Прпп. Сергий и Варвара Островские. Храмовый образ в часовне Сергия и Варвары Островских, Введено-Оятский женский монастырь (Оять Лодейнопольского р-на Ленинградской обл.) |
Память 15 июня (СПб., Укр.), 30 августа (Фин. [1], СПб.) и в Соборах Карельских (Фин.), Новгородских и Санкт-Петербургских святых
В миру Стефан и Васса были крестьянами Обонежской пятины Новгородской земли: края, населённого карелами и весью, которые приняли православную веру ещё в XI веке. Родились, вероятно, около начала XV века, скорее всего не позднее 1420 года. Жили в селе Мандеры на реке Ояти, притока реки Свири, напротив Островского Введенского монастыря. Стефан был благочестивым и богобоязненным, делился своим имением с нищими и любил творить добрые дела. Его жена Васса в доброй жизни не отставала от своего мужа.
Супружество их сразу же было благословлено чадородием: у них родилось двое детей, которые со временем выросли и стали жить отдельно от родителей. Тогда настало время, когда Бог долго не давал супругам радости рождения ещё одного ребенка, хотя они и стремились к этому всею душой. Томясь от продолжительного бесплодия, оба супруга очень печалились и скорбели. Прося Бога о даровании сына, супруги возлагали на себя многие обеты, и еще более прилежали добрым делам. Как-то, встав в полночь на молитву, Васса стала с непреложной верой молить Бога о рождении сына. После этого супруги пошли в ближайшую от того места церковь, во Введенский монастырь, и пребывали в нем долгое время, молясь Пресвятой Богородице. Однажды ночью, когда оба они молились, и никого вокруг не было, услышали они голос: "Радуйтесь, доброе супружество! Вот даровал вам Бог отрока утешения тезоименитого, ибо в его рождении утешение Церквам своим подаст!" Заметив время видения, они возвратились в свой дом. Через некоторое время, узнав, что Васса зачала, супруги поняли, что явление было истинным. Исполнившись радости и благоговения, Стефан и Васса с тех пор решили между собой воздерживаться от супружеских отношений, что и сохраняли до конца своей жизни.
Рождение прп. Александра Свирского. Настенная роспись часовни Сергия и Варвары Островских во Введено-Оятском женском монастыре (Оять Лодейнопольского р-на Ленинградской обл.) |
Не имея известий о сыне, родители долго его искали, и, не найдя, горько оплакивали его, как уже умершего. По всем окрестностям было объявлено, чтобы за вознаграждение сообщили о местопребывании юноши его отцу. Но прошло три года, а никаких известий об Амосе не поступало. Родители были неутешны в своем горе, в тайне души продолжая надеяться на его возвращение.
И вот однажды из Карелии пришли в Мандеры некие люди с известием, что Амоса видели в обители на Валааме принявшим монашеский постриг. Не имея больше сил ждать, и не боясь дальности пути, престарелый Стефан отправился на Валаам искать сына. Придя к игумену монастыря и узнав, что сын его здесь, Стефан просил о встрече с ним. Александр опечалился и не хотел выходить, понимая, что отец будет просить его вернуться домой. Стефан же решил, что игумен прячет от него сына. Не терпя разлуки, он с гневом кричал игумену, чтобы показал ему сына, иначе он убьет себя прямо у ворот монастыря. Тогда Александр согласился на встречу с отцом.
Стефан, увидев сына изможденным от многого труда и воздержания, обнял его и горько плакал. Потом, немного успокоившись, стал уговаривать Александра вернуться домой. Преподобный, хоть и скорбел сильно за отцовское горе, однако видел, что любовь человеческая затмевает то, что необходимо и полезно для спасения души. Поэтому Александр отвечал отцу: "Одно тебе хочу сказать: пойди в дом свой с миром, и, придя в монастырь Пресвятой Богородицы в Остров, постригись там, и спасение души своей получишь. А если этого не сотворишь, истинно тебе говорю, больше лица моего не увидишь". И еще долго уговаривал Александр отца, но тот не хотел его слушать и с гневом ушел. Не могло родительское сердце от сильной любви к сыну и боли душевной принять эти слова.
Тогда преподобный Александр стал молиться, чтобы Господь умягчил отцовское сердце и помог в мире принять Божественную волю. Молитва праведника была скоро услышана: Стефан вернулся к сыну и сказал ему, что поступит по его совету. После разговора с сыном, Стефан ушёл в свое селение.
Вернувшись в свой дом, он не стал откладывать исполнение своего намерения, но быстро устроив все домашние дела и передав хозяйство своим детям, удалился во Введенский монастырь. Здесь он был пострижен с именем Сергий, с принятием монашеского сана оставив и все заботы о житейском. Праведная Васса, мать преподобного Александра, привыкшая во всех добрых делах следовать своему мужу, постриглась в том же монастыре с именем Варвара. Вместе с монашеством, престарелые супруги подъяли суровый телесный подвиг: преподобный Сергий носил на себе железный параман весом около 3,5 кг, а преподобная Варвара изнуряла свою старческую плоть двумя крестами на цепях весом в 1 кг.
