Жадовский Казанский монастырь. Лето 2013 г. |
- Адрес: Россия, Ульяновская обл., Барышский р-н, п. Самородки, в 3 км от с. Жадовки
- Тел.: 8 (84253) 6-45-88
- Официальный сайт: http://жадовская-пустынь.рф
- На карте: Яндекс.Карта, Google-карта
Основание монастыря
Обитель основана в 1714 году по благословению митрополита Казанского Тихона (Воинова) на месте обретения Казанской иконы Божией Матери крестьянином Тихоном на роднике.
В 1709 году на горе возле родника местным помещиком подполковником Иваном Петровичем Обуховым, а также другими местными землевладельцами Л.Т. Аристовым, С.П. Ребровским, Н.Ф. Плешивцевым, Ф. Воронцовым и В. Зимнинским, была выстроена деревянная часовня. В 1711 году И.П. Обухов рядом с часовней начал строительство деревянного храма с главным престолом в честь Казанской иконы Богородицы и приделом святителя Тихона Амафунтского. В архиве Святейшего Синода хранится доклад Казанского митрополита Тихона, где сказано:
Первым настоятелем пустыни стал игумен Сызранского Вознесенского монастыря Михаил. Храм освящен в 1714 году, этот год принято считать годом основания обители. С 1733 года упоминается устраиваемая ежегодно на площади у стен обители Казанская летняя ярмарка, которая приурочивается к празднику Казанской иконы Богородицы. На средства монастыря на площади устраиваются торговые места и лавки, которые сдаются на время проведения ярмарки приезжающим купцам и крестьянам. Получаемые от такой аренды деньги становятся одним из основных источников доходов обители.
К концу 1730-х годов в монастыре уже имелись, кроме деревянной церкви, настоятельская и одиннадцать братских келий, хлебопекарня, житница, конюшня. Территория пустыни была обнесена деревянной оградой 67 сажень в длину.
От строительства первого каменного храма до упразднения обители в 1764 году
В 1739 году дворянин Григорий Афанасьевич Аблязов (прадед писателя А.Н. Радищева) заложил в монастыре каменный двухпрестольный храм по образцу имевшейся уже в его поместье церкви. Прежняя монастырская деревянная церковь была разобрана (именно на ее месте начала строится новая каменная) и перенесена к вратам обители. Здесь был сооружен надвратный (над "святыми воротами") храм, освященный в честь святого Иоанна Воина. В марте 1741 года Г.А. Аблязов принял монашеский постриг с именем Герман и назначен казначеем пустыни (позднее он принял великую схиму и до самой кончины жил в затворе в келье, устроенной на втором ярусе колокольни выстроенного им храма).
Строительство каменной церкви велось несколько лет. Сначала был закончен теплый придел, освященный во имя Тихона Амафунтского; торжественное освящение главного престола в честь Казанской иконы Божией Матери состоялось 5 июля 1746 года.
Это было время расцвета пустыни. Обитель строилась, монастырское хозяйство становилось все более крепким. Многочисленные доброхоты и благотворители жертвовали монастырю средства и земли, способствовали его украшению. Насельники в то время занимались, кроме иных хозяйственных работ, огородничеством и пчеловодством.
За год до закрытия обители в 1763 году прапорщиком Иваном Суховым была составлена подробная опись монастыря, где в частности говорится:
В храмах имелись иконы хорошего письма, украшенные серебром и золотом, достаточная и хорошая богослужебная утварь. В описи указаны игуменская келия старая, две игуменские келии новые, семь братских келий, погреб, четыре амбара, баня, скотный сарай, конюшня с сушильней для сена. Вокруг обитель "загорожена в столбы забором" (т.е. ограда из толстых тесаных досок, концы которых были укреплены в пазах вкопанных в землю столбов), за оградой обители был скотный двор и часовня деревянная на ключе. В описи отражено и добротное монастырское хозяйство.
В 1764 году пустынь была упразднена, церковная собственность конфискована в казну, монашествующим велено было перейти в другие монастыри. Из Указа Казанской духовной консистории: "в симбирской Жадовской пустыне игумен Иосиф, иеромонахи Аарон, Паисий, иеродиакон Михаил, монах Алексий ...оных распределить в показанныя Свияжской Богородицыной и в Спасоказанской Преображенской монастыри и велеть им явиться в Духовной Консистории в немедленном времени" [3].
