Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15

СЫЗРАНСКИЙ ВОЗНЕСЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ

Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Свято-Вознесенский мужской монастырь в г. Сызрань
Свято-Вознесенский мужской монастырь в г. Сызрань
Мужской монастырь в честь Вознесения Господня в городе Сызрань Сызранской епархии

В мае 1685 года была дана царская грамота на постройку монастыря Вознесения Господня, Пречистой Богородицы Смоленской и Архистратига Михаила «против города Сызрана по другую сторону реки Крымзы на порожней земле, прозвище стрелка». Строителем монастыря был старец Кирилл.

Весной 1687 года старец Кирилл перенес монастырь в город Кашпир, который находился в 8 верстах от Сызрани. На прежнем месте при часовне остались только несколько человек под начальством старца Филарета.

В 1691 году оставшаяся братия и горожане попросили благословления у патриарха Адриана на постройку обители в честь Вознесения Господня и от Кашпирского монастыря возвратить Сызранскому первоначально данную землю. Получив благословление, старец Филарет возобновил строительство монастыря. Началось возведение деревянной Вознесенской церкви, на которую по просьбе старца Филарета была даже пожалована небольшая сумма денег от царского двора. Но средств все равно не хватало и поэтому строительство велось 3 года. В то время монашеская братия в своем содержании терпела большую нужду. Только в 1694 году появилась деревянная церковь во имя Вознесения Господня.

В 1695 году симбирскими чиновниками была составлена первая опись монастыря, в которой к тому времени проживало семь монахов.

В 1711 году настоятель игумен Михаил основал невдалеке от Сызрани Жадовскую пустынь.

В 1834 году наместником монастыря стал архимандрит Герман (Похвалинский). Под его руководством велось широкое капитальное монастырское строительство, начавшееся с ограждения территории в границах жалованных земель. Было возведено здание Сызранского духовного Правления, а также построен каменный двухэтажный богадельный дом с переходом в Феодоровскому храму.

Самый же больший вклад в развитие обители внес архимандрит Августин, который являлся настоятелем с 1848 года. В период его правления было построено большинство построек.

В 1852 году был построен каменный летний Вознесенский храм. Его венчали пять глав, покрытых белой жестью. На главном куполе находился позолоченный крест, а на малых куполах деревянные кресты, обшитые железом. В этом же году построен игуменский дом с домовой церковью, освященной в честь св. Петра и Павла, братский корпус, а в 1857 году каменная одноэтажная пекарня и каменная баня для братии.

В 1855 году Сызранский Вознесенский монастырь был переведен из обители третьего класса в первый.

В начале XIX века отставным дворянином Иван Васильевич Борисовым вместо деревянного Вознесенского храма была построена каменная церковь. В 1825 году новая церковь была расписана крепостным художником Никифором Андреевичем Резниковым, а в 1855 году она получила свое нынешнее название - во имя Феодоровской иконы Божией Матери.

За время настоятельства Антония (Никольского) монастырская служба и строения были приведены в образцовое состояние. При нем на монастырские средства в 1895 году построено двухэтажное здание Сызранского духовного училища с общежитием для учащихся и домовой церковью.

В XIX веке в Вознесенской обители процветало собственное монастырское хозяйство. Самая крупная в губернии водяная мельница, имевшая 27 поставов, принадлежала монастырю. На территории хозяйственной части обители размещались хлебные амбары, скотный двор, квасоварня, пекарня и другие постройки. Монастырскими средствами поддерживалось духовное училище Сызрани. В обители имелась библиотека, в которой находилось около 300 томов, половина из которых была приобретена архимандритом Августином. Выписывались в библиотеку и духовные журналы. При библиотеке находился архив, в нем хранились копии указов и грамот с 1776 года.

Вознесенский монастырь также являлся и местом первого некрополя города Сызрани. По древнему русскому обычаю усопших хоронили около церкви, а особо знатных и заслуженных людей - непосредственно в храмах. Так в Сызрани на территории монастыря у храма Феодоровской Божией Матери с западной и южной его сторон сложилось первое кладбище.

В начале XX столетия монастырь представлял собой крепкое, отлично налаженное хозяйство, сильное как с духовной, так и с материальной сторон.

Разруха

Согласно архивным данным, настоятель монастыря архимандрит Александр (Вахатов) в 1923 году подписал акт о роспуске монастыря.

Все здания и владения монастыря вне его стен: духовное училище, мельницы, торговые лавки, подворья, леса, земельные угодья – были национализированы и отошли городу. В распоряжении церковно-приходской общины оставался единственный Феодоровский храм. Вся деятельность общины контролировалась горсоветом и органами НКВД. Из сохранившихся документов видно, что церковный причт в то время терпел ощутимые лишения и фактически оставлен был без денег, без питания, без работы и под надзором органов ОГПУ.

17 декабря 1928 года по постановлению Средне-Волжского облисполкома была закрыта Вознесенская церковь, а в начале 30-х годов – и Феодоровская.

В 1933 году комбинат «Союзплодовощ» взял в аренду у местных властей два храма Вознесенского монастыря. В Феодоровской церкви сначала была водонапорная башня, затем заводской гараж, а с 70-х годов – склад. В храме вознесения Господня разместили клуб. Монастырское кладбище было разорено и закатано под асфальт. Здесь построили заводские корпуса и автодорогу, соединяющую центр города с районом, который по сей день называется Монастырской горой.

Возрождение обители

В 1993 году по обращению благочинного Сызранского округа протоиерея Григория Коберника, администрация города Сызрани приняла постановления о передаче сохранившихся зданий монастырского комплекса Русской Православной церкви.

24 июня 1996 года архиепископ Самарский и Сызранский Сергий вновь освятил соборный храм монастыря и совершил в нем Божественную Литургию. В монастыре поселились монахи и послушники, которые стараются вернуть обители первоначальный облик и возродить в ней истинную монашескую жизнь.

Святыни

Настоятели, наместники

Использованные материалы



[1]  Переведен из Жадовской пустыни.

[2]  Из Жадовской пустыни.

[3]  "Журнал № 39", ЖУРНАЛЫ заседания Священного Синода от 14 мая 2018 года, официальный сайт Московского Зачатьевского ставропигиального женского монастыря, http://zachatevmon.ru/?p=34506

[4]  "ЖУРНАЛ № 119", ЖУРНАЛЫ заседания Священного Синода от 30 августа 2019 года, официальный сайт Русской Православной Церкви, 30 августа 2019, http://www.patriarchia.ru/db/text/5492005.html

Редакция текста от: 30.08.2019 19:07:50

"СЫЗРАНСКИЙ ВОЗНЕСЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google