АННА КОМНИНА

Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Анна Комнина (греч. Αννα Κομνηνή; 1083 - ок. 1153 или 1154), византийская писательница

Родилась 2 декабря 1083 года в семье византийского имп. Алексея I Комнина и Ирины Дукены. Получила прекрасное образование. Ее воспитанием сначала руководила Мария, вдова византийского императора Никифора Вотаниата, а потом мать порфирородной принцессы Ирины, славившаяся своими обширными познаниями в богословии и философии. Анна изучила Гомера, Геродота, Фукидида, Аристофана, трагиков и Поливия, особенно же Священное Писание. Прекрасно знала древнюю мифологию, географию и историю, риторику, диалектику и философию, читала сочинения Аристотеля и диалоги Платона, укрепила свой ум математическими науками - астрономией, геометрией и арифметикой, глубоко изучила греческий язык и вообще имела большое стремление к знанию. Византийский историк Иоанн Зонара говорит, что Анна постоянно занималась науками, получила ученое воспитание, говорила чисто аттическим языком, имела ум, способность к высшим созерцаниям; способности ее были остры, прилежание неутомимо; она любила проводить время с книгами да с учеными людьми, с которыми внимательно беседовала [1].

Она была замужем за известным византийским деятелем и писателем Никифором Вриеннием.

Во время предсмертной болезни императора Алексея I, Анна вместе со своей матерью составили план устранить от престола законного наследника и сына императора Иоанна Комнина, и провозгласить василевсом своего мужа Никифора. Но этот план был разрушен как Иоанном, так отчасти и самим Вриеннием. По смерти Алексея I, Анна вместе со своей матерью удалились в основанный последней столичный монастырь Богородицы Благодатной.

В монастыре Анна составила прославивший ее исторический труд о времени правления ее отца, озаглавленный в его честь "Алексиада" (Αλεξιάς), материал для которого был отчасти подготовлен в прежнее время. "Алексиада" была закончена в 1148 году. Кроме "Алексиады", Анна Комнина составила "эпиграмму к иконе Христа" [2] и "Пролог к беседе" [3].

Анна Комнина скончалась около 1153 или 1154 года.

"Алексиада"

Полное название сочинения - "Сочинение - с Богом - о делах императора кир Алексея Комнина, составленное его дочерью, госпожою Анною, порфирородною царевною, - которое было ею названо Алексиадою". 15 книг "Алексиады" охватывают период с 1069 по 1118 год. Основное внимание Анна Комнина уделяет событиям внешне- и внутриполитической жизни Византии - войнам, мятежам, перипетиям придворной жизни. В сочинении прослеживается враждебность к правившим после Алексея брату Анны Иоанну II и племяннику Мануилу I: создавая литературный памятник отцу, она противопоставляет его героический образ недостойным потомкам. Антизападная и антилатинская позиция писательницы, критика астрологии - все это являлось проявлением оппозиционных настроений по отношению к Мануилу, увлекавшемуся астрологией и приблизившему к себе иноземцев.

Историческую ценность сведениям Анны Комниной придает живая непосредственность повествования очевидца событий, сохранившего в тексте свидетельства, почерпнутые из устных рассказов, в том числе и высших государственных чиновников, а также из документов, посланий и т. д. Это, в частности, касается событий 1-го крестового похода, описание которого у Анны Комниной принципиально отличается от мемуаров западных хронистов - участников похода. Если последние излагали события в апологетических тонах, то Анна Комнина, давая общую оценку важнейшему моменту средневековой истории, с удивительной проницательностью показывает неоднозначность этого явления. Она выделяет среди крестоносцев, с одной стороны, простых воинов, введенных в заблуждение, с другой - рыцарей, которыми двигала только страсть к наживе (напр., Боэмунд Тарентский). В отличие от западных хронистов, обвинявших Алексея I Комнина в предательстве, якобы послужившем причиной их бед, Анна Комнина ставит в вину латинянам коварство и нарушение собственных клятв, что и повлекло за собой несчастья как для крестоносцев, так и для самой Византии. Труд Анны Комниной содержит уникальные свидетельства о еретических движениях, церковной политике, проблемах сохранения чистоты Православия в Византии XI века. Подробно описывается полемика Алексея I Комнина с павликианами в Мосинополе в декабре 1083 года, его акции по подавлению еретических движений в Филиппополе (VI 2), восстание "манихея" Травла (VI 4), излагаются основные моменты диспута с павликианами в Филиппополе в 1115 году (XIV 8-9), рассказывается и о казни императором богомильского лидера Василия (XV 8-10). Анна Комнина не вникает в богословские тонкости дискуссий, для нее еретики - орудие диавола, а борющийся с ними отец предстает 13-м апостолом.

Записки Анны Комниной существенно дополняют известные материалы о выступлении митр. Льва Халкидонского против Алексея I Комнина (V 2), биографию философа Иоанна Итала, обвиненного в ереси. Сведения о еретиках Ниле и Влахерните (X 1) мы узнаем только из мемуаров Анны Комниной. Она не раз заверяет читателей в своей верности Православию, свободно цитирует Священное Писание, первопричиной всех событий считает Божию волю и Промысел (πρόνοια). Этим воззрениям не мешает глубокое пристрастие писательницы к "эллинской мудрости", античной литературе и философии, почитание Платона и Аристотеля и использование категорий судьбы (τύχη) и природы (φύσις) в объяснении миропорядка и поступков героев. Классическое образование, проявляющееся в стиле и языке (аттикизм) писательницы, в следовании традициям древних историков, в частом и умелом цитировании классических авторов, активная позиция женщины с проницательным умом, черпавшей свои сведения "из первых рук", находясь в центре придворной политики, редкое писательское мастерство автора ставят произведение Анны Комниной в ряд лучших памятников византийской словесности.

Литература

  • Anna Comnène. Alexiade: (Règne de l'empereur Alexis I Comnène, 1081- 1118) / Ed. par B. Leib. P., 1937-1945. Vol. 1-3;
  • Анна Комнина. Алексиада / Пер. Я. Н. Любарского. СПб., 19962 [Библиогр.];
  • Alexias. Anna Komnene / Übers. mit Anmerkung. v. D. R. Reinsch. Köln, 1996.
  • Buckler G. Anna Comnena: A Study. Oxf., 1929;
  • Obolensky D. The Bogomils: A Study in Balkan Neo-Manichaism. Camb., 1948;
  • Dalven R. Anna Comnena. N. Y., 1972;
  • Hunger. Literatur. Bd. 1. S. 400-409;
  • Бибиков M. B. Историческая литература Византии. СПб., 1998. C. 146-151.

Использованные материалы



[1]  Dindorf. IV, 251В

[2]  cod. Laurent 5, 10

[3]  Bodl. Barocc. 131

Редакция текста от: 01.02.2020 15:02:11

"АННА КОМНИНА" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google