Временно в пустынь назначены были священник и церковнослужители из вдовствующих, которые служили в приходах рядом с ней. Вскоре в закрытую обитель были направлены на постоянное служение священник и два причетника, Казанский храм обращен в приходской, но спустя несколько десятков лет он был приписан к Жадовской сельской церкви.
В 1817 году архиепископ Казанский Амвросий (Протасов) повелел закрыть Казанский храм вовсе, а утварь передать в приходскую церковь села Жадовки. Исполнение этого распоряжения Владыки Казанская Консистория 17 июля 1817 года предписала Карсунскому духовному правлению, но до 1822 года церковь оставалась в прежнем положении. В этом году по просьбе прихожан пустынский каменный храм получил статус приходского, а деревянный сельский - приписного к нему. Однако, исходя из того, прихожане бывшего пустынского храма проживали в Жадовке, то и местное духовенство более внимания уделяло исправлению треб в селе, а для служения молебнов пред Чудотворным образом Пресвятой Богородицы для приезжавших в бывшую обитель богомольцев времени не оставалось. Приписной сельский храм фактически был действующим, а монастырский вновь оказывался в запустении.
Возрождение и расцвет обители
Вид Жадовской Казанской пустыни. Литография XIX в. |
Решением Симбирской духовной консистории, утвержденным епископом Феодотием 23 января 1846 года, причт села Жадовки был оставлен при своем приходском храме, а церковь бывшей обители "впредь до дальнейшаго о ней распоряжения, для беспрерывнаго в ней Богослужения и удовлетворения народному усердию служением молебнов" была причислена к Симбирскому архиерейскому дому.
Указом консистории от 6 февраля 1846 году в бывшую пустынскую церковь был командирован иеромонах Августин, принявший по описи у священника села Жадовки Иоанна Смирнова имущество церкви бывшей пустыни. Августин просил "для исправления при сей церкви Богослужений, а равно и для соблюдения в оной целости и опрятности, командировать сюда одного диакона, двух послушников и трех штатных служителей". Просьба была исполнена, в пустыни вновь начались регулярные богослужения, и начало возрождаться монашеское общежитие.
Казанский храм Жадовской пустыни, дореволюционная фотография |
В июле 1851 года в адрес Владыки Феодотия поступило письмо, в котором была подтверждена передача в пользу пустыни испрашиваемых земельных участков. В частности, в этом письме говорилось: "Согласилися мы ту землю, на которой устраивается обитель, выделить из общих наших владений в количестве двадцати десятин, жертвуя на сей предмет каждый тот участок земли, который падает на часть его владений". Среди подписавших это письмо были статская советница Е.И. Протопопова (урожд. Безобразова), отставной коллежский асессор В.В. Обухов, М.Н. Сабанина, П.И. Ребровский, титулярная советница Е. Молчанова.
К 1849 году в обители были возведены: двухэтажный каменный корпус братских келий, трапеза и кухня с сенцами, кладовой и погребом, конюшня и каретник, баня, поднавес для дров, дощатый забор. В 1852 году была сооружена вместительная деревянная гостиница с номерами для приезжих, с каменной под железом кухней, а при ней людская изба. В этом же году монастырская территория была ограждена каменной оградой в виде параллелограмма с четырьмя башнями по углам. В одной из башен была размещена часовня, в трех других жили монашествующие. В 1853 - 1854 годах перестроен обветшавший Казанский храм. 10 мая 1853 года Преосвященный Феодотий (Озеров) освятил отремонтированный центральный придел храма. После этого строительные работы были направлены к боковым церковным приделам: с правой стороны храма, в соответствии с имеющимся уже с левой стороны приделом во имя Тихона Амафунтского, устроен придел во имя святителя Николая Чудотворца, а Тихоновский придел распространен в соответствии с новопостроенным и большим по размерам Никольским.
