МАРК ЭФЕССКИЙ

Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Свт. Марк Евгеник, архиеп. Эфесский. Икона
Свт. Марк Евгеник, архиеп. Эфесский. Икона
Марк Евгеник (+ 1444/1457 [1]), архиепископ Эфесский, святитель

Память 19 января

В миру Мануил Евгеник, родился в семье диакона и сакеллария Софийского собора в Константинополе, мать его была дочерью врача. Родители будущего святителя принадлежали к числу самых уважаемых жителей Византийской столицы. В возрасте 13 лет Мануил осиротел. Тем не менее, ему удалось получить блестящее богословское образование.

Вскоре Мануил занял место отца в клире Константинополя, получил широкую известность как талантливый проповедник. В 1418 году он принял монашество с именем Марк в монастыре на острове Антигон. Обитель, однако, вскоре прекратила свое существование по причине турецкого нашествия, и Марк вновь оказался в Константинополе. Марк Евгеник стал монахом Манганского монастыря в столице Византии.

В 1437 году был рукоположен во епископа и поставлен на кафедру древнего Эфеса. Назначение это было титулярным: Эфес к тому времени давно находился под властью турок и церковная жизнь в нем прекратилась. Тем не менее, в Константинопольской Церкви митрополит Эфесский традиционно считался одной из ключевых фигур. Митрополит Марк вскоре после своего поставления должен был принять участие в Ферраро-Флорентийском соборе, обсуждавшем возможность воссоединения православных и римо-католиков. Византия погибла под натиском турок, и многие греки видели в объединении с Римом единственную возможность получить помощь в борьбе с наступающими османами. Выехавший в составе византийской делегации на собор в Италию митрополит Марк был не против восстановления церковного единства. Однако он считал, что оно достижимо лишь при условии устранения тех новшеств, которые ввели в Православное учение латиняне. Митрополит Марк надеялся убедить западных христиан в ошибочности учения о «Filioque», чистилище и проч.

Богословские прения на соборе не увенчались успехом - Рим не хотел отступать от своих новшеств даже после того, как Марк Эфесский убедительно доказал неправоту латинских богословов. Однако Римский папа Евгений IV настаивал на унии греков с Римом, не останавливаясь даже перед такими средствами, как шантаж и запугивание. Под нажимом понтифика византийская делегация капитулировала и подписала акт унии, признав над собой главенство папы. Один митрополит Марк протестовал против этого беззакония. Папа Евгений IV, не видя подписи Марка на акте соединения церквей, откровенно сказал: "Мы ничего не сделали".

Тайно удалившись из Флоренции, святой Марк ревностно убеждал жителей Константинополя отвергнуть нечестивое соглашение. Вскоре святитель стал свидетелем ее гибели, будучи среди тех, кто одной из главных причин постигшей Константинополь катастрофы считал отступничество от Православия и переход в унию. На смертном одре Марк умолял патриарха Константинопольского Геннадия продолжать борьбу с латинянами.

Скончался 23 июня 1444 или 1457 года [2].

Несколько лет спустя по кончине состоялось перенесение мощей святого. Вероятно именно с перенесением мощей связана память 19 января, которая впоследствии и закрепилась как основной день поминовения святителя Марка [3].

Прославлен в лике святителей в 1734 году при Константинопольском патриархе Серафиме I [4].

Святитель Марк Ефесский
Святитель Марк Ефесский

Молитвословия

Тропарь, глас 8

Правосла́вия наста́вниче, / но́вшеств противобо́рниче, / степе́нь ве́ры, / Це́ркве свети́льниче, / учи́телей Богодухнове́нная печа́те, / Ма́рко всему́дре, / писа́нии твои́ми вся́ просвети́л еси́, / цевни́це духо́вная, / моли́ Христа́ Бо́га // спасти́ся душа́м на́шим.

Кондак, глас 8

Богосло́вов Богому́драя писа́ния, / я́ко Богоглаго́льник и́стинен, прие́м в се́рдцы, / исхожде́ние Ду́ха Свята́го возвести́л еси́, я́ко до́лжно е́сть, приснохва́льне, / и всесвяты́й запечатле́л еси́ Симво́л, / сего́ ра́ди пое́м: // ра́дуйся, Ма́рко Богоглаго́ливе.

Ин кондак, глас 4

Прему́дрыми слове́с твои́х исплете́нии, всеблаже́нне, / вся́кая уста́ ху́льная загради́л еси́ / и ве́рныя Боговеща́нии просвети́л еси́ // чести́ Тро́ицу в то́ждестве естества́.

