Но́вый Иерусали́м (также Го́рний или Небе́сный Иерусали́м, Иерусали́м свы́ше) - то, что прообразовал Иерусалим ветхий, земной; близко соотносится с Церковью и раем
Понятие тесно связанно с раем и Церковью. Некоторые толкователи прямо отождествляют эти понятия. Святитель Григорий Нисский говорит что "Иерусалим свыше есть не что иное как рай". В ирмосе 9-й песни пасхального канона, творении преподобного Иоанна Дамаскина, словами Новый Иерусалим чествуется Церковь: "Светися, светися Новый Иерусалиме: слава бо Господня на тебе возсия". Преподобный Макарий Египетский пишет: "Спешите, дабы имя ваше было запечатлено в Церкви небесной, с тем, чтобы пребывать одесную Всевышнего. Спешите войти в Святый Град, в мирный и горний Иерусалим, в коем обретается рай". Наконец, святитель Андрей Критский называет Новый Иерусалим образом Церкви, а Евсевий Кесарийский, наоборот, характеризует Церковь как образ Нового Иерусалима.
Путь к городу-раю - Небесному Иерусалиму - был открыт Господом Иисусом Христом. В песнопениях в Великий Понедельник Церковь поёт:
Небесный Иерусалим воплощает в себе эсхатологическую надежду и в этом смысле соотносится в первую очередь с Церковью торжествующей. Но единство Церкви позволяет говорить о Новом Иерусалиме и в настоящем, в связи с Церковью воинствующей, в которой будущая надежда уже реализуется. Наименование "Нового Иерусалима" было присвоено ряду мест, среди которых:
- Ново-Иерусалимский монастырь основанный патриархом Никоном в 1656 году (Россия, Московская обл., г. Истра)
- Женский монастырь основанный прп. Герасимом Кефалонским (+ 1579) (Греция, о. Кефалония)
- Комплекс высеченных в скале храмов (Эфиопия, г. Лалибэла)
Использованные материалы
- "Христианско-иудейский диалог: Небесный град в Православной традиции" по Papademetriou, George, Essays on Orthodox Christian-Jewish Relations, Wyndham Press, 1990, pp. 82-84: