Прп. Иоанн Зедазенский. Грузинская икона (XX в.) |
Память 7 мая - вместе с 12-ю его учениками, 9 мая [1]
О месте его рождения и о родителях сведений не сохранилось. Получил духовное образование в Антиохии. В молодые годы принял монашество и предался уединённой аскетической жизни, стяжав впоследствии удивительную кротость, смирение и дар чудотворения. Слава о духовных подвигах привлекла к нему множество учеников.
Прп. Иоанн Зедазенский. Сабинин М. П., гравюра (фрагмент) |
С известием о прибытии "сонма светил, воссиявших в Месопотамии", Картлийскому католикосу Евлавию и царю Парсману предстал ангел, и монахи были встречены у Мцхеты с большими почестями. Они поклонились мироточащему древу Светицховели, Ризе Господней и другим грузинским святыням. По благословению католикоса святой Иоанн и его ученики вначале обосновались на горе Задени (Кухети), в 8 км от Мцхеты.
До прихода 13 сирийских отцов над горой Задени, "подобно черной густой туче, роились бесы". Католикос, к которому Иоанн обратился за благословением, рассказал, что в древности здесь было капище языческого бога Задени, разрушенное св. Ниной, но позже злые духи вновь "заполонили" гору и умерщвляли всех людей, "прикасавшихся к горе", кроме идолопоклонников и магов. Иоанн был непреклонен в своем решении, и католикос благословил их.
Преподобные, поклонившись святыням Светицховели, в сопровождении католикоса и народа вышли к разлившейся по весне р. Арагви. Прп. Иоанн попросил прп. Шио помолиться о безопасном пути на тот берег. Ученик осенил воду крестным знамением, взял жезл у учителя и ударил им по воде, повелев реке "остановиться в течении своем, пока перейдем на тот берег". Святые прошли по дну "немокрыми ногами" и взошли на гору. Очистив гору от злых духов, Иоанн нашел у вершины небольшую пещеру, в которой устроил церковь. Монахи сделали шалаши из листьев и подвизались рядом, употребляя в пищу растущие на горе травы и коренья. Так был основан первый в Восточной Грузии монастырь Зедазени (от Зеда-Задени - Верхний Задени). Вскоре это место подвижничества монахов стало центром паломничества.
Монахи жили в убогих келиях, питались растительностью и непрестанно молились. Верующие, узнав о подвигах святого Иоанна и его учеников, толпами устремились к Зедазенской горе. Многие загорелись искренним желанием монашеской жизни, многие оставили суетный мир и поселились на Зедазени. Так Зедазенская гора превратилась в обитель отшельников.
Спустя некоторое время Пресвятая Богородица вновь явилась святому Иоанну и благословила разослать учеников в разные края Картли для проповеди Слова Божия. Собрав утром учеников и сообщив им о явлении Божией Матери, преподобный Иоанн сказал: "Господь наш Иисус Христос прислал нас, дабы принести пользу этой стране и её жителям, ибо они есть новосаждения. Поэтому, подобно апостолам, нам следует разойтись в разные края и проповедовать Слово Божие." Так святые сирийские отцы насадили подвижническую жизнь во всей стране и сделались вторыми апостолами Грузии.
Разослав учеников, святой Иоанн Зедазнийский оставил при себе диакона Илию и углубился в молитвенные подвиги.
Святой Иоанн сумел противостоять козням злых духов, которых изгнал Именем Христа из пределов Мцхета. По молитве святого на горе Заден заструился источник целебной воды.
Получив откровение о своей смерти, преподобный призвал к себе учеников - диакона Илию и Фаддея, которым завещал похоронить его в тесной пещере на горе, на месте его подвигов. Причастившись Святых Таин, преподобный Иоанн перед кончиной увидел отверстое небо и воинство бесплотных Сил Небесных со множеством святых.
Скончался между 557 и 560 годами, при католикосе Макарии (553-569).
Ученики его, позабыв завещание преподобного, решили, что святому не подобает покоиться "в убогой пещере". Также, вероятно, они хотели, чтобы его мощи были доступны для поклонения. В сопровождении сонма духовенства тело святого перенесли к подножию горы в монастырь Нижний Задени, основанный прп. Фаддеем, и положили его в особом склепе. Но земля вокруг заколебалась и сотрясения её не прекращались до тех пор, пока тело святого Иоанна не было положено в пещере на вершине горы, как он и заповедал.
