Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15

ДВЕНАДЦАТЬ ГРЕКОВ

Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Икона 12-ти греков, строителей соборной Успенской церкви Киево-Печерской Лавры
Икона 12-ти греков, строителей соборной Успенской церкви Киево-Печерской Лавры
Двенадцать греков (вторая пол. XI - нач. XII в.), неизвестные по именам участники строительства и росписи соборной Успенской церкви Киево-Печерской лавры, преподобные, Киево-Печерские, в Ближних пещерах

Память 14 февраля и в Соборах преподобных отцов Киево-Печерских Ближних пещер, всех преподобных отцов Киево-Печерских, Киевских святых и всех святых, в Малой России просиявших

О четырех церковных мастерах (архитекторах) из Константинополя, пришедших в Киево-Печерский монастырь для строительства собора, рассказывается в Сказании о создании и украшении Великой печерской церкви, входящем в Киево-Печерский патерик и написанном Владимирским еп. Симоном в 1222-1226 годах на основании монастырского предания. В "Повести временных лет", как и в др. раннем источнике - Житии прп. Феодосия Печерского кон. XI - нач. XII века, об участии греческих мастеров в строительстве и украшении Успенского собора не сообщается.

Согласно Сказанию о создании и украшении Великой печерской церкви, греческие мастера пришли в Киев по велению Богоматери, явившейся им во Влахернском храме в Константинополе. Они принесли с собой врученные им Пресвятой Девой золото, "наместную" Богородичную икону и мощи св. мучеников Артемия, Полиевкта, Леонтия, Акакия, Арефы, Иакова, Феодора. По Сказанию, греки были приняты преподобными Антонием и Феодосием Печерскими. Это могло произойти не позже 1073 года, когда скончался прп. Антоний, и не раньше марта-апреля этого года, когда преподобный после четырехлетнего отсутствия вернулся в Печерский монастырь в результате вокняжения в Киеве Святослава Ярославича.

Божия Матерь благословляет греч. мастеров на строительство Великой печерской церкви. Икона. 1-я пол. XIX в. (НКПИКЗ)
Божия Матерь благословляет греч. мастеров на строительство Великой печерской церкви. Икона. 1-я пол. XIX в. (НКПИКЗ)
Успенская церковь была построена, как можно думать, на средства Святослава (по свидетельству свт. Симона, это были 100 гривен золота) и на дарованной князем земле. Храм возводила киевская строительная артель под руководством архитекторов-греков, причем "в ту пору деятельность руководителя строительства еще не полностью отделилась от непосредственного выполнения строительных работ, т. е. зодчий был в то же время и главным каменщиком" [1]. Строительство было завершено 11 июля 1075 года, при игум. Стефане [2].

При игум. Никоне (1078-1088) в Печерский монастырь прибыли греческие мастера-иконописцы, которые привезли "мусию", т. е. смальту для мозаик, пошедшую, согласно Сказанию, на украшение алтаря собора (согласно современным археологическим исследованиям, смальта изготавливалась и на территории монастыря [3]). По патериковому рассказу, иконописцы были наняты неизвестными им преподобными Антонием и Феодосием (к тому времени уже почившими). Приплыв по Днепру к Каневу, греки увидели на высоте Печерский храм. Рассердившись на то, что храм больше, чем они предполагали, иконописцы решили вернуться на родину. Однако этому воспрепятствовала разразившаяся на реке буря, после которой их ладья оказалась выше по течению, у Треполя. Предприняв еще одну попытку уклониться от работы в Печерском монастыре, они пытались грести на юг, но ладья чудесным образом двигалась вверх, против течения, и через некоторое время причалила под обителью. Здесь им явилась "наместная" икона Божией Матери и раздался голос Пресвятой Богородицы, предрекшей, что иконописцы не покинут больше монастырь, примут здесь постриг и скончаются. И действительно, греки стали иноками Печерского монастыря, "и тако обои живот свой скончаша в Печерском монастыри, мастери же и писци, в мнишеском житии" [4].

Первоначально греч. мастера были погребены в Успенском соборе, освященном в 1089 году ("суть положени в своем притворе, суть же и ныне свиты их на полатах и книгы их греческыя блюдомы в память таковаго чюдеси" [4]). Свиты (вид верхней одежды) и греч. книги мастеров долгое время сохранялись на хорах Успенского собора, об этих реликвиях упоминает митр. Сильвестр (Коссов) в изданном им в 1635 году Патерике.

