Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15

НАФАНАИЛ (ОСТАПОВ)

Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Иеросхимонах Нафанаил (Остапов)
Иеросхимонах Нафанаил (Остапов)
Нафанаил (Остапов) (1799 - 1849), иеросхимонах, насельник Задонского Богородице-Рождественского монастыря

В миру Остапов Николай Михайлович, родился в 1799 году в Епифановском уезде Тульской губернии в благочестивой семье дворян. Николай, проживший с родителями до 14 лет, воспитывался в строгих правилах христианской веры.

В 1813 году поступил в 6-й Петербургский кадетский корпус.

Завершив воинское образование, в офицерском чине он был принят в армейский пехотный полк. С товарищами по службе юноша обходился внимательно и дружелюбно, но держался с благородным достоинством и своим принципам христианского поведения никогда не изменял. Шумных сборищ и пирушек, обычных в такой среде, избегал. Им всюду руководили воспитанные родителями сдержанность и добронравие. Подвижник отличался также безукоризненной честностью, рачительностью и точным знанием военной службы. А потому и была доверена ему ответственная должность полкового казначея.

Часы досуга Остапов посвящал чтению Священного Писания и духовной литературы. Когда позволял строгий порядок военной службы, Николай Михайлович ходил в храм Божий.

Успехи юноши на карьерном поприще радовали его родителей, предвещая ему блестящее будущее. Но не таковы были намерения Николая Михайловича: все более и более разгоралось в боголюбивом сердце его желание отрешиться от житейской суеты. А потому, когда наступил в России период мирной жизни, Остапов подал прошение об отставке для поступления в какой-либо монастырь. С великой неохотой было уважено это намерение: командир полка долго не соглашался отпустить деятельного и честного сослуживца.

В 1823 году штабс-капитан Н.М. Остапов, оставив военную службу, вернулся под родительский кров. Вскоре он открыл родителям свое стремление принять монашество. Они выразили огорчение, но Николай остался верен намеченному пути. Однако он согласился на уговоры не сразу покинуть родной дом, а оставшись, получил дозволение родителей устроить для себя в домашнем саду небольшую келейку, где и положил начало давно желаемому духовному пути.

Пребывая в уединении, Николай Михайлович на протяжении семи лет приготавливал себя к монашеской жизни чтением Священного Писания, постом и непрестанной молитвой. А чтобы не впасть в самообольщение, искал совета у духовно преуспевших, не раз совершая паломничества по святым местам. Каждый год ходил он пешим в Киев на поклонение святыне, посещал и прочие монастыри и пустыни. Там, встречая мудрых и благочестивых старцев, вопрошал их о спасении, раскрывая свою душу и изъясняя самые потаенные помыслы.

В этот период семилетнего предочищения немало пришлось ему испытать скорбей – как от близких своих, до конца не смирившихся с выбором любимого чада, так и от некоторых чужих. И посему однажды, чтобы и далее не быть причиной возгоревшихся раздоров и семейных нестроений, Николай Михайлович оставил малую родину и отправился на богомолье в Задонск, чтобы поклониться святителю Тихону и испросить при его гробе благословения на иночество. Чудотворец Задонский в те годы еще не был прославлен Церковью официально, но молва о его молитвенной помощи распространялась всюду, привлекая многих ревнителей благочестия в скромную Богородицкую обитель. Здесь Николай Михайлович принял решение просить о принятии в монастырское братство.

По поступлении в монастырь отставной офицер всецело подчинил себя и свою волю строгим правилам действовавшего устава. Был он смирен и тих, в послушании усерден. Вскоре был пострижен в рясофор с именем Никодим. Служил келейником у старца Георгия Машурина. Отеческая заботливость старца проявились, например, в конце июня 1833 года, когда в уезде и самом Задонске свирепствовала эпидемия холеры. В один из тех дней отец Никодим, стоя во время богослужения на послушании у свечного ящика, внезапно почувствовал сильное недомогание. Жестокая резь в желудке и судороги вынудили его немедленно запереть ящик и бежать в келью, чтобы по крайней мере последнее дыхание испустить у ног своего доброго наставника, под ободрение благотворных его молитв и утешительное назидание. Но едва успел инок войти в коридор кельи затворника, как тот встретил его, держа в руках кропило и небольшую каменную чашу, наполненную Богоявленской водой. На вопль падшего к ногам ученика затворник, трижды окропив голову и лицо отца Никодима святой водой, сказал: «Не отчаивайся! Бог еще благословляет тебе проходить святое послушание». И случилось, казалось бы, невозможное – подвижник тут же почувствовал себя совершенно здоровым. Возвратившись в храм, со слезами благодарности излил он молитву пред чудотворной Владимирской иконой Божией Матери, славя Господа и святых Его за избавление от ужасного недуга.