Храм иконы Богородицы "Живоносный источник" на роднике. Жадовская Казанская пустынь. Лит. А. Ильина, 2-я пол. XIX в. |
При иеромонахе Пионии были произведены некоторые исправления в монастырской ограде, гостином дворе и монастырской мельнице, ветхие деревянные строения на ярмарочной площади у стен обители были заменены на новые и благоустроенные, а количество их было увеличено. В 1863 году было окончено строительство нового братского каменного двухэтажного корпуса с общей монастырской трапезой, который возвели рядом с уже существующим, на месте, где перед тем стояли деревянная трапеза и кухня.
В период частой смены управляющих в начале 1870-х годов хозяйство пустыни пришло в упадок. Из "Описания посещения Жадовской пустыни епископом Симбирским и Сызранским Феоктистом в июле 1875 года":
В 1875 году управляющим Жадовской пустынью стал иеромонах Макарий. Уже через год обитель во многих отношениях была приведена в порядок. К началу 1880-х годов были завершены работы по ремонту храма на источнике. Вероятно, к тому же времени относится строительство рядом с монастырской стеной вне обители двухэтажного каменного дома с номерами для приезжих (гостиницы) вместо деревянного обветшавшего здания.
В 1894 году в обители построен при архиерейских покоях епископом Симбирским Варсонофием домовой храм, освященный в честь Алексия, человека Божия.
К концу XIX века монастырь приобрел совершенное свое устройство и, по словам епископа Варсонофия, стал "служить привлекательным местом для близкого и дальнего населения, где оно ищет и находит душевный покой во время кратковременных посещений или более длительного пребывания в ней по обетам или в душевных скорбях" [4].
Разорение и закрытие монастыря в годы советской власти
Повальная национализация после революции 1917 года не могла не коснуться земельной собственности монастыря. По описям на 1917 год за монастырем числилось: водяная мукомольная мельница, 1540 десятин (около 1700 га) земли и 227 десятин (около 250 га) леса. Рядом с монастырем был разбит большой сад, а под монастырской горой были три небольших рыбных пруда. К началу 1918 года обитель владела из всех вышеперечисленных земель лишь небольшим, по сравнению с прежде имеющимися в ее распоряжении угодьями, участком земли в 72 десятины, на котором располагались сам монастырь, луг и сад возле обители, и небольшой участок леса. Но и эти земли новая власть решила у монастыря экспроприировать. Архимандрит Каллист (Павлов) письмом от 20 апреля 1918 года обращается с письмом от имени братии к новой власти "с покорнейшей просьбой оставить монастырю сей Пустыни бывший у него с давнего времени до сих пор участок земли при монастыре" [5].
6 марта 1919 года на заседании Карсунского уездного совета РККД рассматривали вопрос под № 7 "О Жадовской пустыни". Было принято решение: "Ликвидировать Жадовскую пустынь. Для инвентаря командировать в село Жадовку т. Фролова. Вырученные от ликвидации деньги внести в кассу уездного исполкома". Однако, монастырь закрыли лишь юридически. Все строения, храм и братия остались на месте. Ликвидировать пустынь в полном смысле не решились, - обитель отныне стала приходским храмом с. Жадовки.
В 1920-х годах из монастыря были изъяты ценности, национализированы постройки, закрыт храм на источнике, надвратная и домовая церкви. На территории бывшего монастыря расположилась школа колхозной молодежи. Монахи приютились в небольшом домике рядом с храмом. Была разобрана на кирпичи каменная монастырская ограда. Две стены и четыре башни, оставшиеся от нее, стали использоваться под склады и для иных хозяйственных нужд.
Весной 1930 года были арестованы последние насельники обители во главе с архимандритом Каллистом (Павловым). В 1967 году был разрушен Казанский храм.
Сохранившийся фрагмент кирпичной стены б. Жадовского монастыря с с.-в. угловой башней и виднеющимися остатками бывшего ранее на территории обители зернохранилища, 1990-е гг. |
Ради сохранения монастырских зданий предлагалось использовать их под дом ветеранов войны и труда, "приспособить братские корпуса под благоустроенное жилье, а бывшие архиерейские покои переоборудовать под хозяйственно-бытовой корпус". Однако этим планам не суждено было сбыться.
