Свящ. Симеон Юкава. Фото ок. кон. 1890-х гг., Токио. Архив Церковно-археологического кабинета Московской духовной академии |
Родился 26-го дня 6-го месяца 4-го года Каэй (12 июля 1851 года по юлианскому календарю) в Эдо (ныне Токио), Япония, в родовитой самурайской семье Хорита Сэццу-но-ками.
В юности переехал в замок Уэно в Сано, провинция Симоцукэ (ныне в городе Сано префектуры Тотиги), где был принят в качестве наследника в семью своего дяди, Юкавы Киндзо.
Летом 1876 года познакомился с Православным учением. В июне 1877 года принял крещение от равноапостольного Николая Японского и стал членом православной общины в Уэно.
В 1879 году покинул приютивший его дом, отправился в Токио, и поступил в православное катехизаторское училище, где стал усердствовать в постижении православной догматики.
В 1881 году выпустился из училища и был определён катехизатором к церкви Усигомэ-Коисикава. Под его руководством был сооружён новый дом проповеди в квартале Синъогава-мати района Усигомэ, куда переехал сам катехизатор и обосновались вновь организованные сестричество и общество духовного утешения.
28 декабря 1884 года был рукоположен во диакона к Токийскому храму квартала Коодзимати [2].
На Соборе Японской Церкви 1887 года был избран и поставлен во иерея для окормления верующих рассеянных в провинции. В 1888 году ему было поручено окормление Токийских общин в Ситая, Хонго, Асакуса, Хондзё, Сэндзю и Микавасима. Получая небольшое жалование от Миссии, отец Симеон прилагал большие усилия для развития ввереных ему малочисленных и малообеспеченных общин. В 1894 году для общины Асакуса было устроено здание по адресу Сува-тёо № 15. В 1896 году последовало обустройство нового Троицкого молитвенного дома общины Ситая, при котором было создано и жильё для священника.
В 1901 году ему было впервые поручено ознакомление с религиозной ситуацией на Тайване. Объезжая ещё слабо освоенный остров осенью того года, отец Симеон сумел посетить немало разбросанных по Тайваню православных верующих, а также присоединить к Церкви несколько новых членов. Впоследствии он вновь посещал православную общину Тайваня осенью 1903 года.
В 1911 году, следуя призыву святителя Николая, общины окормляемые о. Симеоном решились на финансовую самостоятельность и приняли на себя содержание своего священника. В течение последующего десятилетия эти обищины были объединены в единый "приход северного Токио" вокруг молитвенного дома в Ситая.
Во время пожаров последовавших за Великим Кантоским землетрясением в сентябре 1923 года все окормляемые о. Симеоном церковные здания и его собственное жильё сгорели. Вместе с несколькими другими погорельцами из верующих, семья священника нашла убежище в квартале Усигомэ-хара-мати, в доме Юкавы Тадааки. Не вынеся лишений, супруга о. Симеона Варвара заболела и скончалась 28 ноября того года. В январе 1924 года усилиями верующих была построена временная церковь-барак, при которой стал жить и о. Симеон. Затем, в марте 1925 года, первоначальное здание молитвенного дома в Ситая было перестроено и отремонтировано.
Прот. Симеон Юкава. Фото из брошюры-некролога 『おもかげ』 |
В декабре 1928 года тяжело заболел и, не надеясь оправиться, завещал свои средства на восстановление Токийского Воскресенского собора. По милости Божией, о. Симеон полностью выздоровел и в благодарность за исцеление в 1929 году пожертвовал на собор две тысячи иен.
17 сентября 1929 года, во время проповеди, упал, перенёс травму и был госпитализирован в больнице Тасиро. В мае 1930 года подал прошение об уходе на покой и назначении наследника на свой приход. В июле, чувствуя ухудшение своего состояния, сдал дела приходскому совету и удалился на покой в дом своего наследника, Юкавы Тадааки, в столичном квартале Ёёги-уэхара.
Скончался 8 марта 1934 года. Его отпевание в Токийском Воскресенском соборе возглавил митрополит Японский Сергий (Тихомиров).
Равноапостольный Николай Японский ценил отца Симеона - по характеристике святителя "священник он исправный, смиренный, трудящийся" [3]. Вспоминая о почившем сослужителе на Соборе Японской Церкви в июле 1934 года протоиерей Илия Сато отмечал, что о. Симеон "преподал нам добрый урок примерного пастырства, отдав свои силы служению на одном приходе в течение столь длительного периода" [4].
Награды
- наперсный крест (поднесён верующими по благословению равноап. Николая, весной 1909)
- наперсный крест с украшениями (поднесён верующими, 1910)
- набедренник (1919)
- камилавка (1921)
- палица (1927)
Использованные материалы
- 湯川忠顕著『おもかげ』 (брошюра-некролог об о. Симеоне Юкава), без выходных данных.
- Дневники равноп. Николая Японского.
- 日本正教会総務局編『公会議事録』東京:正教本会、1934、16-17。
[1] Так имя указано в большей части текстов, включая некролог составленный наследником о. Симеона, Юкавой Тадааки. В некоторых материалах приведено имя 謹治.
[2] Дневники равноп. Николая Японского, запись от 16/28 декабря 1884.
[3] Дневники равноп. Николая Японского, запись от 29 декабря 1902/11 января 1903 г.
[4] 日本正教会総務局編『公会議事録』東京:正教本会、1934、16。