Недолго прожили после этого преподобные иноки Сергий и Варвара. Принеся молитвенную мудрость последних лет своей старости в тихую обитель, они мирно скончались и были погребены там, где столько благодеяний получили в своей жизни по молитвам к Богу. Случилось это не позднее 1485 года. В Украинском церковном календаре дата кончины указана как 1477-1480 [2].
Прпп. Сергий и Варвара Островские. Икона над западным входом Московского храма преподобных Сергия и Варвары Островских на Соколиной Горе |
Мощи и почитание
Преподобный Александр Свирский никогда не забывал своих родителей: проявляя заботу о благоустройстве Введенской Островской обители он называл её "монастырь моих родителей". Среди чудес, совершённых им по преставлении, известен случай исцеления Александры Александровны Михайловой в 1838 году, когда святой в ночном явлении велел болящей заехать в "монастырь же моих родителей."
Память о Сергии и Варваре, совмещённая с памятью великого сына, неизменно сохранялась сквозь века. Так, в своей грамоте 1597 года царь Феодор Иоаннович жалует игумена и братию "Введенскаго монастыря, что на реке Ояте, где лежат родители чудотворца Александра Свирскаго". В XVII веке встречаются случаи именования преподобных Сергия и Варвары "чудотворцами". Видимо у их гробниц бывали случаи чудесной помощи, но вероятно в силу малочисленности братства и бедности, в монастыре не велось каких-либо систематических записей, поэтому более подробных сведений об этом не сохранилось.
Место погребения преподобных Сергия и Варвары Островских в Введено-Оятском женском монастыре |
В описании монастыря 1873 года отмечается:
Среди замечательных вкладов в монастырь в XIX веке некоторые свидетельствуют об особом почитании Сергия и Варвары. Так, в ризнице хранились серебряный вызолоченный напрестольный крест и большое напрестольное Евангелие, пожертвованные братьями: новгородских адмиралтейских дел комиссаром Феоктистом Абрамовичем и капитаном лейб-гвардии Семеновского полка Дмитрием Абрамовичем Вындомскими, уроженцами этих мест. Дар был принесен в монастырь "к родителям Александра чудотворца Свирского" на помин души себя и своих родителей. Также и от Петербургского купца Даниила Кротова в 1843 году была пожертвована икона Воскресения Христова с десятью угодниками, к которой был привешен серебряный вызолоченный крест с частицами мощей 14-ти святых. Даритель просил поставить икону в ту церковь, где почивают мощи Сергия и Варвары.
К началу XX века у святых врат монастыря в огромных нишах колокольни были изображены преподобный Сергий Радонежский и святая великомученица Варвара, с именами которых приняли постриг родители святого Александра. Икон самих Сергия и Варвары Островских, которых ещё не канонизировали соборно, в то время не писали.
После бедствий советского периода, когда величественный Богоявленский собор с гробницами преподобных был разрушен, настало время возрождения и Введенского монастыря. Решением Священного Синода Русской Православной Церкви 19-20 апреля 2000 года преподобные Сергий и Варвара были прославлены в Соборе Санкт-Петербургских святых. В 2003 году было обретено место погребения преподобных, на котором были устроены гробницы с их изображением. В 2006 году на пожертвования почитателей святых Сергия и Варвары была построена каменная часовня, внутри которой кроме образа самих преподобных были помещены шесть клейм со сценами из их жития. К восстановленным гробницам святых опять потекли паломники. В 2007 году по благословению митрополита Санкт-Петербургского Владимира (Котлярова) было установлено отдельное местное празднование преподобным Сергию и Варваре 15 июня (28 июня н. с.). По состоянию на 2018 год святым Сергию и Варваре были составлены особые акафист и служба, которые ожидали утверждения синодальной комиссией [3].
Молитвословия
Кондак прп. Варваре Островской, глас 2
Чистот'ою душе́вною Боже́ственно вооружи́вся,/ и непреста́нныя моли́твы я́ко копие́ вручи́в кре́пко,/ пробо́ла еси́ бесо́вская ополче́ния,/ Варва́ро, ма́ти на́ша,// моли́ непреста́нно о все́х на́с.
Использованные материалы
- Житие на официальном сайте Введено-Оятского монастыря:
- "Преподобная Варва́ра (Ва́сса) Островская, схимонахиня" // Сайт "Азбука веры":
[1] "pt:t Varvara ja Sergei Ojattijokelaiset (+ 1500-l.)", календарь на официальном сайте Финляндской Православной Церкви, https://ort.fi/kirkkokalenteri/20190830.
[2] "Православний календар. 2015". - К.: Українська Православна Церква, 2014. - С. 67, 152, 159
[3] Сообщение пользователя Гавриилы от 22 августа 2018.