Второе возрождение обители
Казанский храм Жадовского монастыря, нач. 2010-х гг. |
5 октября 1994 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II и Священный Синод Русской Православной Церкви, учитывая прошение Преосвященного Прокла, дали свое благословение на открытие Жадовского Богородице-Казанского мужского монастыря.
В 1996 году развалины бывшей Жадовской пустыни были переданы Симбирской епархии. Первым наместником возрожденного монастыря стал иеромонах Агафангел (Семёнов), начались восстановительные работы. К своей 300-летней годовщине обитель стала одной из главных паломнических мест православных людей со всего Поволжья.
Статистика
- 1738 - 1 иеромонах, 3 монаха и 1 белец [7]
- 1748 - 15 человек братии [8]
- кон. XIX - архимандрит, 6 иеромонахов, 2 иеродиакона, 2 монаха и 30 послушников [9]
- 1913 - 2 архимандрита, 6 иеромонахов, 3 иеродиакона, несколько монахов, более 20 послушников [10]
- 1920 - архимандрит, 3 иеромонаха, 2 иеродиакона, 5 монахов, 7 послушников [10]
- 1927 - архимандрит Каллист (Павлов), иеромонахи Герман, Леонтий, Дамаскин, иеродиакон Пимен [10]
- нач. 1930 - архимандрит Каллист, иеромонах Аркадий (Фокин) и иеромонах Дамаскин (Аристов) [11]
- нач. 2000-х - игумен, 2 иеромонаха, 2 иеродиакона, 5 монахов, около 20 послушников и трудников [12]
Святыни
- Жадовская Казанская чудотворная икона Божией Матери, источник на котором была обретена икона
- икона с частицей Ризы Господней
- икона с мощами Киево-Печерских отцов (84 частицы)
- икона с мощами блж. Андрея Христа ради юродивого Симбирского Чудотворца
- икона с мощами прписп. архимандрита Гавриила Мелекесского
Настоятели, наместники
- Михаил (1711 - ?) игум.
- Авраамий (упом. 1720) игум.
- Никон (упом. с 1734 - 1738) иером.
- Тит (1738 - 1742) иером.
- Филарет (1742 - 1744) иером.
- Илларион (1744 [13] - 1748 [14]) игум.
- Лука (1748 [15] - ?) игум.
- Глеб (? - 1752 [16]) игум.
- Питирим (1752 [17] - ок. 1757) игум.
- Иаков (ок. 1757 - ?) игум.
- Иосиф (? - 1764) игум.
- Августин (1846 - март 1848 [18]) иером.
- Флегонт (март 1848 - январь 1857 [19]) иером.
- Серапион (1857) иером.
- Пионий (1857 - 8 апреля 1867) иером.
- Никодим (1867 - 1871) иером.
- Варлаам (1871 - март 1872 [20]) иером.
- Парфений (1872) иером.
- Венедикт (? - 6 декабря 1873) иером.
- Герман (1873/74 - ноябрь 1875) иером.
- Макарий (1875 - 1905) архим.
- Каллист (Павлов) (1906 - 1930)
- 1994 - 2012 - преосвященные Симбирские
- Агафангел (Семёнов) (1996 - 2000)
- Филарет (Коньков) (20 октября 2000 - 28 октября 2012)
- с 2012 - преосвященные Барышские
Некрополь
В дореволюционный период (могилы не сохранились):
- управляющие пустынью: иером. Пионий (+ 1867), иером. Никодим (+1871), иером. Герман (+1875)
- духовники монастыря иером. Иринарх (+1891), иером. Иоанникий (+1894), иером. Виталий (+1900), иером. Николай (+1908)
- монашествующие иеродиак. Иероним (+1907), иерод. Михаил (+1908), мон. Нифонт (+1900), мон. Афанасий (+1902).
- жертвователи и благотворители обители: генерал-майор Александр Андреевич Дувинг (1777-1856), коллежский асессор Сергей Петрович Городецкий (1831-1867), полковница Екатерина Петровна Мейснер (1818-1876), дворянка Анна Александровна Мотовилова (1812-1888), дворянка София Петровна Ховрина (1817-1891), старец Леонтий Федорович Належников (1806-1871), фабричный фельдшер Василий Максимович Кузюков (+1893), дворянка Варвара Ивановна Дмитриева (1834-1894), жена священника Ольга Дмитриевна Топорнина (1837-1897), коллежский асессор Петр Александрович Ховрин (1837-1895), статский советник Александр Николаевич Мотовилов (1837-1899), младенец Николай Протопопов, сын фабриканта и Предводителя Карсунского уездного дворянства Александра Дмитриевича Протопопова (+1899), дворянка София Ивановна Дмитриева (1837-1902).
В 1990-х годах, при восстановлении монастыря, были обнаружены несколько безымянных захоронений священнослужителей. Их объединили в одно, рядом был погребён первый наместник возрожденной обители Агафангел (Семенов) (+ 2014) [21].
Святая пустынь (фильм к 300-летию основания монастыря)
Фильм Д. Гурина к 300-летней годовщиней монастыря. Часть 1. Святая пустынь. Видеостудия Барышской епархии.
Литература
- Масленицкий Т.Г. Топографическое описание Симбирского наместничества (1783)
- Невоструев К.И. [Очерк о Жадовской пустыни] // "Симбирские губернские ведомости" №15 от 27 февраля 1979.
Использованные материалы
- Скала А., протодиак. Жадовская пустынь:
- Киселев А.В., Кузминский Н.А. Жадовская Казанско-Богородицкая мужская пустынь // Ульяновская-Симбирская энциклопедия:
- История монастыря на сайте Барышской епархии:
- Страница официального сайта монастыря:
[1] Цит. по: Скала А., протодиак. Жадовская пустынь - http://aleksii-skala.narod.ru/book201.htm
[2] По предположению протодиакона А. Скалы, "надвратная Иоанновская церковь "на вратах", а иконостас из нее перенесли обратно в новопостроенный каменный храм, скорее всего в раньше освященный Тихоновский придел, т.к. иконы были "греческого письма" - т.е. этот, Иоанновский, храм был во время составления описи недействующим" См. Скала А., протодиак. Жадовская пустынь - http://aleksii-skala.narod.ru/book203.htm
[3] Цит. по: Скала А., протодиак. Жадовская пустынь - http://aleksii-skala.narod.ru/book204.htm
[4] Цит. по: Скала А., протодиак. Жадовская пустынь - http://aleksii-skala.narod.ru/book208.htm
[5] Цит. по: Скала А., протодиак. Жадовская пустынь - http://aleksii-skala.narod.ru/book209.htm
[6] Скала А., протодиак. Жадовская пустынь - http://aleksii-skala.narod.ru/book211.htm
[7] Скала А., протодиак. Жадовская пустынь - http://aleksii-skala.narod.ru/book201.htm
[8] Скала А., протодиак. Жадовская пустынь - http://aleksii-skala.narod.ru/book202.htm
[9] Скала А., протодиак. Жадовская пустынь - http://aleksii-skala.narod.ru/book208.htm
[10] Скала А., протодиак. Жадовская пустынь - http://aleksii-skala.narod.ru/book209.htm
[11] Скала А., протодиак. Жадовская пустынь - http://aleksii-skala.narod.ru/book210.htm
[12] Скала А., протодиак. Жадовская пустынь - http://aleksii-skala.narod.ru/book213.htm
[13] Из иеромонахов Зилантова монастыря.
[14] Переведен в Сызранский Вознесенский монастырь.
[15] Из Болгарского Успенского монастыря.
[16] Переведен в Симбирскую подгорную Соловецкую пустынь.
[17] Из Симбирской подгорной Соловецкой пустыни.
[18] После возведения в сан архимандрита назначен наместником в Сызранский Вознесенский монастырь.
[19] Переведен в Сызранский Вознесенский монастырь на должность казначея.
[20] Переведен в Сызранский Вознесенский монастырь в должности наместника.
[21] Владыка Филарет совершил отпевание новопреставленного схиигумена Агафангела, новости Барышской епархии, 19 ноября 2014 г. - http://www.barysh-eparhia.ru/news_show.php?data=2014.11.19 10:54