Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15

ИРАКЛИДИЙ ТАМАССКИЙ

Перенаправлено со статьи "ИРАКЛИДИЙ КИПРСКИЙ"
Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Сщмч. Ираклидий Тамасский.  Фреска, Кипр.
Сщмч. Ираклидий Тамасский. Фреска, Кипр.
Ираклидий (греч. Ηρακλείδης, лат. Herakleidios; I в.), епископ Тамасский, священномученик или  святитель

Память 17 сентября (Греч. [1], Кипр.) и в Соборе Кипрских святых (Греч. [2])

Согласно апокрифическим Актам ап. Варнавы, после расставания с ап. Павлом в 48 или 49 году апостолы Варнава и Марк отправились на Кипр и ночью высадились на берег в Кроммиаките (ныне Кормакитис). Оттуда, проходя через горы, они прибыли в Лампадист, где в это время находился Ираклий из г. Тамас, который пришел навестить родственников. Ап. Варнава узнал киприота, которого он встретил в Китии во время первого путешествия на Кипр с ап. Павлом и крестил с именем Ираклидий. Апостолы Варнава и Марк рукоположили Ираклидия во епископа Кипра и утвердили Кипрскую кафедру в г. Тамас [3]. В другом месте Актов сообщается, что апостолы Варнава и Марк отправились из Кития в Саламин (Констанцию); они пришли в Нисы, где совершалось поклонение идолам, и вновь встретили там Ираклидия. Ап. Варнава наставил Ираклидия, как должно проповедовать Евангелие, управлять церквами и назначать священнослужителей, а затем вместе с ап. Марком вернулся в Саламин [4].

Сщмч. Ираклидий, еп. Тамасский. Икона. 1797 г. (кафоликон мон-ря сщмч. Ираклидия)
Сщмч. Ираклидий, еп. Тамасский. Икона. 1797 г. (кафоликон мон-ря сщмч. Ираклидия)
Согласно греческому Житию, Ираклидий был сыном языческого жреца Иерокла. Апостолы Варнава и Марк попросили жреца указать путь к горе Хионод (ныне Олимбос (Хионистра)). Иерокл дал им в проводники своего сына, которого ап. Варнава обратил ко Христу и крестил в "Солейской реке" (очевидно, речь идет о р. Сетрахос, протекающей по горной долине Маратаса или, по мнению Алькена, о р. Карготис, протекающей по долине Солея; обе реки впадают в зал. Морфу [5]). Оттуда они отправились в Кормиакит (мыс и деревня на северо-западной оконечности острова; в Актах ап. Варнавы - Кроммиакит), а затем в Тамас, где к ним присоединился Мнасон. В Житии Ираклидий назван иереем и архиереем, что, по мнению Алькена, указывает на его епископский титул, о рукоположении его не сказано. Важное место в повествовании занимают рассказы о чудесах, совершенных Ираклидием и Мнасоном на Кипре: в Тамасе Ираклидий воскресил Аэтия, сына вдовы Трофимы, укушенного в поле змеей, а Мнасон - Трофиму, умершую от горя; Ираклидий исцелил бесноватого из Перата (ныне Пера, на правом берегу р. Педиеос, близ древнего Тамаса); по молитве Ираклидия моряки из Кереи (возможно, на Крите; в Актах ап. Варнавы упом. Корасий [6]) были спасены от кораблекрушения, а затем приняли крещение [7]; в Пафосе Ираклидий вернул зрение слепому и излечил больного, имеющего сухую руку; проходя мимо с. Литу-Колони (ныне Колони, близ Пафоса), Ираклидий исцелил бесноватую женщину. После возвращения в Тамас Ираклидий узнал о кончине своей сестры Иракли(ди)аны, которая умерла, не сказав, где она спрятала 30 номисм, оставленных ей на хранение Тимофеем из Лампадиста. Через 10 дней Ираклидий привел Тимофея на могилу сестры и спросил ее о местонахождении денег. Чудесным образом Иракли(ди)ана ожила на время и рассказала о тайнике, после чего Тимофей крестился. Подобное чудо описано в Житии другого кипрского святого - свт. Спиридона, еп. Тримифунтского.

Сщмч. Ираклидий Тамасский. Старинная греческая (кипрская?) икона
Сщмч. Ираклидий Тамасский. Старинная греческая (кипрская?) икона
Особого внимания заслуживают эпизоды Жития, в которых рассказывается о миссионерской деятельности Ираклидия и Мнасона на Кипре: после воскрешения Аэтия Ираклидий крестил 400 язычников; в Пафосе к вере были обращены 15 идолопоклонников; Ираклидий усмирил бурный речной поток, чтобы жители Перата смогли прийти к нему, креститься и получить наставление. Мнасон наказал ростовщика Александра, сделав его немым и недвижимым. Видя это, Геласий и три его сына-каменщика уверовали во Христа. Когда Александр раскаялся, Мнасон вернул ему способность говорить и двигаться, и тот обратился к вере. После того как некий Николай принес письмо от апостолов Павла и Варнавы, Ираклидий и Мнасон отправились проповедовать в Пафос, но язычники изгнали их из города. Они пошли в Курий, однако и там увидели процессию идолопоклонников и решили вернуться в Тамас [8]. Когда умер сын язычника Филофея, отец призвал жрецов Аполлона и Артемиды из Перата и жрецов Асклепия, Диониса и Афродиты из Тамаса, чтобы они воскресили ребенка. Их усилия оказались тщетными, и жена Филофея Нимфа обратилась за помощью к Ираклидию. По молитве ко Христу ребенок воскрес, и вся семья Филофея крестилась. Через три дня толпа язычников напала на Ираклидия и Мнасона, желая разрушить церковь в Тамасе. Ираклидий обратился к Богу с молитвой, и тогда выломанная язычником Савином дверь ударила его по голове, после чего нечестивцы разошлись [9].

Согласно повествованию, Ираклидий и Мнасон не встретили ни одного епископа во время путешествия по Кипру, и на основании этого Алькен предположил, что изначально весь остров был обширной епископией с кафедрой в Тамасе. Житие Ираклидия, по мнению исследователя, является свидетельством в защиту древности Церкви Тамаса. Главенство Церкви Тамаса над другими Церквами Кипра было также отмечено в Актах ап. Варнавы.

В Житии Ираклидия рассказывается о том, как постепенно складывалась церковная иерархия на Кипре: Мнасон, названный в начале повествования учителем (ὁ διδάσκαλος), затем был рукоположен во пресвитера и, наконец, наследовал кафедру Тамаса, которую после него возглавил Родон.

Священномученик Иераклидий Тамасский с апостолами Варнавой и Павлом. Греческая икона
Священномученик Иераклидий Тамасский с апостолами Варнавой и Павлом. Греческая икона
Из членов христианской общины в тексте упомянуты: Клисипп вначале как диакон, затем как протодиакон церкви в Тамасе; Аэтий и Ромул, иподиаконы, и Герман, чтец; Аэтий, сын Трофимы, был назначен диаконом, а его мать стала диакониссой, как и Проклиана; Григорий, сын или муж знатной горожанки Тамаса Македонии, назван диаконом, затем пресвитером Тамаса; он должен был совершать литургию во время путешествия Ираклидия и Мнасона в Пафос; в конце жизни Ираклидия Григорий получил сан протопресвитера.

Ираклидий мирно скончался 17 сентября, Мнасон и др. христиане Тамаса с честью похоронили Ираклидия в пещере, где он совершал службу. По подсчетам Алькена, основанным, по-видимому, на возрасте Иракли(ди)аны, Ираклидий умер в 60 лет.

Согласно армянскому Сказанию, Ираклидий, сын Ираклия, начальника жрецов, слышал о проповеди апостолов Павла и Варнавы на Кипре (возможно, во время их первого путешествия) и уверовал. Вместе с Мнасоном, Родоном и Феодором, также сыновьями жрецов, Ираклидий скрывался в пещере на горе близ Тамаса. Ап. Варнава (во время второго путешествия) рукоположил Ираклидия во иерея, а Мнасона и Феодора назначил чтецами [10]. Ап. Павел посетил пещеру, в которой Ираклидий и Мнасон устроили церковь, и прожил на острове год, проповедуя Евангелие. Затем Ираклидий посвятил Мнасона и Феодора в священнический сан; апостолы Павел и Варнава, назначив их троих пастырями Тамаса, покинули остров. В Сказании сообщается, что Ираклидий и Мнасон избавили от засухи Тамас; 200 жителей города обратились ко Христу. После воскрешения сына вдовы Трофимы к вере пришли еще 400 язычников. Заканчивается повествование письмом апостолов Павла и Варнавы, которое Николай из Финикии принес Ираклидию и Мнасону. В письме апостолы призывают Ираклидия и Мнасона проповедовать Евангелие жителям Пафоса. Никаких сведений о дальнейшей судьбе Ираклидия и о его кончине в армянском Сказании не содержится.

Почитание

В Синаксаре Константинопольской церкви (конец X в.) и некоторых других византийских Синаксарях Ираклидий назван священномучеником и в этом чине почитается в настоящее время на Кипре [11]. Христофор Митилинский (XI в.) составил ямбический дистих в честь Ираклидия, где говорится, что Ираклидий был сожжен на костре. Служба Ираклидию была написана в поствизантийский период, отредактирована иером. Парфением и опубликована в Венеции в 1774 году; впоследствии она многократно переиздавалась по разным рукописям. В XX веке мон. Герасим Микраяннанит составил молебный канон в честь этого святого.

От мощей св. Ираклидия происходили исцеления больных и бесноватых. Честная глава и десница святителя хранятся в построенном на месте его погребения в монастыре Ираклидия. Кроме того, частицы мощей святого находятся в Киккском и Махерском монастырях, в Кипрской архиепископии и в монастыре Хрисорройятисса [12].

В XI веке в честь св. Ираклидия была построена церковь, ставшая соборным храмом монастыря Иоанна Лампадиста. Открытие ежегодной ярмарки в день памяти святого близ монастыря св. Ираклидия проходит при большом стечении народа.

Источники

Священномученик Иераклидий Тамасский. Кипр. Монастырь Агиос Ираклидиос. Мозаика
Священномученик Иераклидий Тамасский. Кипр. Монастырь Агиос Ираклидиос. Мозаика
Одним из наиболее ранних памятников, содержащих сведения об Ираклидии, является апокрифическое сочинение "Хождение и мучение апостола Варнавы" (или Акты апостола Варнавы, Acta Barnabae // BHG, N 225) (до 488), приписываемое ап. Марку. Греч. Житие Ираклидия [13], составленное во второй половине V века, сохранилось в единственной рукописи XIII века [14]. Полностью, за исключением одного утерянного листа, оно было издано Ф. Алькеном в 1964 году. Как отметил издатель, греч. текст имеет много параллелей с апокрифическими Актами ап. Варнавы, что предполагает знакомство с ними автора Жития - свт. Родона, еп. Тамасского [15]. Согласно Актам ап. Варнавы, Родон был служителем в языческом храме в Палеа-Пафосе (ныне Куклия) на Кипре, а впосл. учеником и сподвижником ап. Варнавы [16]. Он составил Житие Ираклидия, получив от некоего христианина Феодора "воспоминания" (τὰ ὑπομνήματα) о сщмч. Мнасоне. Т. о., Житие Ираклидия посвящено двум святым. В 1985 году М. ван Эсбрук издал армянское Сказание об Ираклидии, текст которого был обнаружен под 17 сентября в Гомилиарии 1307 года, составленном в Крыму для общины армян-халкидонитов. Как отметил исследователь, армянское Сказание об Ираклидии является переводом утраченного греческого текста, выполненным не ранее VIII века. Эсбрук сравнил греч. Житие Ираклидия, изданное Алькеном, и арм. Сказание об Ираклидии и пришел к выводу, что тексты имеют параллельные места в описании событий, но во многих деталях различаются между собой; следов., для арм. перевода вряд ли был использован тот же источник, что и для составления греч. рассказа [17]. Сведения об Ираклидии содержатся также в Житии Авксивия, еп. Солийского [18], написанном между VI и XI веками. Здесь рассказывается о встрече Ираклидия с апостолами Варнавой и Марком в Саламине; Ираклидий назван архиепископом Кипра [19]. В Житии Авксивия сообщается, что ап. Павел, узнав о кончине ап. Варнавы, направил на Кипр апостолов от 70 Епафраса и Тихика и повелел в письме к Ираклидию поставить первого епископом в Пафосе, второго - в Неаполе (ныне Лимасол), а также назначить других епископов в городах острова и подтвердить хиротонию Авксивия, еп. Солийского, рукоположенного ап. Марком. Придя к Авксивию, Ираклидий, согласно апостольскому предписанию, посоветовал ему не скрывать более своей веры, а открыто проповедовать Евангелие и построить в городе церковь.

Молитвословия

Тропарь, глас 3. Творение архиепископа Хризостома I

Вели́ка обре́те тя Тамасси́йский град/ пропове́дателя и пастыренача́льника,/ Це́ркве Христо́вы учи́теля./ И́дольскую бо ле́сть низложи́в,/ и́стины свет пропове́дал еси́ язы́ком./ Те́мже, свя́те священнонача́льниче Иракли́дие,/ Христу́ Бо́гу моли́ся// дарова́тися нам ве́лией ми́лости.

Кондак, глас 2. Творение Афанасия, епископа Лимассольского

Иракли́дие, оби́тели твоея́ сокрóвищнице,/ и Ки́пра всего́ воевóдо,/ приими́ чад смирéнных молéбный глас/ и даждь моли́тв совершéние,/ к бли́жним удобопреклóнный слух,/ ко Христу́ благоугождéние,/ со́вести чи́стоту,/ поставля́я пред Гóсподем их, я́ко престо́л честны́й,// и моли́твы вселéние.

