Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15

СЕРГИЙ И ВАРВАРА ОСТРОВСКИЕ

Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Прпп. Сергий и Варвара Островские. Храмовый образ в часовне Сергия и Варвары Островских, Введено-Оятский женский монастырь (Оять Лодейнопольского р-на Ленинградской обл.)
Прпп. Сергий и Варвара Островские. Храмовый образ в часовне Сергия и Варвары Островских, Введено-Оятский женский монастырь (Оять Лодейнопольского р-на Ленинградской обл.)
Сергий и Варвара Островские, Оятские, Свирские (XV в.), родители прп. Александра Свирского, преподобные

Память 15 июня (СПб., Укр.), 30 августа (Фин. [1], СПб.) и в Соборах Карельских (Фин.), Новгородских и Санкт-Петербургских святых

В миру Стефан и Васса были крестьянами Обонежской пятины Новгородской земли: края, населённого карелами и весью, которые приняли православную веру ещё в XI веке. Родились, вероятно, около начала XV века, скорее всего не позднее 1420 года. Жили в селе Мандеры на реке Ояти, притока реки Свири, напротив Островского Введенского монастыря. Стефан был благочестивым и богобоязненным, делился своим имением с нищими и любил творить добрые дела. Его жена Васса в доброй жизни не отставала от своего мужа.

Супружество их сразу же было благословлено чадородием: у них родилось двое детей, которые со временем выросли и стали жить отдельно от родителей. Тогда настало время, когда Бог долго не давал супругам радости рождения ещё одного ребенка, хотя они и стремились к этому всею душой. Томясь от продолжительного бесплодия, оба супруга очень печалились и скорбели. Прося Бога о даровании сына, супруги возлагали на себя многие обеты, и еще более прилежали добрым делам. Как-то, встав в полночь на молитву, Васса стала с непреложной верой молить Бога о рождении сына. После этого супруги пошли в ближайшую от того места церковь, во Введенский монастырь, и пребывали в нем долгое время, молясь Пресвятой Богородице. Однажды ночью, когда оба они молились, и никого вокруг не было, услышали они голос: "Радуйтесь, доброе супружество! Вот даровал вам Бог отрока утешения тезоименитого, ибо в его рождении утешение Церквам своим подаст!" Заметив время видения, они возвратились в свой дом. Через некоторое время, узнав, что Васса зачала, супруги поняли, что явление было истинным. Исполнившись радости и благоговения, Стефан и Васса с тех пор решили между собой воздерживаться от супружеских отношений, что и сохраняли до конца своей жизни.

Рождение прп. Александра Свирского. Настенная роспись часовни Сергия и Варвары Островских во Введено-Оятском женском монастыре (Оять Лодейнопольского р-на Ленинградской обл.)
Рождение прп. Александра Свирского. Настенная роспись часовни Сергия и Варвары Островских во Введено-Оятском женском монастыре (Оять Лодейнопольского р-на Ленинградской обл.)
15 июня 1448 года, когда Церковь празднует память пророка Амоса (имя которого значит "утешение"), родился долгожданный младенец - будущий преподобный Александр Свирский, в крещении наречённый Амосом. Стефан и Васса так любили дитя, что не могли на него наглядеться. Когда пришло время учить его грамоте, родители отдали сына "в научение святым книгам". Затем, по мере возмужания сына, родители желали найти ему невесту, чтобы сочетать его семейными узами с какой-нибудь хорошей девушкой. Но Амос мечтал только о монашестве и однажды, попросив благословения родителей пойти в близлежащую деревню, тайно удалился в Валаамский монастырь, где затем принял постриг с именем Александр.

Не имея известий о сыне, родители долго его искали, и, не найдя, горько оплакивали его, как уже умершего. По всем окрестностям было объявлено, чтобы за вознаграждение сообщили о местопребывании юноши его отцу. Но прошло три года, а никаких известий об Амосе не поступало. Родители были неутешны в своем горе, в тайне души продолжая надеяться на его возвращение.

И вот однажды из Карелии пришли в Мандеры некие люди с известием, что Амоса видели в обители на Валааме принявшим монашеский постриг. Не имея больше сил ждать, и не боясь дальности пути, престарелый Стефан отправился на Валаам искать сына. Придя к игумену монастыря и узнав, что сын его здесь, Стефан просил о встрече с ним. Александр опечалился и не хотел выходить, понимая, что отец будет просить его вернуться домой. Стефан же решил, что игумен прячет от него сына. Не терпя разлуки, он с гневом кричал игумену, чтобы показал ему сына, иначе он убьет себя прямо у ворот монастыря. Тогда Александр согласился на встречу с отцом.

Стефан, увидев сына изможденным от многого труда и воздержания, обнял его и горько плакал. Потом, немного успокоившись, стал уговаривать Александра вернуться домой. Преподобный, хоть и скорбел сильно за отцовское горе, однако видел, что любовь человеческая затмевает то, что необходимо и полезно для спасения души. Поэтому Александр отвечал отцу: "Одно тебе хочу сказать: пойди в дом свой с миром, и, придя в монастырь Пресвятой Богородицы в Остров, постригись там, и спасение души своей получишь. А если этого не сотворишь, истинно тебе говорю, больше лица моего не увидишь". И еще долго уговаривал Александр отца, но тот не хотел его слушать и с гневом ушел. Не могло родительское сердце от сильной любви к сыну и боли душевной принять эти слова.

Тогда преподобный Александр стал молиться, чтобы Господь умягчил отцовское сердце и помог в мире принять Божественную волю. Молитва праведника была скоро услышана: Стефан вернулся к сыну и сказал ему, что поступит по его совету. После разговора с сыном, Стефан ушёл в свое селение.

Вернувшись в свой дом, он не стал откладывать исполнение своего намерения, но быстро устроив все домашние дела и передав хозяйство своим детям, удалился во Введенский монастырь. Здесь он был пострижен с именем Сергий, с принятием монашеского сана оставив и все заботы о житейском. Праведная Васса, мать преподобного Александра, привыкшая во всех добрых делах следовать своему мужу, постриглась в том же монастыре с именем Варвара. Вместе с монашеством, престарелые супруги подъяли суровый телесный подвиг: преподобный Сергий носил на себе железный параман весом около 3,5 кг, а преподобная Варвара изнуряла свою старческую плоть двумя крестами на цепях весом в 1 кг.

Недолго прожили после этого преподобные иноки Сергий и Варвара. Принеся молитвенную мудрость последних лет своей старости в тихую обитель, они мирно скончались и были погребены там, где столько благодеяний получили в своей жизни по молитвам к Богу. Случилось это не позднее 1485 года. В Украинском церковном календаре дата кончины указана как 1477-1480 [2].

Прпп. Сергий и Варвара Островские. Икона над западным входом Московского храма преподобных Сергия и Варвары Островских на Соколиной Горе
Прпп. Сергий и Варвара Островские. Икона над западным входом Московского храма преподобных Сергия и Варвары Островских на Соколиной Горе

Мощи и почитание

Преподобный Александр Свирский никогда не забывал своих родителей: проявляя заботу о благоустройстве Введенской Островской обители он называл её "монастырь моих родителей". Среди чудес, совершённых им по преставлении, известен случай исцеления Александры Александровны Михайловой в 1838 году, когда святой в ночном явлении велел болящей заехать в "монастырь же моих родителей."

Память о Сергии и Варваре, совмещённая с памятью великого сына, неизменно сохранялась сквозь века. Так, в своей грамоте 1597 года царь Феодор Иоаннович жалует игумена и братию "Введенскаго монастыря, что на реке Ояте, где лежат родители чудотворца Александра Свирскаго". В XVII веке встречаются случаи именования преподобных Сергия и Варвары "чудотворцами". Видимо у их гробниц бывали случаи чудесной помощи, но вероятно в силу малочисленности братства и бедности, в монастыре не велось каких-либо систематических записей, поэтому более подробных сведений об этом не сохранилось.

