Антиохийский Собор 435 года, рассматривавший сочинения еп. Феодора Мопсуестийского
- На карте: Яндекс.Карта, Google-карта (нет точных координат)
После осуждения Нестория на III Вселенском Соборе возник вопрос о "корнях" несторианства. К учению еп. Феодора обратились люди разных направлений: одни видели в его учении последнее слово богословской науки, приверженцы Нестория распространяли его сочинения в целях собственной защиты.
Собор проанализировал учение еп. Феодора о Божестве и человечестве Христа. Разность двух естеств в Боге Сыне выражается им следующим образом: Господь Бог Слово воспринял совершенного человека, неизреченно соединил его с Собою, воскресив из мертвых и посадив одесную Бога, так что этот человек имеет неразлучное соприкосновение с Божескою природой; когда мы мыслим об Иисусе Христе, то прежде всего разумеем Бога Слова, но вместе с ним мыслим и воспринятое Им, Иисуса, человека из Назарета, которого Бог помазал, так что с Богом Словом он причастен наименованию и чести Сына и Господа. Разность двух естеств объединяется в Боге Сыне "по благоволению", обе природы составляют одно Лицо (греч. πρόσωπον), но сохраняются неслитно и нераздельно.
Согласно еп. Феодору, Бог, от вечности предвидев высоконравственную жизнь Иисуса, избрал Его храмом Своего Божества. С самого момента зачатия Христа в Нем обитал Бог Слово. Но "соприкосновение" Бога Слова и Иисуса вначале было незаконченным.
Собор не нашел значительных расхождений между положениями еп. Феодора Мопсуестийского и собственным учением [1].
См. также Антиохийские Соборы.
Использованные материалы
- Э. Г. П. "Антиохийские соборы (III-VI вв.)" // Православная энциклопедия, т. 2, с. 530-534
[1] Болотов. Лекции. Т. 4. С. 150-156; Simonetti M. Antioch: II. Councils // EEC. Vol. 1 (1). P. 49