Литература

  • BHG, N 743;
  • Владимир (Филантропов). Описание. С. 518;
  • ActaSS. Sept. T. 5. P. 467-468;
  • Halkin F. Les Actes Apocryphes: De St. Héraclide de Chypre disciple de l'Apotre Barnabé // AnBoll. 1964. T. 82. P. 133-170;
  • Esbroeck M., van. Les Actes armeniens de saint Heraclide de Chypre // Ibid. 1985. T. 103. P. 115-162;
  • Acta Barnab. S. 291-302;
  • Vita Sancti Auxibii / Ed. P. Van Deun, J. Noret // Hagiographica Cypria. Turnhout;
  • Leuven, 1993. P. 208-236. (CCSG; 26);
  • Νικόδημος. Συναξαριστής. 1993. Τ. 1. Σ. 167;
  • ῾Ιερά Μονή ῾Αγίου ῾Ηρακλειδίου. Λευκωσία, 2001;
  • Butler C. The Lausiac History of Palladius. Camb., 1898. P. 183;
  • Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 286;
  • Delehaye H. Saints de Chypre // AnBoll. 1907. T. 26. P. 236-237;
  • Nau F. La légende des saints évêques Héraclide, Mnason et Rhodon ou l'apostolicité de l'Église de Chypre // ROC. 1907. T. 12. P. 125-138;
  • Lucchesi G. Eraclide // BiblSS. 1964. Vol. 4. Col. 1280-1281;
  • Τωμαδάκης Ν. Β. ῾Η κυπριακὴ ἁγιολογία κα ὑμνογραφία ἐν σχέσει πρὸς τὰς κυπριακὰς ἀκολουθίας // ΕΕΒΣ. 1983/1986. Τ. 46. Σ. 201, 229, 237, 245;
  • Τσικνόπουλλος ᾿Ι. Π. ῾Ο ῞Αγιος ῾Ηρακλείδιος ἡ ἱερά αὐτοῦ Μονὴ κα ἡ ἀκολουθία̇ ᾿Επίσης δε ὁ ῞Αγιος Μνάσων κα ἡ ἱερά αὐτοῦ Μονή, ὁ ῞Αγιος Θεόδωρος ὁ Ταμασεύς κα ὁ ἱερὸς αὐτοῦ ναός. Λευκωσία, 1967;
  • Aubert R. Héraclide // DHGE. T. 23. Col. 1342-1343;
  • Σωφρόνιος (Εὐστρατιάδης). ῾Αγιολόγιον. 1995. Σ. 168;
  • Χατζηϊωάννου Κ. Π. ῾Η ἀρχαία Κύπρος εἰς τὰς λληνικὰς πηγάς. Λευκωσία, 1985. Τ. 1. Σ. 306-339.

Использованные материалы



[1]  Άγιοι Ηρακλείδης και Μύρων επίσκοποι Ταμάσου της Κύπρου - http://www.saint.gr/2463/saint.aspx

[2]  "96. Ηρακλείδιος (επίσκοπος Ταμασσού, εορτάζεται στις 17 Σεπτεμβρίου, ομώνυμη μονή)". // Список Кипрских святых на официальном сайте Кипрской Православной Церкви - Κύπρος «Νήσος των Αγίων», - http://churchofcyprus.org.cy/27142

[3]  Acta Barnab. 16-17

[4]  Acta Barnab. 22

[5]  Halkin. 1964. P. 151. Not. 1

[6]  Acta Barnab. 11

[7]  Halkin. 1964. P. 144-146

[8]  О языческих празднествах в Курии ср. в Актах ап. Варнавы - Acta Barnab. 19

[9]  Halkin. 1964. P. 164

[10]  Esbroeck. 1985. P. 128-131

[11]  SynCP. Col. 54; ГИМ. Син. греч. № 369 (353), 1-я пол. XIV в.

[12]  Meinardus O. F. A. A Study of the Relics of Saints of the Greek Orthodox Church // Oriens Chr. 1970. Bd. 54. S. 190

[13]  BHG, N 743

[14]  Paris. gr. 979 (769)

[15]  Halkin. 1964. P. 135

[16]  Acta Barnab. 18

[17]  Esbroeck. 1985. P. 116

[18]  BHG, N 204

[19]  Vita Sancti Auxibii. 7

Редакция текста от: 03.12.2020 19:40:24

"ИРАКЛИДИЙ ТАМАССКИЙ" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google