Место погребения преподобных Сергия и Варвары Островских в Введено-Оятском женском монастыре
Место погребения преподобных Сергия и Варвары Островских в Введено-Оятском женском монастыре
До начала XVIII века гробницы преподобных Сергия и Варвары находились в нижнем этаже Введенской церкви под приделом апостолов Петра и Павла. Лежали они под спудом, то есть, не доставаясь из-под земли. В 1721 году по указу императора Петра I мощи святых, сохранившиеся лишь в виде костей, были освидетельствованы архимандритом Свирского монастыря Кириллом. После этого для них были построены новые деревянные гробницы в Преображенском приделе Богоявленской церкви, в которых и положили с честью мощи святых. Над гробницами стояли иконы с их изображением, а рядом хранились носившиеся ими при жизни вериги.

В описании монастыря 1873 года отмечается:

Окрестные жители и посещающие монастырь богомольцы с древних времен глубоко чтят память родителей преподобного Александра Свирского, покоящихся во Введенском монастыре, и всегда с благоговением и усердием молятся во время панихид, отправляемых при тех гробницах.

Среди замечательных вкладов в монастырь в XIX веке некоторые свидетельствуют об особом почитании Сергия и Варвары. Так, в ризнице хранились серебряный вызолоченный напрестольный крест и большое напрестольное Евангелие, пожертвованные братьями: новгородских адмиралтейских дел комиссаром Феоктистом Абрамовичем и капитаном лейб-гвардии Семеновского полка Дмитрием Абрамовичем Вындомскими, уроженцами этих мест. Дар был принесен в монастырь "к родителям Александра чудотворца Свирского" на помин души себя и своих родителей. Также и от Петербургского купца Даниила Кротова в 1843 году была пожертвована икона Воскресения Христова с десятью угодниками, к которой был привешен серебряный вызолоченный крест с частицами мощей 14-ти святых. Даритель просил поставить икону в ту церковь, где почивают мощи Сергия и Варвары.

К началу XX века у святых врат монастыря в огромных нишах колокольни были изображены преподобный Сергий Радонежский и святая великомученица Варвара, с именами которых приняли постриг родители святого Александра. Икон самих Сергия и Варвары Островских, которых ещё не канонизировали соборно, в то время не писали.

После бедствий советского периода, когда величественный Богоявленский собор с гробницами преподобных был разрушен, настало время возрождения и Введенского монастыря. Решением Священного Синода Русской Православной Церкви 19-20 апреля 2000 года преподобные Сергий и Варвара были прославлены в Соборе Санкт-Петербургских святых. В 2003 году было обретено место погребения преподобных, на котором были устроены гробницы с их изображением. В 2006 году на пожертвования почитателей святых Сергия и Варвары была построена каменная часовня, внутри которой кроме образа самих преподобных были помещены шесть клейм со сценами из их жития. К восстановленным гробницам святых опять потекли паломники. В 2007 году по благословению митрополита Санкт-Петербургского Владимира (Котлярова) было установлено отдельное местное празднование преподобным Сергию и Варваре 15 июня (28 июня н. с.). По состоянию на 2018 год святым Сергию и Варваре были составлены особые акафист и служба, которые ожидали утверждения синодальной комиссией [3].

Молитвословия

Кондак прп. Варваре Островской, глас 2

Чистот'ою душе́вною Боже́ственно вооружи́вся,/ и непреста́нныя моли́твы я́ко копие́ вручи́в кре́пко,/ пробо́ла еси́ бесо́вская ополче́ния,/ Варва́ро, ма́ти на́ша,// моли́ непреста́нно о все́х на́с.

Использованные материалы



[1]  "pt:t Varvara ja Sergei Ojattijokelaiset (+ 1500-l.)", календарь на официальном сайте Финляндской Православной Церкви, https://ort.fi/kirkkokalenteri/20190830.

[2]  "Православний календар. 2015". - К.: Українська Православна Церква, 2014. - С. 67, 152, 159

[3]  Сообщение пользователя Гавриилы от 22 августа 2018.

Редакция текста от: 07.01.2022 10:37:28

"СЕРГИЙ И ВАРВАРА ОСТРОВСКИЕ" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google