Обсуждение статьи "АТРА"

Олексій, гость Re: Атра - источники?
10.06.2012 02:10:41 в ответ на "Re: Атра - источники?" (Попов Алексей Александрович)

Если Вам нравится Ваша позиция – оставьте все как есть. Написание любой статьи в энциклопедии –это большая ответственность. У меня нет ни способностей ни такого дерзновения на то, что бы в одной-двух коротких фразах уместить сгусток всей эпохи или описать факты, события, возможные версии и, при этом оставаться объективным, отбросив все личные предпочтения. Вы дерзнули. Так оставайтесь в строю.

Напоследок, дам несколько замечаний:

Сначало, из общей кучи:

По данным дефтера 1487 г. в Трабзоне/Трапезунде насчитывалось около 82% христианского населения при общей численности 1450 домов, из которых 957 домов были `ромеями`, 186 армянскими, 49 итальянскими (45 генуэзских и всего 4 венецианских). Мусульманских же домов было 258 (почти 18%).//Р.М. Шукуров. Латиняне в сельской Мацуке (XIII-XV вв.) //

а) Выше, я давал цитату очевидца (А.Брайер) местонахождения старой церкви в долине заброшенного замка. Теперь, еще одна цитата, и это не история, а география:

«“Στην περιοχή της Χαλδίας υπήρχαν πολλά χωριά (η εκκλησιαστική επαρχία Χαλδίας αριθμούσε περισσότερες από 200 κοινότητες, πολλές από τις οποίες βρίσκονταν έξω από τον Πόντο), τα κυριότερα από τα οποία ήταν: η Χουτουρά (με 40 οικογένειες, όπου βρισκόταν και η σταυροπηγιακή μονή Αγ. Γεωργίου), η Άτρα (με 120 ελληνικές οικογένειες και περί τις 30 τουρκικές, με εκκλησία της Παναγίας και αστική σχολή, με 90 μαθητές, στην οποία δίδασκαν 3 δάσκαλοι), η Θέμπεδα (με 5 συνοικίες, 4 ελληνικές και 1 τουρκική• κατοικούνταν από 70 ελλην. οικογένειες και είχε ναό της Παναγίας και δημ. σχολείο με 40 μαθητές), η Τσολόχαινα (με 110 ελλην. οικογένειες και 40 τουρκικές, με 7τάξια αστική σχολή και ναό), η Χαβίανα (με 200 ελλην. οικογένειες και 90 τουρκικές, 4 ναούς, 7 ιερείς και 3τάξιο σχολείο με 60 μαθητές), η Κορκοτά (με 50 οικογένειες, ναό και δημ. σχολείο με 30 μαθητές), η Τσίτα (με 65 οικ., 2 ναούς και δημ. σχολείο), η Άδισα (με 100 οικ., 2 ναούς και δημ. σχολείο με 60 μαθητές). Άλλα χωριά της Χαλδίας ήταν η Αυλίανα και τα Φυτίανα (με 35 ελλην. οικογένειες), η Χάρχερα (με 60-70 οικ. ελληνικές και 30 τουρκ., 2τάξιο Ελληνικό σχολείο και παρθεναγωγείο, στα οποία δίδασκαν 3 δάσκαλοι και 2 δασκάλες και είχαν 100 μαθητές και μαθήτριες), η Χάκαξα, καθώς και μουσουλμανικά χωριά με ελληνικά ονόματα όπως τα: Χρυσουλή, Μαυραγγέλλ’, Ζερμούδα, Γόδονα, Σόρδα, Τσάχα, Μαναστήρ’, Σορόαινα κ.ά. Στην ίδια περιοχή βρισκόταν και η Άρδασα, έδρα της υποδιοικήσεως Τορούλ/Μεσοχαλδίου.”

