Прп. Савва Вишерский |
Память 1 октября, в Соборах Афонских преподобных, преподобных русских Святогорцев, а также Новгородских и Тверских святых
Родился в городе Кашине в благочестивой семье боярина Ивана Васильевича Борозды, был вторым из восьми сыновей [1]. С юных лет стремился к иноческим подвигам: молился и постился как совершенный инок, усердно посещал службы в храме. Горя любовью к Богу, юноша решился принять монашество. Он обошёл несколько тверских монастырей, в которых исполнял различные послушания. Преподобный отличался необыкновенным смирением и строгостью жизни.
Братия Саввиной Тверской пустыни настолько полюбила святого, что избрала его своим игуменом.
Молва о его добродетелях разносилась вокруг. Избегая славы человеческой, преподобный Савва около 1411 года удалился на Афон, где три трудился над списыванием богослужебных книг.
Возвратившись на Русь, он скрытно пришёл в Великий Новгород под видом странника и избрал для своих подвигов уединённое место в семи верстах от города на берегу реки Ви́шеры, устроив себе небольшой шалаш. Преподобный стал проводить отшельническую жизнь, но узнав, что его подвиги известны новгородцам, он удалился на реку Сосницу. Новгородский архиепископ Иоанн (на кафедре был с 1387 по 1415 год) пожелал видеть преподобного и отправился в пустыню.
Блаженный Савва, одетый в рубище, встретил архиерея ещё на пути и с глубоким смирением пал перед ним на землю. Архиепископ благословил преподобного, считая его обыкновенным странником. Только у своего жилища святой поведал, что он и есть грешный Савва. Святитель подивился его смирению, разделил со святым пустынную трапезу и возвратился в Новгород.
Вскоре у преподобного Саввы появились ученики. По благословению нового Новгородского архиепископа Симеона он стал строить для них келлии, и к 1418 году устроил небольшой монастырь в честь Вознесения Господня.
По устроении обители святой Савва поставил себе столп и на нём проводил всю седмицу в посте и молитве, а в субботу сходил со столпа, причащался Святых Тайн, молился с братией и разделял трапезу. После душеполезного поучения он вновь восходил на столп и снова подвизался до следующей субботы. Живя на столпе, преподобный своими молитвами охранял обитель.
Однажды разбойники подошли к монастырю, чтобы ограбить его. Преподобный стал стучать жезлом по стене. Услыхав стук, объятые страхом, разбойники убежали и с того времени более не подходили к обители.
Пребывая в подвигах, преподобный Савва на 80-м году жизни заболел. Готовясь к кончине, он призвал братию и обратился к ней с душеполезными наставлениями, призывая твёрдо и неизменно пребывать в Православии и соблюдении иноческих обетов и возрастать в смирении. Перед кончиной преподобный заповедал своим ученикам: "Когда душа моя разлучится с телом, не совершайте над ним никаких торжественных погребальных обрядов, но просто, без всяких приготовлений, отнесите тело до могилы и предайте земле". Причастившись Святых Христовых Таин, он мирно отошёл ко Господу. По косвенным данным, это произошло не позднее 1429 года [2].
Житие преподобного Саввы написано Вишерским игуменом Геласием в 1464 году.
Местное празднование было установлено при Новгородском архиепископе Ионе (+ 1470) в связи с исцелением игумена Савво-Вишерского монастыря. Архиепископ Иона повелел тогда написать икону преподобного и составить канон ему. Общецерковное прославление преподобного Саввы состоялось на Московском Соборе 1549 года. Служба ему составлена иеромонахом Пахомием Сербом.
Молитвословия
Тропарь, глас 4
От ю́ности твоея́ весь Бо́гу порабо́тился еси́, блаже́нне,/ и Того́ ра́ди любве́ оте́чество и род оста́вил еси́,/ в пусты́ню всели́вся, и в ней жесто́кое житие́ показа́в,/ чуде́с дарова́ния от Го́спода прия́л еси́,/ Са́вво преподо́бне,/ моли́ Христа́ Бо́га// спасти́ся душа́м на́шим.
Кондак, глас 8 (подобен: Взбранной Воеводе:)
Оте́чества, преподо́бне, уда́лився/ и всели́вся в пусты́ню,/ и та́мо на столп вшед, иде́же жесто́кое житие́ показа́л еси́,/ и мно́гих житие́м удиви́в,/ отню́дуже дарова́ния чуде́с от Христа́ прия́л еси́./ Помина́й нас, че́ствующих па́мять твою́, да зове́м ти:// ра́дуйся, Са́вво, о́тче наш.
Использованные материалы
- Житие на официальном сайте Московского Патриархата
- Житие // Минея-октябрь, изд. МП, с. 862-863:
- Полный Тропарион, Издательство "Троица", 2006, т. 1, с. 92.
[1] Житие на CD "Новый сводный иконописный подлинник", изд. Иконописной школы при Московской духовной академии.
[2] "Ещё Ключевский заметил, что «время кончины Саввы в житии не указано прямо. Позднейшие рукописные святцы и вслед за ними церковные историки помечают ее 1 окт. 1460 г.». Согласно Житию, Савва, умирая, поручил свой монастырь заботам «архиепископа Емилиана», т. е. архиепископа Евфимия I (1424-1429). Ключевский считал, что это ошибка: «...первое иноческое имя Евфимия I поставлено здесь вместо имени преемника его Евфимия II; позднейшие писцы и писатели часто смешивали этих епископов» (Ключевский. Древнерусские жития. С. 157). Однако точное воспроизведение имени архиепископа делает ошибку маловероятной. Поэтому можно сделать вывод, что кончина Саввы наступила не позднее 1429 года" (М. А. Федотова, А. Н. Трифонова. "Савва ... Вишерский" // Православная энциклопедия, т. 61, с. 14-19.