Мощи двенадцати греческих мастеров в Ближних пещерах Киево-Печерской лавры
Мощи двенадцати греческих мастеров в Ближних пещерах Киево-Печерской лавры
Ныне мощи двенадцати греческих мастеров, лежащие под одним покровом, почивают в Ближних пещерах Киево-Печерской лавры. Туда они были перенесены не позднее первой трети XVII века, как о том свидетельствует упоминание нетленных останков строителей Печерской церкви в описании Ближних пещер в «Тератургиме» Афанасия Кальнофойского (1638). Возможно, перенос мощей состоялся в связи с ремонтом Успенского собора после землетрясения 1230 года [5].

Празднование Собору преподобных отцов Киево-Печерских, в Ближних пещерах почивающих, установлено в 1684-1690 годах, при архим. Варлааме (Ясинском). Общецерковное почитание установлено указами Святейшего Синода 1762, 1775 и 1784 годов, согласно которым было разрешено печатать службы Печерским преподобным и вносить их имена в общецерковные месяцесловы. Празднование дня памяти двенадцати грекам установлено во второй половине XIX века, память под 14 февраля выбрана, вероятно, потому, что на этот день приходится празднование прп. Исаакию Затворнику, мощи которого почивают рядом.

В середине XIX века были записаны украинские народные легенды о 12 греках - братьях-строителях. Легенды рассказывают о том, что возводимые днем мастерами церковные стены ночью уходили под землю и только после водружения золотого креста на верху церкви вся она вышла наружу. 11 братьев не пожелали никакой награды за свои труды, только быть положенными после кончины в лаврских пещерах. 12-й брат захотел богатства. Пожив в миру и растратив его, он пришел к братьям, чтобы быть похороненным с ними в пещерах. С трудом втиснувшись между ними, он не смог протянуть ногу и почил с согнутой ногой, "как и ныне лежит" [6]. Представление о 12 греках как о братьях впервые зафиксировано в плане монастырских пещер 1744/1769 гг. [7].

Иконография

"Явление Пресвятой Богородицы в Царьграде, повелевшей воздвигнуть Церковь во имя Ее в Киеве".  Роспись на наружной стене Успенского собора Киево-Печерской лавры.
"Явление Пресвятой Богородицы в Царьграде, повелевшей воздвигнуть Церковь во имя Ее в Киеве". Роспись на наружной стене Успенского собора Киево-Печерской лавры.
Самым ранним изображением греч. мастеров-строителей является миниатюра из Радзивиловской летописи кон. XV века [8], где они представлены в многофигурной композиции, иллюстрирующей статью об основании Великой печерской церкви. В Ближних пещерах Киево-Печерской лавры непосредственно над мощами святых помещена икона 1840-х годов (выполнена в мастерской лавры) с ростовыми образами в ряд всех 12 создателей Успенской церкви - и строителей, и иконописцев.

В киево-печерской иконографии XVIII-XIX веков получил распространение сюжет явления Божией Матери во Влахерне, где, согласно тексту Патерика, изображались только четыре мастера-зодчие, как на живописном образе первой половины XIX века мастерской Киево-Печерской лавры (НКПИКЗ). Иконографическим источником этого извода послужила гравюра Леонтия Тарасевича для издания Патерика 1702 года, композиционно, но в зеркальном отражении повторяющая гравюру мастера Илии к первому изданию 1661 года [9]. В правой части представлена Божия Матерь в короне и царских одеждах, восседающая на троне под балдахином в окружении ангельского воинства. Она вручает икону Успения Богородицы одному из мастеров, другие предстоят слева (один держит мешочек с золотом, полученным на строительство церкви), рядом с ними - преподобные Антоний и Феодосий Киево-Печерские. В верхней части на облаке - видение Печерской церкви (в архитектурных формах первой половины XVIII века). На гравюрах внизу имеется два небольших клейма: явление церкви на облаке греч. зодчим и приход мастеров с иконой Успения Богородицы к преподобным Антонию и Феодосию, которые встречают их у входа в пещеру.

Икона "Святые 12 греков, строители Успенского собора Киево-Печерского монастыря".
Икона "Святые 12 греков, строители Успенского собора Киево-Печерского монастыря".
Рядом со св. мощами двенадцати греческих мастеров, а также в келье прп. Антония в Ближних пещерах и в келье прп. Феодосия в Дальних пещерах находятся икона 1840-х годов и росписи XIX века (поновлены в XX веке) с изображением чуда во Влахерне работы лаврских иконописцев - строгая двухчастная композиция, в верхней половине которой в небесах представлена Успенская церковь.

