Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15

ИРИНА КАППАДОКИЙСКАЯ

Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Прп. Ирина Хрисовалантская. Греческая икона (XX-XXI в.)
Прп. Ирина Хрисовалантская. Греческая икона (XX-XXI в.)
Ирина Хрисовалантская, Каппадокийская (греч. Εἰρήνη ἡ Χρυσοβαλάντου; сер. IX - сер. X в.), игумения Хрисовалантского монастыря, преподобная

Память 28 июля (Греч. [1], Укр. [2], РПЦЗ [3], ПЦА [4])

Жила в Каппадокии в богатой и благородной семье, в период после смерти императора-иконоборца Феофила (+ 842). Когда приняла регентство императрица Феодора, она начала по всей империи поиски супруги для своего сына, императора Михаила III. Императорские посланники, отметив красоту и благородный нрав Ирины, отправили её в Константинополь вместе со старшей сестрой Каллиникой, которая впоследствии стала женой кесаря Варды, брата Феодоры. По дороге в Константинополь они проходили мимо горы Олимп в Вифинии, где Ирина посетила преподобного Иоанникия Великого, который приветствовал её, говоря, что ей суждено стать игуменьей Хрисовалантского монастыря. Ирина удивилась, что старец говорил ей об обители, о которой она прежде ничего не слышала.

Божественное провидение оградило её от брака с императором, и Ирина, исполненная радости и чувства облегчения, раздала своё имущество и приняла постриг в Хрисовалантской обители, которая располагалась на подветренной стороне города, вдали от шума площадей. Впоследствии она никогда не покидала обитель, пренебрегая даже приглашениями во дворец.

Преподобная Ирина Хрисовалантская. Икона протоиерея Илии Тетерько (Одесса)
Преподобная Ирина Хрисовалантская. Икона протоиерея Илии Тетерько (Одесса)
Имея лишь один хитон на целый год, питаясь только хлебом и водой, с готовностью и радостью она подчинялась всем предписаниям без протестов и жалоб. Благочестивое умиление непрестанно наполняло её сердце, заставляя лицо светиться. Она была подобна плодородной земле, приносящей богатые плоды святых добродетелей. Сёстры были для неё наравне с царицами, в то время как себя она считала лишь простой служанкой, бравшейся за самую тяжелую работу, чтобы им услужить. Из её уст можно было услышать лишь слова Священного Писания и Святых Отцов, которых она читала без устали.

Проведя в монастыре менее года и ознакомившись с житием преподобного Арсения, который от заката до восхода предавался молитве, святая Ирина решила подражать ему. И постепенно с помощью Божьей благодати она стала молиться, стоя с распростёртыми к небу руками на протяжении всего дня и ночи, чтобы полностью подчинить тело своей стремящейся к Богу душе, так что дьявол никакими ухищрениями не мог пленить её. Когда он навеивал ей воспоминания о её былой славной и богатой жизни, святая Ирина исповедовала эти помыслы игуменье, удваивала свою аскезу, и помыслы незамедлительно оставляли её.

Молва о ней распространилась среди ее родственников и среди жен и дочерей членов синклита; многие знатные девушки под влиянием Ирины изменили свою жизнь в соответствии с заповедями Божиими.

На смертном одре настоятельница монастыря назначила Ирину преемницей. Зная, что святая по своему смирению вряд ли согласится принять руководство обителью, инокини решили отправиться к патриарху Константинопольскому Мефодию I, чтобы просить его назначить им игумению. Патриарх Мефодий, чудесным образом прозрев волю усопшей настоятельницы, рукоположил Ирину во диакониссу и утвердил ее назначение игуменией.

Прп. Ирина Хрисовалантская. Миниатюрная греческая икона (XX-XXI в.)
Прп. Ирина Хрисовалантская. Миниатюрная греческая икона (XX-XXI в.)
Вспомнив пророчество преподобного Иоанникия, она сочла своим долгом "сносить немощи бессильных и не себе угождать" (Рим. 15, 1). Она продолжила свою равноангельную жизнь, увеличивая продолжительность постов, молясь денно и нощно, непрестанно каясь. Этим она привлекла к себе Божественную благодать и обрела такую мудрость, что смогла множество душ направить на путь спасения. Она просила сестёр не считать её выше себя, но сомонашествующей и служащей им.

