Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15

ГЕЛАСИЙ I РИМСКИЙ

Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Геласий I, папа Римский
Геласий I, папа Римский
Геласий I (Гелазий; лат. Gelasius) (+ 496), папа Римский (492 - 496), святитель

Память 21 ноября (Итал. [1])

Согласно Liber Pontificalis, родился в Риме, в семье, происходившей из римской пров. Африка.

До избрания папой Римским был архидиаконом и вел переписку своего предшественника, папы Феликса III. В марте 492 года был избран на Римскую кафедру.

Во время понтификата Геласия Италия была завоевана остготами под предводительством короля Теодориха Великого (493), что привело к хозяйственному упадку в стране и голоду. Папа Геласий активно заботился о пострадавшем от войны населении. Он предпринял попытку нормализовать отношения с Византией, нарушенные акакианской схизмой, продемонстрировав, однако, твердую позицию как в отношении вероучения, так и в вопросах церковной политики. Папа настаивал на соблюдении канонов IV Вселенского Собора, выступал против монофизитства, тогда как византийский император Анастасий I продолжал придерживаться «Энотикона», эдикта имп. Зинона (482), призванного примирить сторонников православия и монофизитов, не упоминавшего об оросе Халкидонского Собора и запрещавшего богословские споры.

Опытный политик и организатор, папа Геласий отстаивал первенство епископа Рима, а также превосходство Александрийской и Антиохийской кафедр перед Константинопольской. В сочинениях и письмах папы Геласия представлены аргументы в пользу примата Рима. В 494 году на Соборе 70 епископов в Риме Геласий первым среди Римских пап был назван "наместником Христа" (vicarius Christi).

Папа Геласий I выступил против празднования луперкалий, одного из римских праздников, введя празднование Сретения Господня. По другим данным, он попытался придать этому празднику благочестивый христианский характер и "назначил" ему покровителя – святого Валентина, память которого приходилась как раз на эту дату, учредив тем самым "день святого Валентина".

В послании имп. Анастасию I (491) сформулировал учение "о двух властях" - священной власти духовенства и мирской власти государей, из которых первая представлялась ему более тяжким бременем, т. к. священники на Суде Господнем будут давать отчет и за царей. Но власть земная и власть духовная, по мнению Геласия, были разделены: каждая из них получает свой авторитет от Бога и в своей сфере зависит только от Него. Так, государь подчиняется епископу в делах духовного порядка, а епископ - государю в делах мирских. Учение папы Геласия и его высказывания о том, что папа Римский как глава Церкви может по своему усмотрению назначать и смещать епископов, отменять их решения, впоследствии были активно использованы сторонниками папства во времена борьбы за инвеституру.

В полемике против монофизитов Геласий для объяснения соотношения Божественной и человеческой природы Спасителя в качестве сравнения использовал Евхаристию.

Издав декрет, обязывавший принятие Причастия и духовенством, и мирянами под обоими видами, папа Геласий способствовал выявлению многочисленных в то время манихеев. Поскольку, согласно учению манихейства, употребление вина считалось грехом, то при отказе принять Причастие можно было узнать сторонников ереси.

За короткий понтификат Геласий I много сделал для активизации церковной политики, упорядочения богослужебной практики и укрепления дисциплины среди духовенства. Большое количество декретов Геласия было включено в каноническое право католической Церкви. При нем также были установлены особые дни поста в начале каждого из времен года и деление всех церковных доходов, получаемых с состояний или от добровольных пожертвований, на 4 части (для бедных, на содержание храмов и проведение богослужений, на содержание епископа и духовенства).

Скончался 21 ноября 496 года в Риме. Похоронен в Римском соборе св. Петра.

Сочинения

Сохранилась лишь небольшая часть сочинений Геласия, хотя он был одним из самых плодовитых авторов из всех Римских пап первых пяти веков христианства. В сочинениях он затрагивал как общественно-политические проблемы того времени, так и теоретические богословские и догматические вопросы веры.

