Блаженный Антоний Алексеевич Монкин. Фото с fotopaterik.org/i/9071/ |
Родился около 1730 года в селе Кленовом Задонского уезда Воронежской губернии (ныне - село Александровка Липецкого района Липецкой области) в семье крепостных крестьян. Его отец умер рано, мать повторно вышла замуж; отчим жестоко относился к пасынку и после смерти матери выгнал из дома. Поначалу он жил у племянника, часто надолго уходил в лес, возвращаясь из своего уединения в Задонский в честь Сретения Владимирской иконы Божией Матери монастырь, вскоре принял подвиг юродства. Не принимая монашеских обетов, он хранил целомудрие, вёл аскетическую жизнь, отличался смирением, простотой, нестяжательством.
Предсказал кончину императора Александра I, обретение мощей святителя Тихона Задонского, эпидемии холеры в Задонске, Липецке (1830-е) и Воронеже (1847), пожары в Задонске (1841 и 1861) и в Засосенской слободе под Ельцом (1840-е). На монастырском дворе или городских улицах его всегда окружали богомольцы разных возрастов, желавшие получить что-нибудь на благословение или услышать его наставление. Стяжав дар исцеления, он скрывал его юродством.
Состоял в многолетней дружбе с настоятелями и братией Задонского монастыря, относившимися к нему с почтением и любовью. В необходимых случаях обличал прегрешения братии и начальствующих: за резкие обличения архимандрита Серафима в 1842-1845 годах братии монастыря было запрещено принимать его в кельях. Задонский затворник Георгий Алексеевич Машурин отзывался в письмах об Антонии как о простосердечном и добром человеке. Глубокое уважение питал к нему архиепископ Воронежский Антоний (Смирницкий). Не раз выражал свое благоговейное отношение к основательницам и попечительницам странноприимных домов и общины сестёр милосердия во имя иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость" в Задонске Матроне Наумовне Поповой и Денисьевне (Евфимии Григорьевне Поповой).
В последние десятилетия земной жизни, по воспоминаниям задонских богомольцев и по изображению на портрете XIX века, имел вид сгорбленного, худощавого, морщинистого старца с выразительными чертами лица: проникающим, добрым взглядом, носом острым, узенькой, клином, бородкой, короткими, взъерошенными, с проседью волосами. Одевался он в крестьянский кафтан или зипун, подпоясанный красным кушаком, суконные онучи, чоботы или кожаные коты, за пазухой лежали никогда не надеваемые им большого размера рукавицы и шапка вместе с кусками хлеба, огурцами, древесными стружками, тряпьем, камнями, стеклом. За год до своей кончины поселился у орловской помещицы А. В. Демидовой, которая купила в Задонске дом, позже переданный в пользу обители. Заболев, он за две недели предсказал свою кончину. Скончался 29 сентября 1851 года в возрасте около 120 лет, напутствованный за несколько дней Святыми Тайнами.
Погребение совершилось в Задонском монастыре при многотысячном стечении богомольцев на третий день после кончины. До 1920-х годов могила находилась под алтарем Вознесенского храма Задонской обители, в усыпальнице, рядом с почитаемыми им подвижниками: схимонахом Митрофаном, затворником Георгием Машуриным, архиепископом Подольским Антонием (Соколовым), игуменом Евфимием (в схиме Евсевием), иеросхимонахами Агапитом, Авраамом, Нафанаилом, старицей Евфимией Поповой и другими. Здесь часто служили панихиды и были засвидетельствованы наиболее явные случаи (около 300) чудесной помощи, исцелений и его заступничества.
После закрытия обители в 1920-х годах останки Антония вместе с останками других задонских подвижников были перенесены на Тюнинское кладбище Задонска. В октябре 1993 года место захоронения было найдено и останки задонских подвижников были возвращены в монастырь, где рядом с мощами святителя Тихона по благословению митрополита Воронежского Мефодия (Немцова) была устроена гробница-склеп задонских старцев, некогда покоившихся под Вознесенским храмом. Почитание блаженного продолжается в Воронежской и Липецкой митрополиях и в настоящее время, особенно в окрестностях Задонска. Сохранились многочисленные предания, песни и сказы о чудесах и благодатной помощи блаженного старца.
Литература
- Письма задонского затворника Георгия Алексеевича, Воронеж, 1860, т. 3, с. 448.
- Герасим (Добросердов), еп., Краткая биография [об] Антонии Алексеевиче, СПб., 1865.
- Толстой М., Задонские и Елецкие подвижники, СПб., 1872, с. 38-43.
- Воронежские епархиальные ведомости, 1880, № 7.
- Геронтий (Кургановский), иером., Воспоминания об Антонии Алексеевиче, Воронеж, 1872, с. 1-59.
- "Юродивый Антоний Алексеевич", Троицкие листки. Мая 10 дня, Вифания; Серг. П., 1890, с. 1-4.
- Никольский А., "Монашество на Дону", Воронежская старина, Воронеж, 1891, вып. 10, с. 224.
- Поселянин Е., Русские подвижники XIX в., СПб., 1910, с. 384-398.
- Пречистенский Т., "Летопись Русской Православной Церкви", Журнал Московской Патриархии, 1945, № 9, с. 78.
- Стаднюк А. И., прот., "Антоний Алексеевич Монкин, Христа ради юродивый", Воронежский епархиальный вестник, 1993, № 6/7 (38/39), с. 24.
- Воспоминания об Антонии Алексеевиче, Христа ради юродивом, почивающем в Задонском Богородицком первокласном монастыре, М., 1996, с. 3-64.
- ЖПодв. Сентябрь, с. 803.
Использованные материалы
- Митрофан (Шкурин), иером., "АНТОНИЙ Алексеевич Монкин", Православная энциклопедия, т. 2, с. 611: