Евстохий [1] (греч. Εὐστόχιος: + 580), б. патриарх Иерусалимский (552/553 - 563/564)
До восшествия на патриарший престол Иерусалимской Церкви Евстохий был монахом и экономом Александрийской Церкви. Некий авва Агафон, брат св. Аполлинария, патриарха Александрийского, прибыл в Александрию для сбора налогов и проверки счетов Церкви. По неизвестной причине он приказал посадить Евстохия под стражу, но тому удалось бежать в Константинополь.
Годы, последовавшие за смертью прп. Саввы Освященного (+ 532), были отмечены в истории Иерусалимской Церкви обострением борьбы с ересью оригенистов, распространившейся в среде монашества Новой лавры. Когда в 552 году умер патриарх Петр Иерусалимский, крайней оригенистской группе, т. н. исохристам из Новой лавры, при помощи своего сторонника при дворе еп. Кесарии Каппадокийской Феодора Аскиды удалось поставить на Патриаршую кафедру сочувствовавшего им патриарха Макария II Иерусалимского, что привело к крупным беспорядкам в Иерусалиме.
Противник исохристов, глава др. оригенистской группировки - протоктистов Исидор, возвратившийся в Православие, а также настоятель Великой Лавры Конон подали представление императору Юстиниану I, который приказал низложить Макария и поставить Евстохия, пребывавшего в то время (декабрь 552) в Константинополе. Конон побудил Евстохия исходатайствовать у императора повторное издание эдикта против оригенистов, с которым бы он отправился в Иерусалим. Евстохий составил сочинение, в котором излагал все "безбожные мнения" оригенистов. В помощь Евстохию из Иерусалима прибыла группа правосл. монахов во главе с тремя епископами и вручила императору соответствующее прошение, которое легло в основу письма императора V Вселенскому Собору, и в окончательный вариант формулировки постановления, осуждающего оригенизм.
Евстохий отбыл в Палестину до 6 января 553 года, поскольку его подпись отсутствовала под исповеданием веры, составленным свт. Евтихием, патриархом Константинопольским, для папы Вигилия, которое подписали присутствовавшие в Константинополе свт. Аполлинарий Александрийский и Домн III Антиохийский. Будучи занят борьбой с оригенистами в своей провинции, Евстохий не смог присутствовать на V Вселенском Соборе в Константинополе в 553 г. и отправил трех епископов своего Патриархата: Стефана Рафийского, Георгия Тивериадского, Дамиана Созусского, а также игум. Евлогия из Лавры прп. Феодосия Великого, игум. Кириака из лавры Источника (Πηϒή) и столпника Панкратия. Двое последних вместе с игум. Великой Лавры Кононом во время проведения V Вселенского Собора передали императору Юстиниану челобитную против оригенистов.
По окончании работы Собора его акты были разосланы во все Поместные Церкви. В Иерусалиме Евстохий собрал Поместный Собор, утвердивший решения Вселенского Собора. Еп. Александр Авильский отказался присутствовать на Иерусалимском Соборе, за что был низложен. Акты V Вселенского Собора были предложены на рассмотрение монахам-оригенистам Новой лавры. После того как они отказались одобрить деяния Вселенского Собора, Евстохий в течение восьми месяцев уговаривал их сделать это, не добившись желаемого результата, он с помощью военных во главе с дуксом Анастасием изгнал их из Новой лавры и из Палестины. Лавра была заселена 120 монахами, 60 из которых до этого были насельниками Великой Лавры, а 60 - других монастырей палестинской пустыни. Во главе Новой лавры Евстохий поставил некоего Иоанна (21 февраля 554).
В 563 или 564 году император Юстиниан начинает подозревать Евстохий в оригенистских симпатиях. Э. Штейн [2] связывает низложение Евстохия с интригами при дворе епископа Иоппийского, имя которого в источниках не указано. После низложения Евстохия на Иерусалимскую кафедру был возвращен его предшественник патриарх Макарий II. Согласно сведениям монофизитского церковного историка VI в. Иоанна, еп. Эфесского, Евстохий был низложен за то, что активно противостоял язычникам во время своего патриаршества, и именно они воздвигли против него несправедливые обвинения.
После низложения Евстохий вернулся в Константинополь и поселился в келье во дворце Гормизда, где проживало много восточных монахов, собранных там еще императрицей Феодорой. Он пользовался большим уважением среди царствующих особ и сановников, которые его часто посещали. Согласно тому же Иоанну Эфесскому, в третий год правления имп. Тиверия I (580) Евстохий был убит своим слугой, который за это по приказу императора был брошен на съедение зверям. Имя Евстохия упоминается в одной надписи в Иерусалиме, датируемой сентябрем 556 - мартом 557 года [3].
Литература
- Eutych. Annales. P. 204. 21-22;
- Ioan. Ephes. Hist. eccl. Pt. 3: Textus. P. 167-168;
- Versio. P. 124-125;
- Ioan. Mosch. Prat. spirit. // PG. 87. Col. 2857;
- Cyr. Scyth. Vita Sabae. S. 198. 18-200. 4;
- The Ecclesiastical History of Evagrius with the Scholia / Ed. J. Bidez and L. Parmentier. L., 1898. P. 186. 17-18, 28-33; 187. 4-16; 190. 13-16;
- Theoph. Chron. Р. 242. 13-20, 27-30.
- Diekamp F. Die origenistischen Streitigkeiten im 6 Jh. und das 5 allgemeine Konzil. Münster, 1899. S. 28-32, 62-66;
- Stein E. Histoire du Bas-Empire. P.; Brux.; Amst., 1949. Vol. 2. P. 629, 655-656, 664, 685;
- Esbroek M., van. La lettre de l'empereur Justinien sur l'Annonciation et la Noël en 561 // AnBoll. 1968. T. 86. P. 351-371;
- idem. L'homélie de Pierre de Jérusalem et la fin de l'origénisme paléstinien en 551 // OCP. 1985. Vol. 51. P. 33-59;
- Heyer F. Kirchengeschichte des Heiligen Landes. Stuttg., 1984. S. 68-70;
- Grillmeier A. La «Pest d'Origène» // ΑΛΕΞΑΝϪΡΙΝΑ: Mélanges offerts au P. C. Mondésert. P., 1987. P. 221-237;
- idem. Jesus der Christus im Glauben der Kirche. Freiburg; Вasel; W., 2002. Bd. 2/3: Die Kirche von Jerusalem und Antiochien nach 451 bis 600. S. 7, 9-10, 85, 169, 171.
Использованные материалы
- М. В. Грацианский "Евстохий, патриарх Иерусалимский" // Православная энциклопедия, т. 17, с. 326-327
[1] В позднейших источниках часто его имя ошибочно передается как Евтихий (см., напр.: Ioan. Mosch. Prat. spirit. // PG. 87. Col. 8; Eutych. Annales. P. 204. 21-22)
[2] Stein. 1949. P. 685
[3] DACL. Vol. 13. Col. 855