Уникальным произведением является Донская икона Божией Матери с сюжетами Патерика (кон. XVII - нач. XVIII века, ГИМ), где присутствует два "зеркальных" извода подобной композиции - согласно надписям, чудо во Влахерне и пришествие иконописцев из Царьграда [10].

На палице конца XVII века, созданной в мастерской киевского Вознесенского монастыря, вышиты изображения Богоматери, вручающей икону греч. зодчим, и предстоящих преподобных Антония и Феодосия [11].

Влахернское чудо написано также в нише зап. фасада Успенского собора Киево-Печерской лавры, восстановленного в 2000 году.

Молитвословия

Тропарь, глас 3

Преблаже́ннии и богоно́снии отцы́ на́ши, / двоенадеся́тице честна́я, / устрое́нию вели́кия це́ркве Ки́ево-Пече́рския послужи́вшии / и равноа́нгельным житие́м Бо́гу угоди́вшии / и Того́ ра́ди дерзнове́ние ве́лие у Него́ стяжа́вшии, / мо́лим ва́с приле́жно, // испроси́те душа́м на́шим очище́ние и ве́лию и бога́тую ми́лость.

Кондак, глас 4

Бога́тство благода́ти и сыноположе́ния стяжа́вше / мно́гими по́двиги и доброде́тельми, / и́хже ра́ди Христо́с всели́ ду́ши ва́ша в Небе́сная селе́ния Своя́, / дарова́в благода́ть нетле́ния и чуде́с моще́м ва́шим. / Сего́ ра́ди вопие́м ва́м: / ра́дуйтеся, двоенадеся́тице честна́я / вели́кия це́ркве Пече́рския зда́телие // и лико́в и́ноческих похвало́ и утвержде́ние.

Литература

  • Абрамович Д. И. Киево-Печерский патерик. К., 1931. С. 5-12;
  • Древнерус. патерики: Киево-Печерский патерик. Волоколамский патерик / Изд. подгот.: Л. А. Ольшевская. М., 1999. С. 12-16.
  • [Евгений (Болховитинов), митр.]. Описание Киево-Печерской лавры. К., 18312;
  • Димитрий (Самбикин). Месяцеслов. Февраль. С. 159-160;
  • Дива печер Лаврських. К., 1997. С. 18, 21, 23, 43, 55, 90, 92, 130;
  • Артамонов Ю. А. К истории строительства Успенского собора Киево-Печерской лавры // Велика Успенська церква Киево-Печерськоï лаври: Слiд у вiках. К., 2002. С. 20-32;
  • Ранчин А. М. Из наблюдений над пространственной структурой в сказаниях Киево-Печерского патерика // ГДРЛ. 2004. Вып. 11. С. 370-375.
  • Радзивиловская летопись. СПб.; М., 1994. Т. 1: Факсим. воспроизв. рукописи. Л. 107 об.; Т. 2: Текст, исслед., описание миниатюр. С. 342;
  • Киево-Печерский патерик: У истоков рус. монашества: Кат. / Сост.: Л. И. Алёхина и др. М., 2006.

Использованные материалы



[1]  Раппопорт П. А. Строительное производство Древней Руси (X-XIII вв.). СПб., 1994. С. 127, 130

[2]  ПСРЛ. Т. 1. Стб. 198; Т. 2. Стб. 189

[3]  Раппопорт П. А. Зодчество Древней Руси. М., 1986. С. 37-38

[4]  Абрамович. С. 11

[5]  ПСРЛ. Т. 1. Стб. 454

[6]  Грушевський М. Iсторiя укр. лiтератури. К., 1994. Т. 4. Кн. 2. С. 216-218

[7]  Дива печер Лаврських. С. 130

[8]  БАН. 34.5.30. Л. 107 об.

[9]  Патерик, или Отечник, Печерский. К., 1661

[10]  Киево-Печерский патерик. С. 39. Кат. 39

[11]  Києво-Печерський державний iсторико-культурний заповiдник: Фотоальбом. К., 1984. С. 191

Редакция текста от: 16.09.2019 21:29:05

"ДВЕНАДЦАТЬ ГРЕКОВ" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google