Евфимий III (+ 1647), патриарх Антиохийский (декабрь 1634 - 11 октября 1647)
По происхождению грек с острова Хиос. Известен под арабскими именованиями ас-Сакизи (хиосец; от тур. названия острова Хиос - Сакыз), ар-Руми (грек) и аль-Мусаввир (художник).
Был иеромонахом палестинской лавры св. Саввы Освященного, до возведения в патриархи носил имя Мелетий, славился как иконописец. Скорее всего именно во время пребывания в лавре на рубеже XVI и XVII веков он сблизился с будущим Антиохийским патриархом Евфимием II Кармой, в то время также состоявшим в братстве савваитов. Источники называют Евфимия III учеником и духовным сыном Кармы. Несомненно, они поддерживали контакты и после возвращения Кармы в Сирию в 1604 году.
Став в 1634 году Антиохийским патриархом, Евфимий Карма пригласил Мелетия в Дамаск для росписи кафедрального собора. Мелетий ас-Сакизи стал одним из самых ярких представителей кружка интеллектуалов, образовавшегося вокруг Евфимия Кармы и сыгравшего ведущую роль в «мелькитском ренессансе» (араб.- нахда) XVII в.
Осенью 1634 году Евфимий Карма тяжело заболел. Он избрал Мелетия своим преемником, и тот был возведен в патриархи с именем Евфимий в конце декабря 1634 года, еще при жизни своего предшественника (+ 1 января 1635).
В правление Евфимия III, как и при Евфимии II, в Антиохийском Патриархате доминировала христианская община г. Халеб. 27 октября 1635 года патриарх возвел в сан митрополита Халеба др. ученика Евфимия Кармы, свящ. Иоанна аз-Заима, принявшего в архиерействе имя Мелетий. Ему были дарованы также сан католикоса и должность экзарха "городов Амидских" (т. е. Вост. Анатолии) и Антиохии. Тем самым Халебский митрополит получал в управление половину территории Патриархата и сан, выделявший его среди прочих митрополитов. Именно на Мелетия аз-Заима Евфимий III указал в конце жизни как на своего преемника (патриарх Макарий III).
Обстоятельства правления Евфимия известны главным образом из исторических сочинений патриарха Макария аз-Заима и его сына архидиак. Павла Алеппского. Первый сообщает о 12 архиерейских хиротониях, проведенных Евфимием III за свое патриаршество, а второй упоминает о посещениях патриархом Халеба осенью 1640 и зимой 1644 года, в ходе объезда епархий и сбора десятины, о его торжественных встречах и проводах халебским духовенством.
В отличие от других восточных патриархов того времени Евфимий не стремился к активной внешнеполитической деятельности; Антиохийская Церковь сохраняла достаточно замкнутый и провинциальный характер. Известно только две попытки патр. Евфимия III расширить круг внешних контактов. В 1636 года он рукоположил земляка Пахомия Хиосского во митрополита Сайднаи и отправил его в Грузию, с которой Антиохийская Церковь традиционно поддерживала тесные связи. Цель и результаты миссии митр. Пахомия неизвестны. Весной 1646 года по совету Иерусалимского патриарха Паисия, проезжавшего незадолго перед этим через Дамаск, Евфимий отправил в Россию посольство во главе с Аккарским митр. Иеремией с просьбой о милостыне. Поездка окончилась неудачей: в ноябре вышло предписание царя Алексея Михайловича, согласно которому все восточные просители милостыни не пропускались далее Путивля, где и должны были получать определяемое им в Москве пожалование. Митр. Иеремия умер в Путивле в конце декабря 1646 года, а его спутники были отправлены обратно с весьма скромными дарами.
В отличие от Евфимия Кармы, которому отчасти были свойственны филокатолические настроения, Евфимий III старался держать дистанцию в отношениях с Ватиканом. Патриарх отказался подписать акт об унии с Римом, обсуждавшийся его предшественником с Конгрегацией пропаганды веры. Тем не менее в католических историографии распространены утверждения о пролатинских симпатиях Евфимия III, которые он якобы избегал выражать открыто. Подобное мнение проистекает из его приватных контактов с западными миссионерами и из согласия на открытие иезуитской школы в Дамаске в 1643 году. Однако это было характерно для атмосферы веротерпимости, преобладавшей в Сирии в XVII века, и отнюдь не означало отказа патр. Евфимия от православия.
Сохранился акт об отлучении монахов монастыря вмц. Екатерины на Синае (1647), отправленный Евфимием III Александрийскому патриарху Иоанникию [1].
Скончался 11 октября 1647 года.
Литература
- Павел Алеппский. Путешествие. 2005. С. 682-686.
- Εὐθύμιος. ῾Ο Γ´. // ΘΗΕ. Τ. 5. Σ. 1044;
- Nasrallah. Histoire. Vol. 4. T. 1. P. 73-74, 86-87;
- idem. Euthyme III // DHGE. T. 16. Col. 57-58;
- Walbiner C.-M. Die Bischofs- und Metropolitensitze des grieschisch-orthodoxen Patriarchats von Antiochia von 1594 bis 1664 nach einigen zeitgenossischen Quellen // Oriens Chr. 1998. Bd. 82. S. 99-152;
- Панченко К. А. Россия и Антиохийский патриархат: начало диалога (кон. XVI - 1-я пол. XVII в.) // Россия и Христ. Восток. М., 2004. Вып. 2/3. С. 215-220.
Использованные материалы
- К. А. Панченко. "Евфимий III" // Православная энциклопедия, т. 17, с. 427-428
[1] Παπαδόπουλος-Κεραμεύς. ῾Ιεροσολυμιτικῆ βιβλιοθήκη. Τ. 1. Σ. 209