Труды

На русском языке издано:

  • Письмо монаху Исидору, вопросившему о пределах жизни. "Духовная беседа", 1872. № 33, с. 97-108.
  • Диалог между латинянином и греком о Символе веры. - Там же. 1858.
  • Ответ Иоанну Палеологу о слабой нравственности человека. Пер. Преосв. Арсения Иващенко. - "Странник", 1872, № 3:
  • Изъяснение о духовных обязанностях. - В кн.: "Писания святых отцов, относящиеся к истолкованию православного богослужения". Вып. 3. СПб.. 1857, с. 251-285.
  • Назидательные мысли [Пер. А. Норова. СПб, 1860].
  • Окружное послание к православным христианам [Пер. А. Норова. СПб, 1860].
  • Предсмертное завещание Георгию Схоларию (будущему Патриарху Константинопольскому Геннадию) [Пер. А. Норова. СПб, 1860].
  • Исповедание святейшего Митрополита Ефесского Марка Евгеника, произнесенное им при самой его кончине [Пер. А. Норова. СПб, 1860].
  • Энциклика папы православным. Пер. А. Норова. Париж. 1859. То же. СПб. 1860.
  • Исповедание дел в конце своей жизни. - Там же, с.65-67.
  • Проповеди и завещания Схоларию. - Там же, с. 45-59.

Литература с переизданием трудов:

  • Амвросий (Погодин), архим., Святой Марк Ефесский и Флорентийская уния, М.: «Посад», 1994 (репринт изд. Jordanville, N.Y., 1963).
  • Василий (Кривошеин), архиеп. Вероучительные документы Православной Церкви.

Доступно на интернете:

  • Изложение о том, каким образом он принял архиерейское достоинство, и разъяснение о соборе, бывшем во Флоренции:
  • О Воскресении:
    • http://aleteia.narod.ru/mark/resur.htm – опубл. по Православная мысль: Труды Православного Богословского Института в Париже, Париж, 1951, вып. 8, 147-154.
  • Слово папе Евгению IV:
  • О освящении Божественных Даров (или Божественные Дары освящаются молитвой (Епиклесис) и благословением священника):
  • Латинянин, или О прибавлении в Символе:
  • Исповедание правой веры, изложенное на соборе, бывшем с латинянами, во Флоренции:
  • Окружное послание против греколатинян и постановлений Флорентийского собора:
  • Десять аргументов показывающих, что не существует очистительного огня:
  • О сущности и энергии (Силлогические главы о различии божественной сущности и энергии, против ереси акиндинистов, содержит трактаты О сущности энергии, О Божественном Свете, О дарах благодати):
  • Послания (http://aleteia.narod.ru/mark/epist.htm – опубл. по архим. Амвросий (Погодин), 164-168):
    • К Георгию Схоларию, когда обнаружилось, что тот считает, что возможно сделать некое соглашение с латинянами.
    • К Георгию, пресвитеру Метонскому, против обрядов Римской Церкви.
    • К Константинопольскому патриарху Митрофану.
    • К настоятелю Ватопедского монастыря.
    • К иеромонаху Феофану на Евбейском острове.
    • К иеромонаху Феофану на Имврийском острове.
    • Отрывок из письма императору Иоанну Палеологу.

Иные труды

  • Силлогические главы против латинян - опубл. в архим. Амвросий (Погодин).
  • Сумма изречений о Святом Духе.

Литература

  • Амвросий (Погодин), архим., Святой Марк Ефесский и Флорентийская уния, М.: "Посад", 1994 (репринт изд. Jordanville, N.Y., 1963).

Использованные материалы



[1]  Оба варианта года кончины указаны в официальном календаре Русской Православной Церкви на 2015 год, http://calendar.rop.ru/svyat1/jan19-mark.html. См. подробнее разбор датировок ниже.

[2]  Первый год - по житию в "зелёной" Минее январь, М.: Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2002, т. 2, с. 132, http://files2.regentjob.ru/minea/jan2/jan2132.html и на греческом сайте Ορθόδοξος Συναξαριστής (Православный месяцеслов), http://www.saint.gr/1135/saint.aspx. Второй год - по житийной справке в календаре на портале Православие.Ru, http://days.pravoslavie.ru/Life/life256.htm. Житие на сайте официального календаря Русской Православной Церкви на 2015 год - http://calendar.rop.ru/svyat1/jan19-mark.html - приводит обе даты.

[3]  Так согласно греческому сайту Ορθόδοξος Συναξαριστής (Православный месяцеслов), http://www.saint.gr/1135/saint.aspx. Сайт придерживается датировки кончины 1444 годом, а перенесение мощей относит к 1456 году.

[4]  См. Соколовский Александр, "Святой Марк Эфесский - непобедимый Герой веры", портал Борисовского Воскресенского кафедрального собора, 22 января 2015, http://borisov-spas.by/sokolovskij-a-a/svyatoy-mark-efesskiy...tml и "Святой Марк Эфесский и Флорентийская уния", сайт издательства Русская идея, http://www.rusidea.org/?a=25020101

Редакция текста от: 13.12.2015 16:05:27

"МАРК ЭФЕССКИЙ" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google
Наши спонсоры: заполним бланки заявлений на вычеты