Ахтырский храм |
- Престол: Ахтырской иконы Божией Матери
- Адрес: Россия, 141350, Московская обл., Сергиево-Посадский район, с. Ахтырка
- Тел: (254) 3-75-46, 3-88-72
- На карте: Яндекс.Карта, Google-карта
В 1770-е годы в селе была построена деревянная церковь в честь Ахтырской иконы Божией Матери.
В 1823 году деревянную церковь сменило новое каменное здание, которое вошло в ансамбль вновь построенной усадьбы по проектам А. С. Кутепова. Кирпичная, частично оштукатуренная церковь строилась между 1821 и 1825 годами.
Храм был освящен 20 сентября 1825 года святителем Филаретом, митрополитом Московским.
В 1937 году закрыли церковь, после закрытия церковь стояла опечатанной, а в 1941 году была вскрыта и разграблена. Некоторое время храм использовался под овощехранилище, затем был заброшен. И в 60-х-70-х годах лишь руины церкви с растущими на крыше деревьями напоминали о былой красоте. Да и эти стены хотели снести, использовать на щебенку. Разрушение приостановилось когда художники из Абрамцева выпросили развалины для своих целей, а здание бывшей церковно-приходской школы было приобретено скульптором Тавасиевым. Вскоре в здании церкви он начал ваять статую героя башкирского народа, Салавата Юлаева, чья огромная фигура верхом на коне разместилась под куполом храма. Ныне памятник ныне стоит в Уфе на берегу реки Белой, а силуэт его украшает герб республики Башкоторстан.
Были люди, помнившие былую красоту Ахтырки и надеялись восстановить храм. Самым деятельным был Дмитрий Сергеевич Ганешин, благодаря активности которого было принято решение о реставрации церкви. Большую работу провели сотрудники Абрамцевского музея-заповедника во главе с директором И. А. Рыбаковым. Ими у вдовы Сергея Ивановича Матвеева, сына мирового судьи, были обнаружены несколько цветных слайдов начала XX века, на которых предстала дореволюционная Ахтырка. Начались реставрационные работы по восстановлению церкви. А в 1991 году по просьбе верующих села Ахтырка возрождающаяся церковь была передана им.
15 июля 1991 года в престольный праздник была совершена Божественная литургия. С 25 апреля 1992 года не прерываются еженедельные богослужения.
В храме хранятся частицы мощей некоторых святых, а также частицы их облачений.
При храме выпускается просветительский бюллетень "Воскресение".
Архитектура и убранство
Каменный Ахтырский храм принадлежит к выдающимся произведениям московского ампира. Кубический храм с апсидальпыми выступами алтаря и притвора, увенчанный купольной ротондой, выполнен в строгих формах дорического ордера. Колоннады боковых портиков сообщают ему торжественную монументальность, которой противопоставлена легкость силуэта стройной трехъярусной колокольни, соединенной с храмом крытым переходом.
В результате реставрации в конце XX века внутреннее убранство храма было восстановлено под стать внешнему. Внутреннее пространство храма, освещенное преимущественно рассеянным верхним светом, формируют мощные угловые пилоны и подпружные арки. В притворе помещался балкон хоров с точеной балюстрадой, поддерживаемый лепными кронштейнами. Полное изящества нарядное убранство интерьера с помощью ионических пилястр, лепнины и живописи в технике "гризайль" имеет много утрат. Стены, окрашенные под серый мрамор, ныне побелены. Украшавшие их картины, роспись купола итальянского письма и белый с золотом иконостас не сохранились. Последний в 1990-х годах, заменен новым, в два яруса икон современного письма.
Этот иконостас - дипломная работа выпускников иконописной школы при Московской духовной академии. Образцом деисисного чина послужил деисисный чин из Высоцкого Серпуховского монастыря, заказанный основателем монастыря преподобным Афанасием в Византии и хранящийся ныне в Третьяковской галерее. Ахтырская икона Божией Матери из иконостаса имеет оригинальную иконографию, по достоинству оценённую специалистами, о чем свидетельствует то, что она уже попала в состав нескольких альбомов икон и даже на их обложки.
Об усадьбе напоминают подъездная аллея с двухрядной липовой и еловой обсадкой и сильно одичавший пейзажный парк.
Настоятели
- Иоанн Сахаров (? - 1894)
- Сщмч. Василий Архангельский (1891 - 1929)
- Азария (Павлов) (1930 - 1937)
- Борис Можаев (с 1991)
Литература
- Воскресение (газета) №4, 1996.