В 1092 году он был послан на Кипр для подавления восстания Рапсомата [13], но не являлся дукой Кипра (назначен дукой Никеи в 1097). Мануил посещал Кипр и позднее: в 1099 году он останавливался на острове в составе посольства к антиохийскому кн. Боэмунду I, а в 1112 году - по пути в Триполи. На основании этих данных Ефрем Афинянин датировал описываемые в "Сказании..." события 1092 годом [14].
Литература
- BHG, N 1069b;
- Παπαδόπουλο-Κεραμεύς ᾿Α. ῾Ιεροσολυμιτικὴ βιβλιοθήκη. Πετρούπολις, 1891. Τ. 1. Σ. 372-373;
- Григорович-Барский В. Г. Странствия по св. местам Востока. СПб., 1885. Ч. 1. С. 403; 1886. Ч. 2. С. 266-268;
- ᾿Εφραμ ὁ ᾿Αθηναῖος. ῾Η Περιγραφὴ τῆς σεβασμίας κα βασιλικῆς Μονῆς τοῦ Κύκκου. ῾Ενετία, 1751;
- Leont. Makhair. Chronicle. T. 1. P. 36-39;
- Σπυριδάκης Κ. ῾Η Περιγραφὴ τῆς Μονῆς Κύκκου ἐπ τῇ βάσει ἀνεκδότου χειρογράφου // Κυπριακα σπουδαί. 1949. Τ. 13. Σ. 15-28 [текст];
- Χατζηψάλτης Κ. Τὸ ἀνέκδοτο κείμενο τοῦ ᾿Αλεξανδρινοῦ κώδικος 176 (366): Παραδόσιες κα ἱστορία τῆς Μονῆς Κύκκου // Ibid. 1950. Τ. 14. Σ. 49-69 [текст];
- Κωνσταντινίδης Κ. Ν. ῾Η Διήγησις τῆς θαυματουργῆς εἰκόνας τῆς Θεοτόκου ᾿Ελεούσας τοῦ Κύκκου κατὰ τὸν λληνικὸ κώδικα 2313 Βατικανοῦ. Λευκωσία, 2002. Σ. 89-292 [тексты];
- Παπαγεωργίου ᾿Α. Μία ἀνέκδοτη Διήγηση γία τς εἰκόνες πού ζωγράφησε, κατὰ τὴν παράδοση, ὁ ἀπόστολος Λουκᾶς κα τὴν ἵδρυση τῆς Μονῆς Κύκκου // ᾿Επετηρίδα Κέντρου Μελετῶν ῾Ιερᾶς Μονῆς Κύκκου. 2004. Τ. 6. Σ. 20-45 [текст].;
- Σπυριδάκης Κ. ῾Η Περιγραφὴ τῆς Μονῆς Κύκκου ἐπ τῇ βάσει ἀνεκδότου χειρογράφου // Κυπριακα σπουδαί. 1949. Τ. 13. Σ. 1-14 [исслед.];
- Χατζηψάλτης Κ. Τὸ ἀνέκδοτο κείμενο τοῦ ᾿Αλεξανδρινοῦ κώδικος 176 (366): Παραδόσιες κα ἱστορία τῆς Μονῆς Κύκκου // Ibid. 1950. Τ. 14. Σ. 39-48 [исслед.];
- Ησαΐας μοναχός // ΜΚΕ. 1987. Τ. 5. Σ. 337-338;
- Μακάριος, ἀρχιέπ. Κύπρου. Κύπρος ἡ ῾Αγία Νῆσος. Λευκωσία, 1997 2. Σ. 28;
- Βλάσιος Σταυροβουνιώτης, μον. Πατερικὸν τῆς Νήσου Κύπρου. Θεσσαλονίκη, 1999 3. Σ. 68-69;
- Κωνσταντινίδης Κ. Ν. ῾Η Διήγησις τῆς θαυματουργῆς εἰκόνας τῆς Θεοτόκου ᾿Ελεούσας τοῦ Κύκκου κατὰ τὸν λληνικὸ κώδικα 2313 Βατικανοῦ. Λευκωσία, 2002. Σ. 3-88 [исслед.];
- Παπαγεωργίου ᾿Α. Μία ἀνέκδοτη Διήγηση γία τς εἰκόνες πού ζωγράφησε, κατὰ τὴν παράδοση, ὁ ἀπόστολος Λουκᾶς κα τὴν ἵδρυση τῆς Μονῆς Κύκκου // ᾿Επετηρίδα Κέντρου Μελετῶν ῾Ιερᾶς Μονῆς Κύκκου. 2004. Τ. 6. Σ. 9-19 [исслед.].
Использованные материалы
- И. Н. Тертышный. "Исаия" // Православная энциклопедия, т. 27, с. 122-124
- "Όσιος Ησαΐας κτίτωρ της Μονής Κύκκου (10 Σεπτεμβρίου)" // страница официального сайта Константийской и Аммохостской митропо́лии. (иллюстрация)
[1] «Όσιος Ησαΐας κτίτωρ της Ιεράς Βασιλικής και Σταυροπηγιακής Μονής Κύκκου», частный сайт Ορθόδοξος Συναξαριστής (Православный месяцеслов): - http://www.saint.gr/4163/saint.aspx; "Исаия" - http://www.pravenc.ru/text/674810.html
[2] "99. Ησαΐας (μοναχός, ιδρυτής μονής Κύκκου, 11. αι.)" // Список Кипрских святых на официальном сайте Кипрской Православной Церкви - Κύπρος «Νήσος των Αγίων», - http://churchofcyprus.org.cy/27142
[3] Alexandr. Patr. 176 (366), 1614 г., издан К. Хадзипсалтисом
[4] Vat. gr. 2313, 1661 г., издан К. Константинидисом
[5] Hieros. Patr. 328, 1695 г., описан А. И. Пападопуло-Керамевсом, издан Константинидисом
[6] кон. ХVII - нач. XVIII в., принадлежал свящ. Папаставросу Папагафангелосу из ц. Пресв. Богородицы Фанеромени в Никосии (Лефкосии), хранится в Музее Киккского монастыря, Cod. Р12, издан К. Спиридакисом
[7] 1740 г., в наст. время утрачен, издан А. Папагеоргиу
[8] Leont. Makhair. § 37
[9] Григорович-Барский. 1886. Ч. 2. С. 267
[10] Григорович-Барский. 1885. Ч. 1. С. 403
[11] ᾿Εφραμ ὁ ᾿Αθηναῖος. 1751. Σ. 33
[12] Βλάσιος Σταυροβουνιώτης. 1999. Σ. 68
[13] Ann. Comn. Alex. IX 2
[14] ᾿Εφραμ ὁ ᾿Αθηναῖος. 1751. Σ. 23