С мягкостью и терпением Ирина советовала им во всех делах быть руководимыми духом Евангелия, отрекаясь от напрасных соблазнов славы и уважения со стороны людей. А чтобы этот отказ не был поверхностным, они должны были хранить чистоту и кротость - добродетели, превосходящие человеческую природу, которые Христос дарует всем молящимся Ему с верой. Что бы её сестры ни обретали, она учила их считать это даром Божьим и не прекращать с умилением благодарить Его. Кроме того, она запрещала им молиться о своём здоровье, говоря, что нет ничего более полезного для души, чем болезнь, принятая с благодарностью. Получив от ангела Божия дар предвидения, преподобная Ирина стала словно пророком в своем монастыре. Во время кратковременного отдыха после утрени она по очереди звала сестер и с искусностью и мудростью помогала им предстоять перед Богом чистыми и нелицемерными, открывая им их самые сокровенные помыслы.

Вскоре святая Ирина стала известна по всему Константинополю своими добродетелями и мудростью, с которой она руководила обителью, и все люди, богатые и бедные, взрослые и дети, приходили к ней за советом в надежде на её молитвы. Всех она учила пользе покаяния, которое всякий раз помогает получить благосклонность Бога.

Поддерживаемая Божественной благодатью, преподобная Ирина не прекращала преуспевать в аскезе и сердечной молитве. В течение Великого поста до Пасхи она не ела хлеб, а лишь немного овощей один раз в неделю. Её ночное бодрствование стало для неё таким же естественным, как для других сон. Она проводила ночи с поднятыми к небу руками, погружённая в Божественное созерцание. Порой она проводила в молитве два дня подряд, иногда и целую неделю, так что сёстрам приходилось помогать ей опустить её онемевшие руки.

Однажды ночью одна из монахинь, выйдя во двор, наблюдала преподобную Ирину, молящуюся и чудесным образом парящую над землёй. Два огромных кипариса, возвышающиеся во дворе, склонили свои кроны к земле. Они вернулись в прежнее положение, лишь когда преподобная осенила их крестным знамением. Эта ночная молитва нагоняла огромный страх на демонов, удваивавших свои нападки в ночное время.

Прп. Ирина Хрисовалантская разделяет полученное от ап. Иоанна яблоко между сёстрами. Фреска
Прп. Ирина Хрисовалантская разделяет полученное от ап. Иоанна яблоко между сёстрами. Фреска
Однажды один из бесов опрокинул на преподобную зажжённую лампаду. Её одежда оказалась охвачена пламенем. Тем не менее, она стояла без движения и так бы и сгорела полностью, если бы одна из монахинь, проснувшись от запаха гари, не вошла в келью игуменьи. Она увидела преподобную окутанную дымом и пламенем, но невозмутимо продолжавшую свою молитву. Когда монахиня стала толкать её, пытаясь погасить пламя, преподобная Ирина опустила руки и осуждающе сказала ей: "Зачем ты лишаешь меня такого великого удовольствия своим резким вмешательством? Ангел стоял передо мной и плёл мне венец из неувядаемых цветов, которых не видели глаза людские, и готов был уже дать мне его, когда ты вошла и прогнала его". И когда её ученица сняла с её тела остатки одежды, чудесное благоухание наполнило монастырь.

В другой раз в обитель прибыл моряк с острова Патмос и дал преподобной три потрясающих яблока, которые ему велел ей передать святой апостол Иоанн. Первое яблоко питало её в течение сорока дней, при этом из уст преподобной доносился чудесный аромат. Второе яблоко она разделила в Великий Четверг со своими сестрами, а третье хранила как реликвию, часть нетленных райских благ.

Благодаря пророческому дару преподобная Ирина совершила ряд чудес. В частности, она предвидела убийство кесаря Варды, которое последовало вскоре после убийства Михаила III (+ 867), а также захват власти Василием I Македонянином. С помощью святителя Василия Великого и великомученицы Анастасии Узорешительницы святая Ирина исцеляла одержимых бесами. Она спасла своего родственника, которого император хотел казнить как предателя, появившись перед императором блистающей во славе. Император Василий осознал свою ошибку, попросил прощения и с тех пор оказывал монастырю свою благосклонность.

