Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15

СУББОТИН ИВАН АЛЕКСЕЕВИЧ

Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Иоанн Алексеевич Субботин (1790 - 1860), протоиерей

Родился 1 мая 1790 года в селе Антилохове Ковровского уезда Владимирской губернии в семье беднейшего причетника. Он появился на свет через несколько дней после смерти своего отца и рос в нужде. На пятом году заболел оспою, деревенские бабы посоветовали попарить его в печке. Последствия оказались печальными - у мальчика лопнул и вытек глаз. Сироту на воспитание взял его двоюродный брат Осип Тимофеев 1780 г.р., тоже бедный причетник из села Малые Всегодичи Ковровского уезда. Воспитывал он его как родного сына. Несмотря на бедность, выучил грамоте (хотя писать приходилось на бересте, так как денег на бумагу не было) и подготовил к поступлению в Суздальское духовное училище. Принят Иван был туда в одну из суббот, за что и получил фамилию Субботин. Много лишений и нужды пришлось перенести ему за время училищной жизни. Учиться приходилось по чужим учебникам и выученное записывать для памяти в тетрадку. Это обстоятельство, однако, приучило мальчика к усердию и трудолюбию.

Он успешно перешел во Владимирскую духовную семинарию, где в совершенстве овладел французским языком и приобрел отличную способность владеть пером - кроме удачных философских и богословских сочинений писал и оды.

Блестяще окончив семинарию в 1811 году, он был назначен преподавателем Переславского духовного училища. Всегда помнящий добро, став преподавателем, взял себе на воспитание старшего сына своего воспитателя, устроив в Переславское училище Федора Осипова, получившего фамилию Нечаев (впосл. известный прот. Юрьев-Польского).

В Переславле проявился проповеднический талант молодого учителя, высоко оцененный настоятелем училища архимандритом Иосифом, по совету которого Иоанн Алексеевич в 1814 году поехал поступать в только что открывшуюся Московскую духовную академию. Увы, отсутствие одного глаза стало причиной отказа. Было приказано было принимать в академию лиц "без значащих недостатков благовидности”.

Он вернулся в родную губернию, где получил назначение в Суздальское духовное училище, а в 1816 году был назначен инспектором новооткрытого Шуйского духовного училища.

В 1816 году женился на Анне Николаевне, дочери свящ. Николая Соколова (1799 - 26.08.1872). В их семье родились: Иван (17.02.1823 - 23.10.1845), Анастасия (15.10.1825 - 21.09.1898; была замужем за свящ. Михаилом Миловским) и Николай (13.11.1827 - 30.05.1905), профессор МДА.

В 1818 году был рукоположен во священника и несколько лет совмещал священническую службу с преподаванием разных предметов в училище (латинский, арифметика, география и церковное пение).

В 1830 году он оставил училище, посвятив себя целиком пастырской деятельности в старом Покровском соборе г. Шуи, став при этом членом Шуйского духовного правления и депутатом. Ревностно исполнял все возложенные на него должности, старался располагать прихожан к поддержанию и увеличению благолепия храма. При нем к Покровскому собору были пристроены приделы, воздвигнута колокольня.

Умел соединить в себе с простотой и приветливостью сознание собственного достоинства. Перед знатными людьми был почтителен, но без малейшей угодливости, а с людьми низших классов неизменно обходителен, ласков и прост. Это снискало к нему глубокое уважение во всех слоях Шуйского общества. Свободные часы посвящал обыкновенно чтению книг, как духовных, так и светских. В совершенстве владея латинским языком, любил читать в оригинале Цицерона и Виргилия.

Интересовался памятниками старины, особенно местными, исследовал старинные рукописи. Именно ему суждено было отыскать неизвестное подлинное письмо святителя Митрофана Воронежского к архимандриту Шартомского монастыря Александру. В 1835 году по поручению епархиального начальства он производил ревизию церковного имущества Шартомского Никольского монастыря. Любознательный ревизор воспользовался случаем, чтобы просмотреть богатый монастырский архив. Здесь в связке пыльных небрежно хранившихся старинных бумаг он нашел это собственноручное письмо святителя, мощи которого были открыты лишь незадолго перед тем. Открытие этого письма дало новые данные о начальном периоде жизни святителя, внесенные по благословению Св. Синода в житие свт. Митрофана.

Иван Алексеевич поддерживал переписку со многими церковными деятелями, в число которых входил и ректор Московской духовной академии Сергий (Ляпидевский), будущий митрополит Московский.

Проповеди о. Иоанна восхищали шуйского цензора Алексея Никитина и вызывали одобрение владимирских епископов Парфения и Иустина. По желанию последнего и по просьбе шуйских граждан о. Иоанн Субботин подготовил собрание своих поучений. Они были выпущены в Москве, выдержали три издания и получили одобрение ряда епархий.

Скончался 20 мая 1860 года в городе Шуе. Погребён в ограде Покровского собора г. Шуи. На могиле был установлен сыном беломраморный памятник с утвержденным на камне крестом и лежащей у подножья его раскрытой книгой со словами Златоуста.

Награды

Использованные материалы

  • Грамматин А.С., История нескольких известных родов духовенства Владимирской епархии, / Москва-Павлово. 2012 - PDF-версия; электронное дополненное и исправленное переиздание монографии с. 193 -197:

Редакция текста от: 06.07.2018 07:12:16

"СУББОТИН ИВАН АЛЕКСЕЕВИЧ" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google