Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15

СВЯТОСЛАВ ЯРОСЛАВИЧ

Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Блгв. кн. Святослав (Николай) Ярославич с семьёй. Фрагмент миниатюры из Изборника Святослава (1073 г. Государственный исторический музей, Син. 1043 (3 1-д) Л. 1 об.)
Блгв. кн. Святослав (Николай) Ярославич с семьёй. Фрагмент миниатюры из Изборника Святослава (1073 г. Государственный исторический музей, Син. 1043 (3 1-д) Л. 1 об.)
Святослав Ярославич (1027 - 1076), князь черниговский (с 1054) и киевский (с 1073), благоверный

Память 21 мая (Чернигов. [1]), 27 декабря [2]

Из династии Рюриковичей, третий сын благоверного князя киевского Ярослава Мудрого от второго брака со шведской принцессой Ириной (Ингигердой), дочерью короля-мученика Олафа Шётконунга; брат князей ИзяславаЯрославича и Всеволода Ярославича; внук равноапостольного великого князя Владимира Святославича.

Крестильным именем Святослава, согласно Любецкому синодику, было Николай [3].

В 1054 году по так называемому завещанию Ярослава получил в княжение Чернигов и земли на Левобережье Днепра, которыми владел и после смерти отца. В Тмутаракани княжил его старший сын Глеб. После смерти Ярослава управлял Русью совместно со старшим братом Изяславом и младшим Всеволодом (т. н. триумвират Ярославичей). Они вели борьбу с кочевниками - торками и половцами, в частности, в 1060 году совместно с полоцким князем Всеславом Брячиславичем. Три старших брата-князя и их бояре провели реформу законодательства, приняв так называемую Правду Ярославичей (часть "Правды Русской"). Триумвират вёл войну с полоцким князем Всеславом, который попал к ним в плен. Святослав Ярославич и его сын Глеб воевали с племянником Святослава Ростиславом Владимировичем за Тмутаракань (в 1064 Глеб занял местный княжеский стол, но в том же году был изгнан Ростиславом). В 1067 году Святослав участвовал в походе на Полоцк.

В начале сентября 1068 года войска княжеского триумвирата потерпели поражение от половцев на реке Альта. Святослав бежал к Чернигову и, собрав там войска, 1 ноября того же года смог победить половцев у Сновска.

В 1069-1077 годах Глеб Святославич княжил в Новгороде, очевидно по соглашению с Изяславом Ярославичем, заключённому после изгнания последнего из Киева во время народного восстания, приведшего на киевский стол бывшего полоцкого князя Всеслава Брячиславича. В этот период Глеб Святославич в Новгороде и воевода Ян Вышатич, собиравший для Святослава дань в Ростовской земле, подавили народные восстания во главе с так называемыми волхвами. При возвращении к власти в Киеве в 1069 года при помощи польского войска Изяслава Ярославича Святослав безуспешно пытался предотвратить репрессии против киевлян.

20 мая 1072 года участвовал в княжеском съезде и торжественном перенесении мощей князей-страстотерпцев Бориса и Глеба в церковь в Вышгороде, построенную в том числе на его средства. Церемония перенесения происходила при большом стечении народа. Святослав провёл рукой Глеба по своей голове, оставив на волосах ноготь, который потом взял себе, затем провёл по глазам и приложил к ране на шее, от которой страдал. В тот же день Борис и Глеб бы­ли объявлены святыми.

В 1073 году в союзе с братом князем Всеволодом изгнал из Киева князя Изяслава Ярославича, и тот бежал в Польшу. После 22 марта Святослав стал киевским князем, видимо, сохранив за собой и Чернигов. Заговор против старшего в триумвирате Ярославичей князя Изяслава организовал Святослав, обвинив того в сговоре с полоцким князем Всеславом. До конца своего княжения в Киеве Святослав Ярославич поддерживал союз с князем Всеволодом.

