Иона (Собина) (+ после 1547), епископ Суздальский и Тарусский
Первое летописное упоминание об Ионе как об архимандрите московского Чудова монастыря относится к 1518-1519 годам, когда в кремлевской обители произошло несколько исцелений у гроба свт. Алексия, митр. Московского и всея Руси. "Тоя же обители Иона архимандрит възвести таа чюдеса святейшему Варлааму митрополиту и великому государю Василью" [1].
В 1535 году архим. Иона участвовал вместе с сонмом духовенства в переложении мощей свт. Алексия в Чудовом монастыре в серебряную раку. При Ионе в монастырь были сделаны земельные вклады, но главным образом земельные владения монастыря приумножились благодаря приобретению имений, о чем сообщается в купчих грамотах начиная с 1519/20 г. Акты свидетельствуют о том, что Иона, более 20 лет возглавлявший Чудов монастырь, был превосходным хозяином [2]. При этом, по-видимому, в монастыре строго соблюдался устав. В 1578 году царь Иоанн Грозный в послании в Кириллов Белозерский мужской монастырь с похвалой отзывался об обители, когда ею управлял архим. Иона: "У Чюда быша, среди царьствующаго града, пред нашима очима, нам и вам видима. Быша архимарити: Иона, Исак Собака… и при всех сих яко един от убогих бысть монастырей" [3].
А. А. Зимин назвал чудовского настоятеля "одним из ближайших сподвижников" митр. Даниила [4]. В 1522 году по благословению новопоставленного предстоятеля Русской Церкви архим. Иона был послан для освидетельствования мощей прп. Макария Калязинского, открытых 26 мая 1521 года. По предположению Г. С. Гадаловой, автором "канона и сказания об обретении мощей прп. Макария Колязинского, вероятно, был кто-то из московских (возможно, чудовских) иноков" [5]. В сказании об обретении мощей прп. Макария сообщается, что архим. Иона передал вел. кн. Василию III Иоанновичу "от князя Георгиа достойное поклонение к старейшему брату" и доложил вел. князю и митр. Даниилу, что "виде святаго Макариа чюдно и преславно, паче ума человечя" [6].
Согласно источникам второй половины XVI - начала XVIII века, Иона был одним из главных обличителей прп. Максима Грека на Соборе в феврале 1525 года (знакомство Ионы с прп. Максимом началось в 1518, когда греческий книжник, прибывший с Афона в Москву, был поселен в Чудовом монастыре). В мае 1531 года в качестве свидетеля Иона участвовал в соборном разбирательстве дела инока Вассиана (Патрикеева), на котором показал, что жившие в его монастыре афонские старцы Максим и Савва, а также книгописец М. Медоварцев переводили и толковали книги Священного Писания с согласия Вассиана, без повеления великого князя и благословения митрополита. Роль чудовского архимандрита в осуждении как прп. Максима, так и Вассиана (Патрикеева) отмечается в Житии прп. Максима Грека начала XVIII века [7]. Однако во фрагментарно сохранившихся текстах судных списков Иона не упоминается, что заставляет относиться с осторожностью к показаниям более поздних текстов.
Архим. Иона вместе с другими духовными лицами ручался перед вел. кн. Василием III за представителей знатных родов: в 1522 году за кн. В. В. Шуйского, в феврале 1525 года - за кн. И. М. Воротынского. В 1533 году Иона, как и все московское духовенство, участвовал в погребении вел. кн. Василия III в московском Архангельском соборе. В подробном летописном рассказе о болезни и смерти вел. князя среди приходивших к нему духовных лиц чудовский архимандрит не упоминается, что не позволяет отнести его к кругу лиц, близких к этому государю.
После сведения с митрополии в 1539 году Даниила Иона был одним из трех кандидатов на всероссийскую кафедру, но поставлен был архим. Троице-Сергиева монастыря Иоасаф (Скрипицын). В 1539 году прп. Даниил Переславский сообщил митр. Иоасафу об обретении мощей смоленского кн. Андрея Переяславского (+ 1390) и о совершающихся от них чудесах. Митрополит направил в Переславль-Залесский комиссию "от священных избранных мужей: чудовьсково архимандрита Иону, сановита суща, иже последи бысть епископ Суждалю, и богородицкого протопопа Гурия, мужа нарочита и благоговейна, видети мощи и устроити о них по достоиньству, якоже лепо быти" [8]. По прибытии в Переславль посланцы митрополита направились в Никольский храм, где "мощи видевше и над мощми понахиде певше. Чюдовский же архимандрит Иона, яко истязуя, вопрошаше Данила: «Коея ради вины взыскал еси мощей сих и от кого повеление взем?»" [9]. Прп. Даниил ответил, что сообщал о мощах кн. Андрея вел. князю и митрополиту и что имеются созданные ранее икона святого и служба ему, представил исцелившихся у мощей при их открытии. "Архимандрит же к Данилу рече: «Господин митрополит глаголет, яко неизвестно ему о сих, ни пакы же повелех что»" [10]. В ответ прп. Даниил предрек предстоящие бедствия членам комиссии. Впоследствии, как пишет составитель Жития прп. Даниила, "архимандрита же Иону многы скорби постигоша и людскаго имения болезено истязуем бе, едва от сих свобод быв" [11]. Е. Е. Голубинский считал, что представители митрополита были неудовлетворены малым количеством чудес и скудостью сведений о жизни св. кн. Андрея [12].
