Сщмч. Валентин Интерамнский |
Память 30 июля, 14 февраля (Зап.)
Был епископом города Интерамна в Умбрии (Италия). Согласно мученическим Актам V-VI вв. (по А. Аморе), обладал даром чудотворений и молитвой исцелял людей от разных болезней.
В то время в Рим пришли из Афин трое юношей-язычников Прокул, Ефив и Аполлоний для ознакомления с римской наукой и языком. Они нашли себе наставника по имени Кратон и жили в его доме. Случилось так, что сын Кратона Херимон тяжело заболел, спина его согнулась настолько, что голова очутилась между колен. Кратон обратился к епископу Валентину с усердной просьбой помочь больному. Придя в Рим к Кратону, святой затворился в особой комнате вместе с больным юношей и усердно молился всю ночь. Когда наступил день, счастливые родители увидели своего сына исцеленным, уверовали во Христа и крестились со всеми своими домашними. Ученики Кратона юноши Прокул, Ефив и Аполлоний также приняли святое крещение и стали вместе с Херимоном преданными учениками святителя Валентина.
Слава о духовном учителе быстро распространилась, и многие отроки и юноши обратилось к вере во Христа. В числе их был Авундий, сын Плацида, префекта Рима. Приняв святое крещение, Авундий возгорелся духом и открыто перед всеми исповедал себя христианином. Это был смелый поступок, так как в то время ещё господствовало в мире языческое многобожие, а христианство преследовалось. Гнев отца и других начальствующих обрушился на наставника юношей. Плацид велел схватить епископа Валентина. Его стали принуждать отречься от Христа и поклониться идолам. После многих мучений его бросили в темницу, куда к нему стали приходить ученики. Узнав об этом, начальник приказал вывести Валентина из темницы и отсечь ему голову.
Сщмч. Валентин Интерамнский. Икона |
Однажды, когда они совершали над могилой мученика бдение, были схвачены язычниками и представлены на суд градоначальника Интерамны Леонтия, который, не сумев склонить их уговорами к отречению от Христа, приказал тайно обезглавить ночью.
Сын градоначальника праведный Авундий, узнав, что друзья его схвачены, поспешил к ним в темницу, но, не застав в живых, сильно опечалился. Он взял их тела и похоронил при гробе священномученика Валентина.
Вскоре в Риме мученически пострадал Кратон со своей семьей [1]. При Римском папе Захарии в Интерамне над могилой святого Валентина была выстроена базилика в его честь [2]. В Европе в Средние века священномученику Валентину молились об исцелении от падучей болезни (эпилепсии).
Поскольку в Римском Мартирологе под 14 февраля помещены памяти трёх Валентинов - Интерамнского епископа, римского пресвитера и африканского мученика (относительно последнего неизвестно ни точное место страданий, ни время жизни), то произошло смешение этих святых. Через Южную Италию на Восток проникло почитание только Валентина Интерамнского и его дружины (мучеников Прокла, Ефива, Аполлония и прав. Авундия). Его память зафиксирована в ряде византийских календарей южноиталийского происхождения: Неаполитанском (IX в.) святой фигурирует под именем Валент, в месяцеслове Синайского Канонаря (IX в.) - как Валентий [3]. Русская Православная Церковь чтит память Валентина Интерамнского и пострадавших с ним Прокула, Ефива и Аполлония вместе с прав. Авундием 30 июля.
Со священномучеником Валентином связывают "день святого Валентина".
Литература
- BHL, N 8460-8463;
- ActaSS. Febr. T. 2. P. 752-763;
- MartHieron. P. 92-93;
- MartRom. P. 62; LP. P. 427-428;
- Жития святых, июль. С. 667-673.
- Amore A. Valentin // LTK. Bd. 10. Sp. 598-599;
- Amore A. S. Valentino di Roma o di Terni? // Antonianum. 1966. T. 41. P. 260-277;
- Saxer V. Valentinus // EEC. P. 859.
Использованные материалы
- "Священномученик Валентин епископ и три ученика его святые мученики: Прокул, Ефив, Аполлоний и праведный Авундий", житие в календаре на официальном сайте Издательства Московской Патриархии:
- Зайцев Д. В., Бугаевская Л. А. "Валентин" / Православная энциклопедия, т. 6, с. 522:
[1] В западных мартирологах их память отмечается на следующий день после памяти Валентина - 15 февраля.
[2] LP. Vol. 1. P. 427
[3] Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 44, 230