ВЕНИАМИН (БЛАГОНРАВОВ)

Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Вениамин (Благонравов) (1825 - 1892), архиепископ Иркутский и Нерчинский

В миру Благонравов Василий Антонович, родился 20 января 1825 года в селе Тарадеи Шацкого уезда Тамбовской губернии (ныне Шацкий район Рязанской области) в семье священника [1].

В 1846 году окончил курс Тамбовской духовной семинарии и поступил студентом в Казанскую духовную академию. 27 августа 1849 года (на последнем курсе академии) был пострижен в монашество, а 9 октября того же года рукоположен во иеродиакона. В 1850 году окончил академию со степенью магистра, 31 октября определен бакалавром той же академии на кафедру церковной истории и 20 ноября рукоположен во иеромонаха. С 1852 года он продолжил служение в академии как помощник инспектора, будучи 28 ноября 1856 года возведен в сан архимандрита. 21 апреля 1857 года он стал её профессором, а 21 января 1858 года - инспектором. По отзыву историка Казанской духовной академии профессора Знаменского, о. Вениамин в академии отличался талантливостью, редкой любовью к занятиям науками и безукоризненным исполнением всех требований тогдашней строгой дисциплины.

Другие современники его сообщают, что он читал курс церковной истории так подробно, что студенты прозвали его «махиной в 1001 лист», находя в нем сходство с арабскими сказками «Тысячи и одной ночи». По отзывам, в его лекциях не видели ни строгой научной системы, ни логического порядка, но все они были пропитаны монашеским духом и главное внимание обращали на высоту подвигов восточных аскетов, на темы о нестяжательности монахов, о целомудрии, смирении и т. п. Общий взгляд архиеп. Вениамина на науку выражался словами, которые он часто говорил студентам: «Что вы, господа, все хотите рассудком исследовать? В примраке-то лучше и спокойнее...» Очевидно, этими словами он хотел предупредить студентов, что не все в мире может быть познано рассудочным путем и там, где тайна непостижима для разума, небезопасно освещать вопрос по своему личному разумению. Профессор Знаменский свидетельствует, что о. Вениамин носил в себе задатки настоящего ученого, но не имел времени предаться научной кабинетной работе.

Уже 22 апреля 1858 года он был назначен ректором во вновь открытой Томской духовной семинарии, где он должен был занятся устройством нового учреждения. С 23 августа 1861 года о. Вениамин был ректором Костромской духовной семинарии и настоятелем Богородицкого Игрицкого монастыря.

20 мая 1862 года был хиротонисан во епископа Селенгинского, викария Иркутской епархии и назначен начальником Забайкальской духовной миссии. С этих пор его деятельность была неотрывно связана с Сибирскими и Дальневосточными миссиями. Под руководством владыки Вениамина Забайкальская миссия вступила в новый блестящий период своей деятельности. Его шестилетние миссионерские труды здесь возбудили всеобщее сочувствие к миссии в Сибири и в европейской России. За это время он обратил к Православию 2000 язычников (бурят и тунгузов), несмотря на великие препятствия с разных сторон. Иной источник добавляет, что за это время он также крестил 4000 корейцев проживавших в районе Владивостока [2].

18 марта 1868 года владыка Вениамин был назначен епископом Камчатским. 4 июня 1868 года последова его вызов в Санкт-Петербург для присутствия в Святейшем Синоде. В 1870 году, продолжая трудиться на Дальнем Востоке, он открыл в Благовещенске новую духовную семинарию.

31 марта [3] 1873 года владыка стал епископом Иркутским. В течение 16 лет управления ей он обратил к православию до 30000 бурят. В память празднования полуторавекового юбилея существования Иркутской епархии архиепископ Вениамин подал мысль об учреждении миссионерского стана во имя святителя Иннокентия с церковью и училищем для бурят. Владыка также помогал Японской Православной миссии, предоставив ей пособие.

16 апреля 1878 года он был возведен в сан архиепископа, а в конце 1890 года избран почетным членом Московской духовной академии.

Архиепископ посвятил немало трудов исследованию вопроса о состоянии сибирского ламаизма и других верований инородцев. Его отчеты о деятельности сибирских миссий за разные годы представляли собой драгоценные церковно-исторические этюды, без которых невозможно обойтись при изучении состояния сибирской Церкви и сибирского ламаизма. Эти отчеты, а также и многие письма архипастыря содержали в себе лучшую научную разработку этого вопроса.