В Описи царского архива указан "Отпуск на Двину в Онтоньев монастырь на Сею старца Ионы Чюдовского с сытником с Пятым с Ыльиным" [13]. По всей видимости, в документе речь идет об Ионе (Собине).
В 1542 году, когда митрополитом стал свт. Макарий, Иона являлся одним из кандидатов на Новгородскую кафедру, но Новгородским архиепископом был поставлен Феодосий.
21 февраля 1544 года Иона был хиротонисан во епископа Суздальского и Тарусского. Хиротонию возглавил митр. Макарий.
Еп. Иона присутствовал на 1-м Соборе 1547 года, когда был прославлен прп. Макарий Калязинский.
Точная дата кончины еп. Ионы неизвестна, 10 марта 1549 года на Суздальскую кафедру был поставлен еп. Трифон (Ступишин).
Литература
- СГГД. Ч. 1. С. 414-415. № 149; С. 425-427, 154;
- ААЭ. Т. 1. С. 161, 203. № 213;
- ПСРЛ. Т. 13. С. 419; Т. 34. С. 26-27.
- Строев. Списки иерархов. Стб. 162, 655;
- Титов А. А. Суздальская иерархия: Материалы для истории Рус. Церкви. М., 1892. Вып. 4. С. 54;
- Казакова Н. А. Очерки по истории рус. общественной мысли: 1-я треть XVI в. Л., 1970. С. 180-181;
- Зимин А. А. Россия на пороге Нового времени: Очерки полит. истории России 1-й трети XVI в. М., 1972. С. 256-257, 290;
- Зимин А. А. Выпись о втором браке Василия III // ТОДРЛ. 1976. Т. 30. С. 143;
- Зимин А. А. Крупная феод. вотчина и социально-полит. борьба в России: Кон. XV-XVI вв. М., 1977. С. 286, 292, 293, 295;
- Митр. Макарий. История Русской Церкви. 1996. Кн. 4. Ч. 1. С. 123-124;
- Архим. Макарий (Веретенников). Еп. Суздальский Иона (Собина; 1544-1548) // АиО. 2004. № 1(39). С. 143-154;
- Архим. Макарий (Веретенников). Свт. Макарий, митр. Московский, и архиереи его времени. М., 2007. С. 280-294.
Использованные материалы
- Архим. Макарий (Веретенников), Э. П. Р. "Иона (Собина)" // Православная энциклопедия, т. 25, с. 466-467
[1] ПСРЛ. Т. 8. С. 265, 267; Т. 13. Ч. 1. С. 31, 33; Т. 21. Ч. 2. С. 380-383
[2] Антонов А. В., Баранов К. В. Неизвестные акты XIV-XVI вв. из архива московского Чудова мон-ря // РД. 1997. Вып. 2. С. 20-21; Кистерев С. Н. Акты московского Чудова монастыря 1507-1606 гг. // РД. 2003. Вып. 9. С. 63-64, 71-74, 75-84, 86-88, 89-90
[3] АИ. Т. 1. С. 380. № 204; Послания Ивана Грозного. М.; Л., 1951. С. 172-173, 357; БЛДР. Т. 11. С. 142
[4] Зимин. 1977. С. 286
[5] Гадалова Г. С. Канонизация прп. Макария Колязинского: Службы и жития святого // ДРВМ. 2002. № 3(9). С. 47
[6] РГБ. Ф. 304/I. № 802. Л. 38 об.- 39
[7] Белокуров С. А. О библиотеке моск. государей в XVI ст. М., 1899. Прил. С. LIХ
[8] Смирнов С. И. Житие прп. Даниила, Переяславского чудотворца; Повесть о обретении мощей и чудеса его. М., 1908. С. 64
[9] ПСРЛ. Т. 21. Ч. 2. С. 64-65
[10] ПСРЛ. Т. 21. Ч. 2. С. 65
[11] Смирнов. Житие прп. Даниила. 1908. С. 66
[12] Голубинский. Канонизация святых. С. 86
[13] Государственный архив России XVI ст.: Опыт реконструкции / Подгот. текста и коммент.: А. А. Зимин. М., 1978. Ч. 3. С. 513