В Киеве вёл активную внешнюю политику. В 1075 году принимал посольство германского короля Генриха IV (император с 1084) во главе с настоятелем собора в трирском монастыре святого Симеона - Бурхардом, братом Оды, жены Святослава, в переговорах с ним обсуждалась дальнейшая судьба изгнанного из Киева и нашедшего прибежище в Германии "короля Руси Димитрия", то есть Изяслава (Димитрия) Ярославича.

Сын Святослава Олег (Михаил) и племянник Владимир Мономах участвовали в войне против чешского князя Братислава II на стороне польского короля Болеслава II Смелого.

В черниговское княжение Святославом Ярославичем до начала 1070-х годов была организована титулярная Черниговская митрополия, которую в 1072 году возглавлял митрополит Неофит (до 1080-х годов существовала одновременно с Киевской и титулярной Переяславской митрополиями). При Святославе Ярославиче был достроен Спасо-Преображенский собор, который стал самым древним из дошедших до наших дней сооружением Чернигово-Северской земли. В течение 900 лет он был кафедральным собором Чернигова и епар­хии. Помимо своего храмового назначения, он стал усыпальницей черниговских князей и знатного духовенства.

Прославился князь Святослав и основанием монастырей. Елецкий был основан при сле­дующих обстоятельствах. Однажды, находясь под Черниговом, он стал свидетелем необычного знамения - явле­ния на ели образа Божией Матери, сиявшего осле­пительными лучами. Она сидела среди еловых вет­вей и держала левой рукой Младенца Иисуса Хри­ста. На месте явления в 1060 году построили дере­вянную церковь, затем основали Елецкий мона­стырь. Существующая ныне каменная Успенская церковь сооружена вместо несохранившейся дере­вянной в середине XII века (по некоторым источни­кам ещё раньше - в 1094-1097 годы).

Второй монастырь, Ильинский, был основан при нём на Болдиных горах, которые отстояли от города ещё дальше места явления Богородицы. В 1069 году здесь выкопал пещеру прибывший из Ки­ева монах Киевского Печерского монастыря Анто­ний, которому Святослав предоставил в Чернигове убежище, предотвращая тем самым его конфликт с князем Изяславом. Так было положено начало подземному пещерному монастырю, названному Богородич­ным. При участии князя Святослава сверху была сооружена наземная церковь во имя пророка Ильи, с которой специальный ход вёл в подземелье.

Святослав поддерживал контакты с братией Киево-Печерского монастыря. В начале киевского княжения он находился в конфликте с игуменом Киево-Печерского монастыря преподобным Феодосием, осуждавшим князя за изгнание с киевского стола старшего брата (так, преподобный отказался явиться на княжеский пир по приглашению Святослава). Конфликт завершился примирением. В мае 1074 года Святослав посетил находившегося при смерти преподобного Феодосия, и тот завещал князю позаботиться о братии и новом игумене преподобном Стефане.

На средства Святослава в Киево-Печерском монастыре был возведён Успенский собор. Он был заложен весной-летом 1073 года, князь лично принимал участие в закладке фундамента (освящение состоялось уже по смерти князя, 14 августа 1089 года). Для Святослава было важно заручиться поддержкой Киево-Печерского монастыря, киевлян и Церкви в целом, поскольку на престол он вступил, нарушив порядок наследования власти.

Следуя традиции, заложенной его отцом и старшим братом, Святослав основал свой монастырь в Киеве, на Копыревом конце, во имя св. Симеона [4].

В период киевского княжения Святослав заказал две пергаменные иллюминированные рукописи, сохранившиеся до настоящего времени и являющиеся одними из древнейших кириллических четьих книг: Изборник 1073 года и Изборник 1076 года. Первая из книг, переписанная писцом Иоанном, содержит миниатюру, на которой изображена семья князя: он сам, его вторая супруга и пятеро сыновей. В "Избор­нике" Святослава содержатся статьи по христиан­скому богословию, астрономии, зоологии, ботани­ке, математике, физике, истории, этике и много по­учений. Вот как говорится, например, о пользе чте­ния книг: "Добро есть, братия, почитание книжное, егде чтение книги, ты не тщася борзо идти до дру­гая главезны, но поразумей, что глаголют книги и словеса, то и трижды, обращался о единой главы… Красота воину оружие и кораблю ветрила, то и пра­веднику почитание книжное".

