Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15

ВВЕДЕНО-ОЯТСКИЙ МОНАСТЫРЬ

Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Введено-Оятский монастырь. Нач. XXI века
Введено-Оятский монастырь. Нач. XXI века
Женский монастырь в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы на реке Оять Тихвинской епархии

Существовал не позднее рубежа XIV - XV веков и носил название Введенский Островский мужской монастырь. Названием монастырь был обязан тому, что в половодье, которое раньше бывало ежегодно, его окружала со всех сторон вода, и он становился островом. Кроме того, "островом" именовалось тогда любое возвышение среди окружающих низменностей.

Первые сведения о монастыре содержатся в житии святого преподобного Александра Свирского, написанного его учеником Иродионом в 1545 году. Родители преподобного - преподобные Сергий и Варвара - были пострижены в Введенском Островском монастыре и здесь же впоследствии погребены.

С 1582 по 1617 годы Введенская обитель переживала шведское раззорение.

До 1764 года Введенский Островский монастырь был приписан к Александро-Свирскому монастырю.

До XIX века монастырь был полностью деревянный. Восстановленный после разрушений Смутного времени, монастырь имел в центре два храма: холодный Введенский с приделом апостолов Петра и Павла и теплый Богоявленский с трапезной, колокольню с шестью колоколами, братские кельи по периметру, деревянную ограду со Святыми вратами, над которыми был Нерукотворный образ Спасителя. На территории монастыря был колодец и разные хозяйственные постройки: погреб, сушило, поварня, квасоварня, амбар. В подцерковье Введенского храма находилась монастырская казна, в которой хранились не только деньги, но и ткани, и разная хозяйственная и рабочая утварь, и запас одежды. Под Богоявленской церковью держали запас хлеба и посуду. За монастырской оградой находились конный и коровий дворы, келья для монастырских работников, мельница, рига, гумно. Чтобы обеспечить себя, братия занималась традиционной для этой местности хозяйственной деятельностью: выращивала хлеб (рожь, овес, ячмень) и овощи, держала скот, ловила рыбу, которая в изобилии водилась в Ояти и Свири.

В современном виде монастырский комплекс сформировался в первой половине XIX века.

К началу XX века Введенский-Островский монастырь имел хорошо налаженное хозяйство, обители принадлежало более 500 га земли.

После революции

Введено-Оятский монастырь в годы советской власти
Введено-Оятский монастырь в годы советской власти
С октября 1918 года на территории монастыря из рабочих, обрабатывавших его земли, стала организовываться коммуна "Пролетариат".

В марте 1919 года монастырь был окончательно закрыт и братия оставила обитель. Ушли все, кроме одного – иеромонаха Николая (Сергиевского), сразу вошедшего в коммуну, образованную из рабочих, которые до революции обрабатывали монастырские земли. Отец Николай вплоть до ареста никогда не прекращал богослужения, берег оба монастырских храма.

Коммуна прожила недолго и распалась в 1921 году "в силу неурядиц среди членов коммуны".

28 апреля 1922 года в Введенском монастыре проходило изъятие церковных ценностей. Процедура прошла спокойно.

В 1929 году на территории монастыря обосновалась агробаза "Ильич".

Двенадцать лет после упразднения обители посреди коммуны и колхоза действовали оба храма. После ареста в 1931 году о. Николая верующие пытались сохранить свои святыни, но силы были не равны.

В ноябре 1932 года постановлением Президиума Леноблисполкома и обе монастырские церкви были закрыты. В монастыре искали клады, и многие могилы были осквернены.

В 1960-е годы на территории монастыря было построено еще одно здание – жилой корпус из силикатного кирпича, уродовавшее монастырский ансамбль.

Купола и кресты с храмов были сняты сразу после их закрытия, а обветшавший шатер колокольни снесло ураганом в 1970-е годы.

В монастыре располагалась центральная усадьба совхоза, во всех помещениях жили люди, причем очень тесно и неудобно, даже в колокольне было несколько "квартир". Жизнь на территории разоренной обители была нелегкой, случались и самоубийства.

Женский монастырь

Введено-Оятский женский монастырь, 2012 г. Фото: Ю.Булкин
Введено-Оятский женский монастырь, 2012 г. Фото: Ю.Булкин
В 1991 году разрушенный монастырский комплекс был передан Свято-Троицкому Измайловскому собору Санкт-Петербурга для ведения подсобного хозяйства.

В 1992 году от митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Иоанна (Снычева) было получено благословение на создание женской общины.

27 декабря 1993 года решением Священного Синода был открыт Введено-Оятский женский монастырь. Это был первый открытый епархиальный монастырь Санкт-Петербургской епархии.

К концу 2000-х годов были восстановлены колокольня, несколько корпусов, вокруг монастыря заново построена полностью разрушенная ограда, налажены инженерные системы обители.

Монастырь имеет подворье в Санкт-Петербурге - храм святой блгв. кн. Анны Кашинской на Выборгской стороне.

Статистика

Число братии монастыря всегда было невелико, оно колебалось в разные годы от 5 до 25 человек.

  • к 1917 - 12 человек братии, из них 9 - в постриге.
  • 2000-е - 13 сестер

Храмы

Введенский храм

Церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы, 2012 г.  Фото: Ю.Булкин
Церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы, 2012 г. Фото: Ю.Булкин
Соборный храм - первое каменное здание обители. Построен в 1817 году.

Был закрыт в 1932 году. В храме был устроен клуб. Во всю его длину храма сделали пристройку – кинозал над разоренным кладбищем.

В 2003 - 2004 годах храм был полностью отремонтирован.

Богоявленский храм

Собор с тремя приделами вместо ветхого деревянного, стоявшего над могилами родителей преподобного Александра Свирского - преподобных Сергия и Варвары - был построен в 1910 году. Строился по проекту епархиального архитектора А.П. Аплаксина и был выполнен в неорусском стиле.

Был закрыт в 1932 году, разобран до основания, его кирпич использовали для колхозных построек, хотя изначально планировали этот храм использовать под школу. Чтобы не осталось и следов места погребения преподобных Сергия и Варвары, храм разобрали на метр вглубь земли.

В 2006 году на месте разрушенного храма была установлена памятная книга, изготовленная из мрамора иждивением жертвователей монастыря.

Введено-Оятский монастырь. Часовня прпп. Сергия и Варвары
Введено-Оятский монастырь. Часовня прпп. Сергия и Варвары

Часовня прпп. Сергия и Варвары

В 2003 году места погребения преподобных Сергия и Варвары были обнаружены и над ними были устроены гробницы из карельского гранита с изображениями святых.

В 2004 году была возведена каменная часовня над гробницами, а ее полная внутренняя и наружная отделка закончены в 2006 году.

Святыни

Настоятельницы

  • Фекла (Коняшева) (1993 - 1997)
  • Михаила (Орешко) (1997 - 2002)
  • Иоанна (Егорова) (с 20 ноября 2002)

Использованные материалы

Редакция текста от: 06.08.2018 14:53:59

"ВВЕДЕНО-ОЯТСКИЙ МОНАСТЫРЬ" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google