Арсений (Костюрин) (1637 - 1712), архиепископ Воронежский и Елецкий.
Родился 15 февраля 1637 года [1]. Род Костюриных принадлежал к древним дворянским фамилиям. Об этом свидетельствует грамота Псковского дворянского депутатского собрания о внесении Костюриных в VI часть родословной книги. Иван Костюрин еще в 1629 году получил за службу поместье. Его сын, Иван Иванович, был в 1656 году пожалован в московские дворяне, другой сын, Афанасий Иванович, в 1686 году имел чин стольника. Наибольших регалий добился Иван Иванович Костюрин – генерал-поручик, назначенный сенатором в конце правления Елизаветы Петровны.
Об Арсении до середины 1680-х годов сведений обнаружить не удается. Скорее всего, как дворянин он находился на военной службе и вступил на духовную стезю под влиянием определенных обстоятельств (например, смерти жены).
С 1684 года - архимандрит Ярославского Спасо-Преображенского монастыря.
9 января 1687 года переведен в Московский Спасо-Андроников монастырь.
24 августа 1690 года он участвовал в церемонии поставления нового Патриарха Адриана (+1700).
12 января 1692 года назначен в Московский Чудов монастырь.
Чудовым монастырем архимандрит Арсений управлял почти 12 лет. Он, несомненно, часто встречался здесь с Петром I, который посещал обедни, а в 1690 году крестил тут сына Алексея. По сообщению Е.А. Болховитинова, Арсений "был с государем в походах и любим был от него". Это единственное сведение в краткой биографии архиепископа, которое первый летописец края не позаимствовал из “Синодика Святителя Митрофана”. Сомнительно, чтобы почти 60-летний чудовский настоятель участвовал в Азовских походах 1695–1696 годов – наиболее ранних военных акциях молодого Петра. Возможно, что под “государем” Е.А. Болховитинов подразумевал царя Алексея Михайловича. Тем более, что участие молодого дворянина Костюрина в военных кампаниях представляется вполне обоснованным.
2 июля 1704 года хиротонисан во епископа Воронежского с возведением в сан архиепископа. Он первый из Воронежских архиереев, который стал именоваться Воронежским и Елецким.
В присвоении архиерею звания архиепископа следует видеть не только личное расположение Петра I к Арсению, но и, прежде всего, стремление царя-реформатора повысить церковный статус тогдашней корабельной “столицы” России. Таким образом, молодая Воронежская епархия, единственная епископия после присоединения Тамбовской епископии к Рязанской митрополии в 1701 году, была уравнена в иерархическом отношении со старинными русскими епархиями.
Новопосвященный воронежский архиерей поместился на Воронежском подворье и проживал в Москве долго.
2 декабря 1704 года по его указанию в Москву был послан денежный сбор из архиерейской домовой казны. Значительную часть денег, полученных из Воронежа, он употребил в Москве на приобретение архиерейской ризницы, так как епископам с 1705 года предписывалось служить в саккосах (до этого патриаршей привилегии), а не в ризах и мантии носить митрополитные, а клобуки черные. По указу нового владыки от 1 сентября 1705 года были составлены “Книги переписныя домовой архиерейской ризницы”. В первой части перечислялось то, “что построено в прошлых годех по семьсот четвертой год” при епископе Митрофане, во второй – “строение” ризницы в начале архиепископства Арсения. При следующем архиерее, митрополите Пахомии, книги были доведены до конца правления епископа Арсения. В них перечисляются саккосы, ризы, подризники и другие атрибуты церковного служения. Некоторые саккосы были переданы из риз святителя Митрофана, но большая часть облачений сделана вновь. В “Воронежской старине” (выпуск IX) Т.М. Олейников, сравнивая по приходно-расходным книгам быт архиерейского дома при святителе Митрофане и архиепископе Арсении, замечает, что он уже не имел той простоты, которая была характерна для времен святителя. Однако, к чести архиепископа Арсения, он высоко чтил своего предместника и постоянно совершал помин по нему, согласно его завещанию.
Архиепископ Арсений пользовался особенным расположением Петра I. Отношения царя-реформатора и бывшего чудовского архимандрита отличались добросердечностью. В его архиерейство Петр приезжал в Воронеж два раза: в 1705 и 1709 годах.
Их встреча во время первого визита монарха подтверждается документально. 28 марта 1705 года царь писал А.Д. Меншикову, сообщившему радостную новость с фронта Северной войны, что “про ваше здоровье довольно житкого употребляли, купно с преосвященным Арсением, у которого тот час обедали”. Грамотой от 28 марта государь пожаловал Арсению для построения загородного архиерейского двора дачу на “Подсенной поляне”, известную в краеведческой литературе под именем Троицкой архиерейской дачи (сейчас это место напротив парка “Динамо”).
С 13 февраля по 9 апреля 1709 года Петр вновь находился в Воронеже. Весной на церемонию спуска боевых кораблей на воду сюда приехали царевич Алексей Петрович, канцлер Г.И. Головкин, кабинет-секретарь А.В. Макаров и другие знатные особы. Торжественное мероприятие сопровождалось богослужением в Успенской (Адмиралтейской) церкви с несомненным участием архиепископа Арсения. 10 апреля Петр отплыл из Таврова вниз по реке Воронеж. Его путь лежал к Азову. Подробности плавания нам неизвестны, сохранилось лишь одно царское письмо. Важную деталь поездки раскрывает сообщение архимандрита Димитрия (Самбикина) о том, что Петр Великий отправился на Азовское море с Арсением. Этот факт проверить невозможно, поскольку используемые исследователем приходно-расходные книги архиерейского дома не сохранились. Однако ссылка на этот скрупулезный источник не оставляет сомнений в достоверности факта. Наиболее вероятной выглядит и привязка путешествия архиерея по Дону именно к 1709 году, так как в предыдущий приезд царь таковых “экскурсий” не совершал.
18 июля 1712 года архиепископ Арсений скончался в Троицком загородном архиерейском доме в возрасте 75 с половиной лет. Отсюда тело его было перенесено в соборную деревянную церковь верховных апостолов Петра и Павла, где находилось более месяца. Одной из причин этой задержки могло быть ожидание каких-либо распоряжений от царя Петра, который некогда принимал личное участие в погребении епископа Митрофана. Погребение состоялось 26 августа в Благовещенском соборе, по указу “благочестивейшего Государя царя Петра и Великого князя Петра Алексеевича”. Погребение отправляли архимандрит Воронежского Алексеевского монастыря Иоасаф, настоятели всех монастырей епархии и “прилучившийся священный собор”. В 1718 году по разрушении собора тела обоих архиереев были перенесены в деревянную церковь Неопалимой Купины, а по его отстройке в 1735 году возвращены обратно в Благовещенский храм и погребены рядом.
По указу от 12 сентября 1712 года из канцелярии Расправных дел воронежским посадским людям было предложено выбрать из своей среды десять представителей для оценки имущества почившего архиерея. В комиссию вошли самые “добрые” (т. е. зажиточные и авторитетные) лица: Никифор и Василий Русиновы, Антон Сахаров, Василий Нечаев, Максим Тулинов, Иван и Никула Носковы, Тимофей Сахаров, Потап Гарденин, Иван Колесников. Содержание описи традиционно: посуда, разнообразная одежда, 2335 рублей денег. Имущество было складировано в магазинах, деньги отправлены на Елец в канцелярию ландрихтера (земского судьи) С.Т. Клокачева. Впоследствии митрополит Пахомий (Шпаковский) неоднократно просил выдать их на строительство Благовещенского собора, в 1718 году он получил долгожданное разрешение использовать деньги предшественника в строительных целях.
О “выдающихся качествах” Арсения, писал в начале XX века краевед Н.И. Поликарпов, свидетельствуют “как уважение к нему царя Петра Великого и царицы Марфы Матвеевны, так и народная молва, причислившая его к числу святых избранников Божиих, несмотря на полное отсутствие биографических о нем сведений”. В зале Троицкого загородного архиерейского дома тогда же сохранялся его портрет, имевший “удивительное сходство в чертах и выражении лица” с портретом святителя Митрофана.
Литература
- Сергий (Петров), архиепископ. История Воронежской епархии от ее учреждения до наших дней (в четырех частях). Ч. II Воронеж-Минск-Одесса, 1961-1964. Машинопись. С.240-248.
- Акиньшин А.Н. Арсений (Костюрин) // Православная энциклопедия. М., 2001. Т. III. С. 403.
- Архимандрит Димитрий (Самбикин). Жизнеописание Святителя Митрофана, первого епископа Воронежского. Воронеж, 1869.
- Архимандрит Димитрий (Самбикин). Указатель храмовых празднеств в Воронежской епархии. Вып. 3-4. Воронеж, 1885-1886.
- Болховитинов Е.А. Историческое, географическое и экономическое описание Воронежской губернии. Воронеж, 1800. С. 199-200.
- Общий Гербовник дворянских родов Всероссийской империи. Ч.9. СПб., 1816.
- Письма и бумаги императора Петра Великого. Т. 3. СПБ., 1889; Т. 9. Вып. 2. М.-Л., 1952.
- Мануил (Лемешевский), митрополит. Русские православные иерархи. 992-1892. М., 2002. Т.1. С. 163-164.
- Поликарпов Н.И. Арсений I Костюрин, архиепископ Воронежский и Елецкий (1704-1712). Материалы для его биографии // Воронежские епархиальные ведомости. 1902. № 15. С. 287-299; № 16. С. 321-337.
- Он же. Из Синодика Святителя Митрофана: Жизнеописания воронежских архиереев // Воронежские епархиальные ведомости. 1896. № 14. С. 598-599.
- Прохоров Г. Материалы по истории Воронежской епархии. Время архиепископа Арсения I и митрополита Пахомия (1712-1718 гг.) // Воронежская старина. Вып. 7. Воронеж, 1908. С. 5-44; Вып. 8. Воронеж, 1909. С. 53-71.
- Русский биографический словарь (Алексинский-Бестужев-Рюмин). М., 1992. С. 310.
- Соловьев С.М. История России с древнейших времен. Кн. VI-VII. М., 1991.
- Булгаков. с. 1398.
- Строев. стб. 170, 338, 837.
- БЭЛ. т. III. с. 839.
- БЭС. т. I. с. 552.
- РБС. т. II. с. 310.
- Н.Д. с. 61.
Использованные материалы
- http://www.ortho-rus.ru/cgi-bin/ps_file.cgi?2_2566
- http://vob.ru/eparchia/history/ierarxija/02_arsenij/arsenij.htm
[1] Столь точная дата устанавливается из сообщения “Синодика Святителя Митрофана”. В нем указывается день кончины преосвященного – 18 июля 1712 года – и подводится итог: всего “жития его 75 лет, пять месяцов и три дни”.