2 февраля 1892 года архиепископ Вениамин (Благонравов) скончался и был погребен в новом Иркутском Казанском кафедральном соборе, для скорейшей постройке которого он приложил немало сил, практически ежедневно бывая на строительнай площадке [4].

Награды

  • бриллиантовый крест на клобук (30 августа 1887).

Труды

  • Жизненные вопросы православной миссии в Сибири
  • Огласительное поучение готовящимся ко св. крещению язычникам
  • Письма Вениамина архиеп. Иркутского к Казанскому архиеп. Владимиру
  • Переписка архиеп. Вениамина с К.П. Победоносцевым
  • Труды православных миссий Восточной Сибири в 4-х частях
  • Ламское идолопоклонническое суеверие в Восточной Сибири
  • Положение христиан в бурятских обществах под начальством язычников
  • Обязанности русского государства по обращению иноверцев и раскольников к Православной Русской Церкви

Литература

  • Никольский, А., прот. Забайкальская духовная миссия (1681-1903), М., 1904, 46, 51, 69, 70.
  • Игнатьев, А. А., 50 лет в строю, М., 1953, 31.
  • Двадцатипятилетие епископского служения высокопреосв. Вениамина, архиеп. Иркутского и Нерчинского, Иркутск, 1888.
  • Памяти высокопреосв. Вениамина, архиеп. Иркутского и Нерчинского, Иркутск, 1892.
  • Булгаков, 1395, 1401.
  • Толстой, Ю., № 373.
  • Списки архиереев, № 372.
  • Строев, стб. 557, 874.
  • Юбилейный сборник, 580.
  • Летопись Е. А., 883.
  • Самарские епархиальные ведомости, 1879, № 15, 294-295; 1886, № 13, 261.
  • Церковные ведомости, 1903, № 50, 1966; 1918, № 19-20, 110.
  • Прибавление к Церковным ведомостям, 1891, № 41, 1427; 1892, № 7, 266-274.
  • Труды КДА, 1873, февр., 118-119.
  • Православный собеседник, 1874, янв., 64-70; 1897, март.-апр., 180, 186, 191; 1898, янв., 50; 1901, янв., 104; 1902, сент., 130; 1904, июль-авг., 229; 1905, июль-авг., 1, 2; 1915, май, 156-158.
  • Русский паломник, 1889, № 42, 497-499; 1893, № 27, 430.
  • Исторический вестник, 1882, окт., 20.
  • Церковный вестник, 1891, № 8, 113; № 26, 410; № 36, 572; № 37, 588; № 43, 684.
  • Известия Казанской епархии, 1870, № 3, 72; 1873, № 5, 151-154; № 6, 168-172; 1886, № 12, 290; № 13, 330 п/с; 1887, № 12, 285.
  • Христианское чтение, 1868, май, 728; 1874, июль, 566-572; 1875, июль, 531; 1891, март, 316.
  • Православное обозрение, 1873, т. III, 599, 603; 1874, т. III, 244-245; 1876, т. I, 586; 1877, март, 660-661; май, 531-532; 1878, янв., 313-314; 1886, сент., 616-619; 1887, янв.-апр., 213-214, 590-608.
  • Русский архив, кн. 1, № 2, 248; № 3, 399.
  • Красный архив, т. 39, 116.
  • Н. Д., 63, 76.
  • ЖПБ, т. I, 55, 57.
  • БЭЛ, т. III, 294-297; т. V, 1031; т. VIII, 232.
  • БЭС, т. I, 475, 955.
  • ЭС, т. I, 403.

Использованные материалы



[1]  Ректоры Костромской духовной семинарии (1747 - 1918) [окончание] // Альманах Светоч, № 3 - http://www.kocio.mrezha.ru/index.php/-qq/72--3

[2]  Анисимов, Л., «Православная миссия в Корее. К 90-летию основания», ЖМП, 1991, № 5, 56.

[3]  По Православной Богословской Энциклопедии - с 21 марта.

[4]  «Кафедральный собор во имя иконы Казанской Божьей Матери», История Иркутска: Архитектрура: Культовое зодчество Иркутска: Православные храмы, http://express.irkutsk.ru/history/arh/chirh/kafedr/sobor.htm

Редакция текста от: 18.10.2013 13:41:17

"ВЕНИАМИН (БЛАГОНРАВОВ)" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google