Святая пребывала в постоянном сокрушении о своих грехах и стяжала дар обильных слез. Чтобы не привлекать внимания, святая попросила сделать в полу храма небольшое углубление с крышкой. Во время службы она наклонялась к этому углублению, закрывала лицо ладонями, чтобы никто не видел ее слез, и проводила в таком положении всю службу, так что иногда поток слез начинал переполнять выемку. Углубление в полу храма, как сообщает автор Жития, могли видеть и его современники.

Преподобная Ирина достигла возраста 103 лет, сохраняя свежесть и красоту - видимые знаки её духовного величия. Ангел-хранитель за год сообщил ей время её кончины. Когда наступил назначенный день, она собрала сестёр, назначила игуменью, которую избрал сам Господь. Повелев сёстрам презирать всё временное, чтобы быть рядом со своим любимым Женихом, преподобная мирно закрыла глаза и предала свой дух в руки Божьи. Преподобная была похоронена в часовне святого мученика Феодора. Её могила непрерывно источала райское благоухание, открывая всем славу, которой она удостоилась от Бога.

Почитание

Прп. Ирина Хрисовалантская. Чудотворная икона в Астории, Нью-Йорк
Прп. Ирина Хрисовалантская. Чудотворная икона в Астории, Нью-Йорк
Источником сведений о жизни святой Ирины Хрисовалантской является ее Житие, написанное неизвестным автором. Оригинальный текст, созданный, по мнению швед. византиниста Я. У. Розенквиста, в последние два десятилетия X века, не сохранился. Известны семь рукописей (XIII-XVII веков), содержащих текст Жития.

Хронология Жития непоследовательна и имеет ряд несоответствий. Так, имп. Михаил III, чьей невестой могла стать Ирина, родился в 840 году и женился на Евдокии Декаполитиссе в 855 году. Очевидно, что Ирина должна была быть ровесницей императора или младше его. Однако, согласно Житию, на пути в Константинополь она встречалась с прп. Иоанникием Великим, который умер в 846 году. Эта встреча исключает возможность участия Ирины в смотре императорских невест, который состоялся через десять лет, следовательно, когда императору было шесть лет, Ирина уже была в возрасте невесты. Из-за хронологических расхождений трудно установить время рождения и смерти преподобной Ирины. Скорее всего она жила между 840 и 940 годами или, согласно Розенквисту, между 830 и 930 годами. Путаница в хронологии может свидетельствовать и о том, что Житие было написано гораздо позже упоминаемых в нем событий. Розенквист предполагает, что автор Жития - либо одна из насельниц Хрисовалантского монастыря, либо женщина из рода Ирины.

О мощах прп. Ирины точных сведений нет.

Последование прп. Ирине было написано афонским мон. Герасимом Микраяннанитом между 1930 и 1950 годами.

Икона прп. Ирины была написана на Афоне мон. Нектарием. Святая изображена между двумя кипарисами держащей в руке три яблока. В 1920 году Нектарий, сопровождаемый мон. Кириллом (Лемониасом), принял мученическую кончину от турок в Смирне (ныне Измир, Турция). Икона св. Ирины была вывезена с Афона архим. Паисием (Филиокалиотакисом), духовным отцом женщины по имени Лемония. В 1926 году 20-летняя Лемония приняла монашеский постриг с именем Мелетия и решила основать монастырь. Был приобретен участок земли в мест. Ликовриси (ныне в черте Б. Афин). Когда началось строительство церкви, прп. Ирина явилась во сне рабочему Михаилу Герасимосу. Святая указала ему другое место, где должна быть построена церковь. Такое же видение было и одной из монахинь, и план строительства был изменен. Архим. Паисий посоветовал Мелетии (+ 1977) освятить храм во имя прп. Ирины, чтобы святая стала покровительницей обители. Рядом с церковью была построена часовня, посвященная двум великомученикам Феодорам. Строительство обители было закончено в 1930 году. Мозаики кафоликона монастыря прп. Ирины выполнены мастером В. Цоцонисом в 1985-1989 годах. Эта обитель стала первым монастырем, посвященным св. Ирине, кроме Хрисовалантского монастыря в Константинополе. Монастырь принадлежит старостильной "Церкви истинных православных христиан". От иконы, написанной Нектарием, происходят чудеса, что стало привлекать к ней паломников со всего мира. Описания чудес публикуются в периодическом издании, выпускаемом монастырем.