Предположительно в конце VI - начале VII века рядом с местом упокоения преподобного была выстроена церковь, где были похоронены мощи св. Илии, ставшего настоятелем монастыря Зедазени после Иаонна.
Согласно Житию, католикос Картли Климент (770-е годы) к востоку от церкви воздвиг другую церковь - во имя св. Иоанна Предтечи [2]. Рака с мощами Иоанна Зедазенского оказалась погребенной под спудом возле жертвенника церкви. В настоятельство игумена Михаила (кон. XI века) в Зедазени усыпальница святого была уже открыта для поклонения. Святые мощи преподобного были прославлены многими знамениями милости Господней.
М.-Г. Сабинин в "Рае Грузии" сообщает о "дивном знамении Божием", происходящем с древности в день памяти Иоанна Зедазенского "течении воды со всего храма в небрежно устроенный бассейн, находящийся на северной стороне внутри храма, в трех саженях от гроба святого". В 1995 году по благословению католикоса-патриарха Грузии Илии II (Гудушаури-Шиолашвили) рака с мощами преподобного была отреставрирована.
Молитвословия
Тропарь преподобному Иоанну Зедазнийскому со ученики, глас 8 [3]
Весели́тся днéсь цáрь благочести́вый,/ со свящéнники вкýпе,/ архиерéи же и вси́ лю́дие,/ в прáздник ваш сей просвети́вшеся,/ и с любóвию взывáют:/ преподóбнии отцы,/ да прии́дет éже в вас благодáть на ны́,// хвáлящия святую пáмять вáшу.
Кондак, глас 3
От Си́рския страны́/ свети́ло страны́ Картли́йския/ показáлся еси́,/ и дванáдесяти отцéв отéц,/ нам же благодáть Дýха Святáго дáруеши,/ и чудéс мнóжеством просвещáеши,/ óтче святый Иоáнне,/ мир подáждь царю́ нáшему благочести́вому,/ и избáви от искушéний// лю́ди, слáвящия тя.
Литература
- Память преподобных Иоанна Зедазнийского и учеников его Шио Мгвимского, Давида Гареджийского, Антония Столпника Марткопского, Фаддея Степанцминдского, Стефана Хирсского, Исидора Самтавийского, Михаила Улумбийского, Пирра Бретского, Зенона Икалтского, Исе (Иессея), епископа Цилканского, Иосифа, епископа Алавердского, и Авива, епископа Некресского // Иеромонах Макарий Симонопетрский. Синаксарь: Жития святых Православной Церкви : В 6 т. / Адаптир. пер. с франц. - Т. 5. - М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2011. - с. 99-104.
Использованные материалы
- Н. Т.-М., "Прибытие в Грузию сирийских отцов; 1-й этап монастырского строительства", "Грузинская Православная церковь, Ч. I," Православная энциклопедия, т. 13, 191-229:
- "Преподобный Иоанн Зедазнийский и 12 его учеников", страница календаря на официальном сайте Издательства Московской Патриархии:
- Габидзашвили Э.П., Н. Т.-М., "Иоанн Зедазнийский" // Православная энциклопедия, т. 24, с. 147-149:
- https://www.pravenc.ru/text/471182.html (материал использован частично)
[1] Под этим числом память преподобного Иоанна указывает святитель Филарет Черниговский, совершенно сознательно различая её от памяти 7 мая: "Церковь Иверская празднует 7-го мая память его с 12-ю его учениками". См.: Избранные жития святых на русском языке, изложенные по руководству четьих-миней архиепископа Филарета Черниговского, в 2-х тт. - М.: Сибирская благозвонница, 2011. - Т. 1, с. 680-683, https://azbyka.ru/otechnik/books/original/13770/original.pdf.
[2] По др. сведениям, церковь в честь Иоанна Крестителя была построена в X веке при католикосе-архиепископе Клименте (908-923) на южной стороне этой пещеры.
[3] Перевод с древнегрузинского протоиерея Иосифа Зетеишвили. // "Иоанн Зедазнийский со ученики прп. Тропарь, кондак", страница сайта "Елицы", https://elitsy.ru/communities/105742/708800/