Антоний (Петров) (1830 - не ранее 1902), архимандрит, известный миссионер
В миру Андрей Степанович Петров, родился в 1830 году в Области Войска Донского. Брат архиепископа Владимира (Петрова).
В 1857 году окончил Орловскую духовную семинарию по второму разряду.
В 1859 году поступил в Оптину пустынь. В 1861 году пострижен в рясофор.
В 1863 году по собственному желанию был переведен в Забайкальскую духовную миссию.
29 июня 1864 году пострижен в монашество, 3 июля того же года рукоположен в диакона и вскоре во иерея.
Находясь в Посольском Спасо-Преображенском монастыре, возглавлял монастырскую мастерскую учеников-инородцев, которые писали так называемые "иконы для новокрещенных" [1].
С апреля 1866 года служил миссионером в Баргузинском ведомстве Забайкалья. Выстроил Баргузинский миссионерский стан с церковью и, при содействии обученного им живописному искусству воспитанника Посольского монастыря [1], написал все образа и позолотил рамы для иконостаса основанной им церкви.
В 1872 году назначен в Селенгинское отделение миссии с поручением управления Чикойским Иоанно-Предтеченским монастырем Забайкальской области.
В 1874 году переведен в Иркутскую миссию.
В 1877 году назначен в Алтайскую миссию, где возглавил иконописную мастерскую при Улалинском миссионерском училище.
В 1881 году был назначен миссионером в Мрасский стан и в течение 1882 года крестил 78 человек, а всего за период службы до 1883 года - 978 человек.
В 1882 г. был причислен к братии Бийского архиерейского дома из-за подрыва здоровья. В 1883 г. после назначения брата Владимира епископом Томским он переехал в Томск.
В 1885 г. был возведен в сан игумена указом Синода за особо усердную службу.
В 1886 году переведен в Калмыцкую миссию, с 1889 года служил в Князь-Михайловском миссионерском стане.
В 1890 году перешел на покой в Нижегородский архиерейский дом. Писал и реставрировал иконы.
В 1891 году возведен в сан архимандрита.
30 июня 1892 года был переведен в Казанский архиерейский дом, 2 сентября того же года получил назначение настоятелем Зилантова Успенского монастыря. 9 сентября вступил в должность и энергично взялся за хозяйство, переживавшее застой и даже упадок в течение многих десятилетий. Сумел привлечь в обитель богатые пожертвования и распорядился этими пожертвованиями наилучшим для монастыря образом. За годы его настоятельства была выстроена заново Всехсвятская церковь и колокольня, Успенский собор получил новый придел во имя равноапостольной княгини Ольги, построены братский корпус "о восьми квартирах", хозяйственный "каменный этаж над погребами", братская трапеза под Алексеевским храмом, домик в саду при монастыре; наведен надлежащий порядок в земледельческом хозяйстве; составлен каталог монастырской библиотеки (2000 книг и брошюр); выросла численность братии.
2 сентября 1897 года был утвержден наместником Лубенского Преображенского второклассного монастыря.
В 1899 году назначен исправляющим должность наместника миссионерского Чулышманского Благовещенского монастыря Томской епархии. С его приходом монастырь стал значительно активнее вести собственную хозяйственную деятельность: были проведены опыты по выращиванию пшеницы, в результате чего монастырь обеспечил себя собственными хлебными припасами; появились новые постройки: хлебный амбар, ледник, кладовая, дегтярная печь, сепаратор, маслобойня, помещение для кожевни, пресс для выделки растительного масла, водяная мельница и кузница. При нем в 1901 году монастырь был перенесен в местность Кайру, в 10 верстах от Телецкого озера [2].
В декабре 1902 г. по прошению из-за болезни, архимандрит был уволен от должности наместника монастыря и, и поступил в число братии Бийского архиерейского дома.
Сведения о дальнейшей судьбе не найдены.
Награды
- набедренник (1867)
- скуфья
- камилавка
- наперсный крест (1876)
- орден св. Анны III степени
- орден св. Анны II степени (14 мая 1896)
Литература
- ФСОП//ОРРГБ. Ф. 213. К I Ед. хр. 1 Л. 803 об. -804, 837 об. - 838
- Материалы о приглашении в другие епархии Л. 5. 26
- Указы КДК // ГАКО. Ф 903. Оп. I Д. 151 Л. 4 - 4 об. 71
- Лыхин Ю.П., Крючкова Т.А. Иконописцы, мастера и художники Иркутска (XVII век - 1917 год): библиографический словарь. - Иркутск, 2000, стр. 71
- Шагжина З.А. Иконы для новокрещеных в миссионерской практике русской православной церкви в Забайкалье в XIX-начале XX вв. // Ефремовские чтения. - Улан-Удэ, 2003. - С. 65
Использованные материалы
- Антоний (Петров) // Запальский Г.М. Оптина пустынь и ее воспитанники в 1825-1917 годах. - М.: Рукописные памятники Древней Руси, 2009. сс. 121-122, 245:
- http://books.google.com/books?id=oc3SAAAAQBAJ&pg=PA121
- http://books.google.com/books?id=oc3SAAAAQBAJ&pg=PA122
- http://books.google.com/books?id=oc3SAAAAQBAJ&pg=PA244
- Рощектаев Л. И. История Свято-Успенского монастыря, что на Зилантовой горе г. Казани. -Казань, 2004:
- Справочная книга по Томской епархии за 1902/03 год / Сост. по ред. Д.Е. Березова. - Томск: Типография епархиального братства. 1903. С.72:
- А.В. Журавский "Владимир (Петров)" // Православная энциклопедия, т. 8, с. 656 - 658:
- Овчинников В.А. Православные монастыри и женские общины Томской епархии во второй половине XIX - начале XX века. Кемерово: Кузбассвузиздат, 2004, стр. 230-231
[1] Гудина А. В., Православные мастера и иконописцы Бурятии в XVII начале XX вв. // Вестник Бурятского государственного университета. - 2011, Выпуск № 14 , С. 218, http://cyberleninka.ru/article/n/pravoslavnye-mastera-i-ikon...-vv
[2] Крейдун Георгий, свящ. Алтайская духовная миссия в 1830 - 1919 годы: структура и деятельность.- М., 2008, с. 104, http://kreydun.web-box.ru/glubina - http://yadi.sk/d/4DfqBDugHi4z5