См. http://www.kromnaioi.gr/pages/pontos_tour_poleis2.htm

в) Вы совершенно справедливо пишете, о том что “В средневековье в османском государстве перемещение христианского населения было возможно в основном принудительное” и “добровольно […] поехать за «синей птицей» - больно рискованное мероприятие”. Однако умалчиваете о том, что процесс “закрепощения крестьян”не зашел так далеко, как в ряде европейских стран, тем более в законе “собирать райятов, разбежавшихся из тимара”, который юридически закрепощал оседлое турецкое и нетурецкое население, содержалась оговорка, гласившая, что он не распространяется на беглых крестьян, покинувших места своего проживания более 15 лет назад. Также не подлежали возврату на свои прежние земельные участки крестьяне, прожившие в каком-либо городе более 20 лет. Крестьян же, обосновавшихся в Стамбуле, не переселяли обратно в любом случае, независимо от времени бегства с обрабатывавшихся ими земель. Эта черта процесса прикрепления крестьян Османской империи к земле отразилась в быстром росте многих ее городов в XVI.

г) Описанная вами sp3-гибридизация, должна относится не только `армянам`. Для этого дам три выдержки из статьи на тему

// см. Попов А. П. “Понтийские греки”. Studia Pontocaucasica. Краснодар, 1997 //

г.1) “В Понте греки проживали в непосредственной близости с лазами, территориальная близость, государственная и конфессиональная общность (в Римской и Трапезундской империях) и, возможно, общий культурный субстрат способствовали культурной нивелировке народов региона (греков, лазов, амшенских армян, турок и других). Проходили ассимиляционные процессы, миксация населения - все это привело к сбоям в этнической идентификации народов региона.”

г.2) “Сами жители турецкого Причерноморья - имеют более дифференцированное представление о своей этнической принадлежности и нередко - несколько идентичностей. Например грекоязычные мусульмане ила Трабзон (Турция) считают себя одновременно "греками" (rmlar) - по языку, "лазами" (lazlar) - региональная принадлежность, "турками" (tьrkler) - национальная принадлежность”.

г.3) “Ситуация двуязычия у понтийских греков может свидетельствовать о гетерогенности христианского населения Понта (христиане-тюрки, армяноязычные группы перешедшие в православие), а также о процессах дрейфа языка у этнических групп, проживавших долгое время по соседству (греки, туркмены, турки, армяне), и культурного ренессанса понтийских греков XIX - начала XX вв., сопровождавшегося распространением греческого языка в регионе.”

Наверное, по этому вопросу можно до бесконечности перетягивать одеяло. Тем более, что котел турецкого геноцида уравнял в правах на это понтийских греков, армян, ассирийцев и др.

д) О Мачоре (см. А.Брайер. Византийские памятники и топография Понта): “Yağlı Dere Kale, Nacarh (Mochora). Situation. In the hamlet of Nacarh (Νατζαράντων), at the confluence of the Yağlı Dere and a small stream coming from the north, between Avliya and Varelli-mahallesi, about 15 km northeast of Gümüşhane. A fort was reported at Sumatn, in the mountains south of Nacarh, but was not visited. Yağlı Dere castle stands about 1 km to the north of the confluence, on a spur about 200 m above the stream. The site is close to, or identical with, Μόχωρα, a place first mentioned in 1716, and could be the "Byzantine" castle noted by Kandilaptes at Γλουβένα.”

(*) Аналогия - имелись ввиду выходцы из “Польско-Литовского княжества” и рожденные на его территории после 1560 г, т.е. люди 35-40 летнего возраста.

P.S.: А насчет лояльности и оппозиции к центральной власти скажу следующее. Как мне кажется, именно чрезмерные спекуляции государства вопросом вероисповедания, использование его как признака этнической и политической принадлежности, а так же его политика “разделяй и влавствуй” привели к тому, что дети верных подданных империи на территории практически всей Малоазийской части Византии, не только не оказали достаточного сопротивления тюркским захватчикам (и это с учетом того, что сельджуки-огузы были достаточно немногочисленные по отношению к оседлому населению), но и со временем, ассимилировав пришельцев в плане материальной культуры, хозяйства и быта, переняли их язык, самоназвание и, что особенно важно, религию. Так что павликане, монофизиты и пр. – это цветочки на фоне свершившегося внутреннеполитического кризиса, приведшего к крушению византийской общности.

Ответить