В юрисдикции Константинопольского Патриархата находится монастырь во имя прп. Ирины, расположенный в Нью-Йорке (США).

Молитвословия

Молитвословия в переводе с греческого Наталии Бахаревой [5]

Тропарь, глас 3.

Сла́ву теку́щую презре́вши,/ неве́ста непоро́чная яви́лася еси́ Госпо́дня,/ по́стничеством просия́вши, преподо́бная./ Я́ко у́бо, улучи́вши, Ири́но, любо́вь твою́,/ во единомы́слии нас соблюди́, досточу́дная,/ Христа́ Бо́га моля́щи// дарова́ти нам ве́лию ми́лость.

Кондак, глас 3

Ми́ра благосла́вие оста́вльши, преподо́бная,/ Христу́ уневе́стилася еси́, Царю́ нетле́нному,/ добро́тами де́вства просвеще́на,/ по́двиги воздержа́ния преукраше́на./ Сего́ ра́ди тя, Ири́но,// Жени́х твой све́тло просла́ви.

Литература

  • BHG, N 952;
  • ActaSS. Iul. T. 6. P. 602-634;
  • SynCP. Col. 854; Rosenqvist J. O. The Life of St. Irene, Abbess of Chrysobalanton: Critical Edition with Introd., Notes and Indices. Uppsala, 1986.
  • Janin R. Irene // Bibliotheca sanctorum (BiblSS). Vol. 7. Col. 885-886; idem. Églises et monastères. P. 540-541;
  • Rydén L. The Bride-shows at the Byzantine Court: History or Fiction? // Eranos. 1985. Vol. 83. P. 175-191;
  • Laiou A. Mariage, amour et parenté à Byzance aux XI-XIII siècles. P., 1992. P. 81-82;
  • Coulie B. Irène (6) // Dictionnaire d'histoire et de géographie ecclésiastiques (DHGE). T. 25. Col. 1465-1466;
  • Σωφρόνιος (Εὐστρατιάδης). ῾Αγιολόγιον. Σ. 125;
  • Irene of Chrysobalanton // Dumbarton Oaks Hagiography Database. Wash., 1998. P. 52-53:
  • Афиногенов Д. Е. «Повесть о прощении императора Феофила» и Торжество Православия. М., 2003.

Использованные материалы



[1]  "Ἡ Ὁσία Εἰρήνη ἡ Χρυσοβαλάντου", страница греческого сайта ΜΕΓΑΣ ΣΥΝΑΞΑΡΙΣΤΗΣ (Большой месяцеслов), по кн.: Αγαθάγγελος (Χαραμαντίδης), Επ. Φαναρίου, ΜΕΓΑΣ ΣΥΝΑΞΑΡΙΣΤΗΣ (Епископ Фанарийский Агафангел, "Синаксарь Православной Церкви"), Αποστολικής Διακονίας της Εκκλησίας της Ελλάδος, http://www.synaxarion.gr/gr/sid/239/sxsaintinfo.aspx.

[2]  Православний календар. 2015. - К.: Українська Православна Церква, 2014. - С. 77, 160; Православний календар. 2018. - К.: Українська Православна Церква, 2017. - С. 98, 183.

[3]  Троицкїй Православный Русскїй Календарь на 2019 г. - Свято-Троїцкий Монастырь. Тѵпографїѧ Пр. Іωва Почаевскагω въ Джорданвиллѣ, 2018, с. 100, https://snrocmqc.orthodoxws.com/files/July-2019.pdf.

[4]  "Saint Irene Chrysovolantou", месяцеслов на официальном сайте Православной Церкви в Америке, https://www.oca.org/saints/lives/2020/07/28/102119-saint-ire...tou.

[5]  Тропари еллинстии. Иулий 11 - 31 (24 ил - 13 сент.). // Блог в ЖЖ пользователя Natalia Bakhareva (ulita_n) - https://ulita-n.livejournal.com/11262.html.

Редакция текста от: 14.08.2022 19:01:24

"ИРИНА КАППАДОКИЙСКАЯ" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google