Святослав Ярославич скончался 27 декабря 1076 от неудачной операции по вскрытию опухоли или нарыва ("желвы"), эта болезнь, судя по всему, мучила его ещё с 1072 года. Он был похоронен в черниговском Спасо-Преображенском соборе.

Первая жена Святослава - некая Килликия (Кикилия), упомянута в перечне черниговских князей в так называемом Любецком синодике. От брака с нею родились его сыновья Глеб, Олег, Роман и Давид Святославичи. Вторая жена, согласно западноевропейским источникам, - Ода, родственница германского короля Генриха IV, брак с которой был заключён ок. 1070/1071 года, родила сына Ярослава. Святослав Ярославич - основатель клана черниговских князей в династии Рюриковичей, получивших название по имени его сына Ольговичи.

Почитание

Краткое Житие Святослава Ярославича помещено в "Книге степенной" начала 1560-х годов [5]. В "Книге глаголемой Описание о российских святых" (начало XVIII в.) имя Святослава Ярославича помещено среди святых г. Чернигова (иногда без указания города, где он был погребён, иногда место написано неразборчиво); в печатном издании как место погребения ошибочно указан Псков [6]. В святцах поморского наставника Ф. П. Бабушкина начала XIX века память его помещена под 27 декабря [7]. В 1891 году архимандрит Леонид (Кавелин) включил Святослава Ярославича в состав святых, почитаемых в Чернигове, с днём памяти также 27 декабря [2]. В начале XX века Е. Е. Голубинский внёс память Святослава Ярославича в "Список усопших, на самом деле не почитаемых, но имена которых внесены в каталоги святых" [8].

Канонизация Святослава Ярославича подтверждена включением его имени в 1980-х годах в "Службу всем святым, в земле Российской просиявшим" [9]). В настоящее время память благоверного князя Святослава Черниговского и Киевского местно чтится 21 мая в Черниговской епархии [1].

Использованные материалы

  • А. С. Щавелёв, Э. П. Р. "Святосла́в (Никола́й) Яросла́вич"; А. А. Романова. Раздел "Почитание" // Православная энциклопедия, т. 62, с. 196-197
  • Князь Святослав Ярославич. День памяти: 21 мая / 3 июня // Официальный сайт Черниговской епархии (архивная копия):



[1]  Князь Святослав Ярославич. День памяти: 21 мая / 3 июня // Официальный сайт Черниговской епархии (архивная копия), https://web.archive.org/web/20140305095443/http://orthodox.c...ich

[2]  Леонид (Кавелин). Св. Русь. С. 32.

[3]  Мнение, что его крестильное имя было Симеон, обосновано в меньшей степени, см.: Литвина, Успенский. 2006. С. 609-610.

[4]  См.: Литвина А. Ф., Успенский Ф. Б. Монастырь св. Симеона в Киеве и русско-немецкие связи 2-й пол. XI в.; Они же. Траектории традиции: Главы из истории династии и Церкви на Руси кон. XI - нач. XIII в. М., 2010, с. 9-20.

[5]  Степень 3, гл. 9 // Степенная книга царского родословия по древнейшим спискам / Ред.: Г. Д. Лехофф, Η. Н. Покровский. М., 2007. Т. 1, с. 394-395.

[6]  Описание о российских святых. С. 30.

[7]  Романова А. А. "Полный месяцеслов" Ф. П. Бабушкина // Рус. агиография: Исслед., мат-лы, публ. СПб., 2017. Т. 3, с. 504.

[8]  Голубинский. Канонизация святых. С. 366

[9]  Минея (МП). Май. Ч. 3. С. 360, http://korolev.msk.ru/minea/may3/may3360.html.

Редакция текста от: 26.03.2023 13:32:10

"СВЯТОСЛАВ ЯРОСЛАВИЧ" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google