Полностью сохранились 42 письма и фрагменты 49 др. писем, 6 трактатов, из к-рых 3 посвящены акакианской схизме («Gesta de nomine Acacii vel Breviculus historiae Eutychianistarum», «De damnatione nominum Petri et Acacii», «De anathematis vinculo»), один - ереси пелагианства («Dicta adversus Pelagianam haeresim»), еще один - ересям несторианства и евтихианства («De duabus naturis in Christo adversus Eutychem et Nestorium»), а 6-й направлен против луперкалий («Adversus Andromachum senatorem ceterosque Romanos, qui Lupercalia secundum morem pristinum colenda constituebant»).

Папе Геласию приписывается составление "Декрета о принимаемых и не принимаемых [Церковью] книгах". Окончательная редакция этого каталога, получившего имя Геласия, относится к началу VI века. Также Геласию ошибочно приписывается авторство «Sacramentarium Gelasianum» (см. Сакраментарий Геласия).

Публикации

  • PL. 59. Col. 9-190;
  • CSEL. Vol. 35. P. 357-468;
  • Epistolae Romanorum Pontificum genuinae a S. Hilaro usque ad Pelagium II / Ed. A. Thiel. Brunswick, 1868. T. 1. P. 285-613;
  • Lettre contre les lupercales et dix-huit messes du sacramentaire léonien / Éd. G. Pomarès. P., 1959.

Литература

  • LP. Vol. 1. P. 255-257;
  • PL. 59. Col. 13-24;
  • Jaffé. RPR. Bd. 1. P. 83-95;
  • Löwenfeld S. Epistolae Pontificum Romanorum ineditae. Lpz., 1885. P. 1-38;
  • Gönther O. Epistulae imperatorum pontificum aliorum // CSEL. Vol. 35. P. 218-233;
  • Sacramentarium Gelasianum / Ed. A. H. Wilson. Oxf., 1894;
  • Decretum Gelasianum de libris recipiendis et non recipiendis / Hrsg. v. Ernst v. Dobschötz. Lpz., 1912.
  • Pichler A. Geschichte der kirchlichen Trennung zwischen dem Orient und Occident. Münch., 1864. Bd. 1. S. 74-80; 1865. Bd. 2. S. 639-650;
  • Roux A. Le pape S. Gélase I: Étude sur sa vie et ses écrits. Bordeaux; P., 1880;
  • Kissling W. Das Verhältnis zwischen Sacerdotium und Imperium nach den Anschauungen der Päpste von Leo dem Grossen bis Gelasius I. Paderborn, 1920. S. 123-150;
  • Grzelak W. Nauka papie ża Gelazja I o Autorytecie Stolicy Apostolskiej: Przyczynek do historii prymatu i polityki papieskiej. Pozna ń, 1922;
  • idem . Nauka chrystologiczna papie ża Gelazja. Lw ów, 1925;
  • Koch H. Gelasius im kirchenpolitischen Dienste seiner Vorgänger, der Päpste Simplicius (468-483) und Felix III. (483-492): Ein Beitr. z. Sprache des Papstes Gelasius I. (492-496) und früherer Papstbriefe. Münch., 1935;
  • Dvornik F. Pope Gelasius and Emperor Anastasius I // BZ. 1951. Bd. 44. S. 111-129;
  • Ensslin W. Auctoritas und Potestas: Zur Zweigewaltenlehre des Papstes Gelasius I. // Hist. Jb. 1955. Bd. 74. S. 661-688;
  • Ullman W. Gelasius I (492-496). L., 1979.

Использованные материалы



[1]  "21.11: memoria di san Gelasio, papa di Roma Antica", месяцеслов на официальном сайте Архиепископии Италии и Мальты Константинопольского Патриархата, http://www.ortodossia.it/w/index.php?option=com_content&view...bre.

Редакция текста от: 25.06.2020 01:28:11

"ГЕЛАСИЙ I РИМСКИЙ" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google