Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15

АРИЛЬСКИЙ АХИЛЛИЕВСКИЙ СОБОР

Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Храм св. Ахиллия Ларисского, г.Арилье, Сербия
Храм св. Ахиллия Ларисского, г.Арилье, Сербия
Собор во имя святителя Ахиллия Ларисского в Арилье Жичской епархии Сербской Православной Церкви

Собор был заложен в 1283 году преподобным королём Стефаном Драгутином как обетный храм. Посвящение святому Ахиллию Ларисскому было обусловлено тем, что святитель почитался покровителем города Арилье. Сюда, по преданию, из Преспы были перенесены честные мощи святителя Ахиллия.

В научной литературе существует мнение, что храм первоначально был посвящен сирмийскому сщмч. Архилию, культ которого после перенесения в Преспу в конце X века из Фессалии мощей Ахиллия слился с почитанием последнего. В пользу этой гипотезы свидетельствует как звучание топонима, так и именование в ряде средневековых сербских рукописей ларисского святителя Архилием [1].

Собор был построен и расписан к 1296 году. Над фресками сообща работали греки из Салоник и помогавшие им сербы.

Археологические раскопки свидетельствуют о существовании не позднее XII века на месте храма крупного монастырского архитектурного комплекса. С 1219 года в Арилье располагалась кафедра Моравичского епископа, с XIV века по 1454 год - митрополия. Предполагается, что в конце XIII - первой половине XV века при монастыре существовала книгописная мастерская, которой на основании косвенных свидетельств (тексты, посвященные св. Ахиллию, дни памяти в месяцесловах и др.) Л. Василев атрибутирует не менее пяти сербских кодексов этого времени.

Около 1300 года был пристроен наружный притвор.

После падения сербской деспотии в 1459 году монастырь пришел в запустение. Монашеская жизнь возродилась лишь спустя век, по восстановлении в 1557 году Печской патриархии при патриархе Макарии (Соколовиче). По данным на 1560-1595 годах, в обители проживало постоянно от 1 до 3 насельников. В этот период монастырь становится значительным книгописным центром. В 1640-х годах были воздвигнуты два келейных корпуса.

Во времена австро-турецкой войны (1735) монастырь был вновь опустошен, а храм одно время служил конюшней для турецких войск.

В середине XIX века церковь получила статус приходской.

Арильский Ахиллиевский собор
Арильский Ахиллиевский собор

Архитектура и роспись

По архитектурным особенностям храм относится к рашской школе. Это однонефное сооружение с пониженным трансептом, объединяющим боковые певницы и помещения диаконника и жертвенника, нартексом и полукруглой алтарной апсидой; над центральной частью возвышается купол, барабан которого опирается на кубическое основание; снаружи храм оштукатурен, по фасадам и вверху барабана аркатурный фриз.

Как архитектура так и роспись Арильского собора следует образцам Троицкого храма Сопочанской обители. Подобно Сопочанам, храм напоминает трёхнефную церковь, с приделами и певницами под общей крышей.

Верность искусству Сопочан проявляется и в стилистике росписей Арилье, которые ориентированы на традиции 1260-х годов, с их образным монументализмом. При этом, множество мастеров, расписавших храм святого Ахиллия, не были одинаковы по своим дарованиям: лишь ведущий мастер, исполнивший ктиторские портреты, Благовещение, Причащение апостолов, Рождество Богоматери, работал в более передовой манере палеологовского ренессанса. Разноплеменность мастеров проявилась в том, что имена святых и названия сцен выполнены по-славянски, но надписи на свитках пророков в барабане - греческие.

Купол, барабан и паруса по традиции заняты Пантократором, пророками и евангелистами. Вся остальная система росписей храма следует образцу ансамблевого решения Сопочан: тематически близкие сцены собираются вместе в той или иной пространственной зоне интерьера. Алтарную апсиду украшают сцены с евхаристической символикой, цикл Великих праздников и Страстей Христовых размещается в верхних частях подкупольной зоны, для богородичных сцен отведена западная травея, в диаконнике - житийный цикл святителя Николая, в притворе - ветхозаветные сцены и Древо Иессеево. Наиболее уникален выбор угодников Божиих для росписей нижних зон певниц и западной травеи. В южной собраны изображения особо чтимых ктитором святых: святителя Ахиллия Ларисского, пророка Иоанна Предтечи (в образе "Ангела Пустыни"), апостолов Петра и Павла, равноапостольных Константина и Елены, святителя Иоанна Златоуста. Северную певницу украшали фигуры святых воинов, ныне почти утраченные. В западной части наоса (травее) представлены процессия монахов из рода Неманичей и Сербских архиепископов XIII века. Столь же тесно связаны с сюжетами из сербской истории фрески притвора: здесь изображены короли Милутин и Драгутин с моделью церкви в руках, а в цикл Вселенских Соборов вставлена, по примеру Сопочан, сцена Собора Симеона Немани против еретиков.

Использованные материалы



[1]  Например, Загреб. ХАЗУ. III с 6, кон. XIII - нач. XIV в.; Дечаны. № 56, посл. четв. XIV в. См. "Арилье" // Православная энциклопедия, т. 3, с. 227 - 228, http://www.pravenc.ru/text/75946.html

Редакция текста от: 21.12.2016 07:10:45

"АРИЛЬСКИЙ АХИЛЛИЕВСКИЙ СОБОР" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google