14 апреля 1834 года был пострижен в мантию и утвержден в должности казначея обители.

13 августа 1835 года, в день памяти святителя Тихона, был рукоположен во иеродиакона, а на следующий день - во иеромонаха.

Усердие угодника Божия к молитве было столь велико, что он не мог оставаться без службы и дня. По будням, несмотря на свою многосложную деятельность, он почти всегда служил раннюю Литургию, предваряя день молитвою. Если кто из братии не являлся в церковь на всеобщее молитвословие, отец Никодим непременно посылал к нему узнать о причине. Когда оказывалось, что брат не пришел по лености, он обличал его, но делал это благоразумно, наедине. Если же выяснялось, что причина отсутствия – болезнь, то отец Никодим, не медля, сам навещал недужного и в случае необходимости приглашал врача и отправлял за медикаментами. Каждый из братии находил в нем сердобольного отца, доброго наставника, искреннего друга; и каждый в смутных обстоятельствах жизни шел к нему с открытой душой, с полным доверием – и, получая мудрые советы, утешался и вразумлялся ими.

28 декабря 1838 года отец Никодим принял схиму с именем Нафанаил. В последовавшие пять лет, когда позволяло здоровье, он служил ранние Литургии в Вознесенской церкви. Но со временем подвижник начал слабеть, так что ежедневное богослужение стало для него затруднительным. Однако он часто просил духовника приносить ему Святые Дары в келью, где и приобщался.

Многие, побывав в Задонской обители и побеседовав с ним, на всю жизнь сохраняли к нему искреннее уважение и имели с ним духовную переписку. Архиепископ Воронежский Антоний (Смирницкий) посещая Задонский монастырь, по особому расположению и уважению к старцу приходил в его келью и вел с ним долгие беседы.

Несмотря на телесные немощи, батюшка был великим подвижником. Известно, что сну он посвящал не более трех часов в сутки – засыпал, оставаясь сидеть на стуле. Пищи употреблял очень мало и все легкое. Питием его любимым был чай. Кроме самого необходимого для быта, из имущества отец Нафанаил ничего у себя не имел. При всем том он был щедрый благотворитель и искренний друг бедняков. Тела своего старец не обмывал все десять лет строгого схимничества. Келью занимал ту, в которой спасался затворник Георгий, наставивший его в начале пути иноческого.

В 1849 году отец Нафанаил тяжело заболел. Резко поднялась температура, начался сильный жар. За день до кончины его пособоровали, он исповедался и приобщился Святых Христовых Таин, а после сего благодатного напутствования, преподав последнее благословение находившимся при нем, с упованием глубоко верующего христианина стал готовиться к отходу в вечность.

Скончался 30 июня 1849 года, в 11 часов пополудни. На другой день тело усопшего положили во гроб, который у него был приготовлен за десять лет до смерти. 3 июля был погребен под алтарем Вознесенской церкви Задонского монастыря, рядом с покоившимися там подвижниками.

Иеросхимонах Нафанаил (Остапов)
Иеросхимонах Нафанаил (Остапов)

Наставления старца Нафанаила

  • Однажды спросили его: «Батюшка, Вы имеете право приказывать, зачем всегда просите?» – «Если прикажу кому повелительно, то он исполнит повеленное как-нибудь. А кого попрошу – тот постарается исполнить поручение с усердием. А привет и ласковая просьба мне не тяжелы».
  • Враги наши суть вместе и благодетели наши. Порицая наши поступки, они научают нас осмотреться и проверить себя, точно ли мы исполняем свои обязанности так, как не противно закону христианскому.
  • Господу угодно, чтобы Вы в этом мире терпели скорби. Имея в виду лучшее, именем Бога умоляю Вас: терпите все с благодарением и крепко надейтесь на благодать Божию. Сказавший: «Аз есмь с вами до скончания века» (см.: Мф. 28, 20), весть, как избавлять благочестивых от напастей.

Использованные материалы

  • Ксения Миронова, составитель. Чадо затворника Георгия 30 июня / 13 июля – память старца Нафанаила Задонского. По материалам «Задонского патерика» (Задонский Рождество-Богородицкий мужской монастырь, 2007) и книги «Старческие советы некоторых отечественных подвижников благочестия XVIII–XIX веков». (Ч. 2. М., 1994), электронная версия газеты "Православный Крест" № 13 (157) от 1 июля 2016:

Редакция текста от: 30.05.2020 17:15:32

"НАФАНАИЛ (ОСТАПОВ)" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google