Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15

СОКОЛОВ НИКОЛАЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ, СВЯЩЕННОМУЧЕНИК

Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Протоиерей Николай Александрович Соколов
Протоиерей Николай Александрович Соколов
Николай Александрович Соколов (1877 - 1937), протоиерей, священномученик.

Память 18 октября, в Соборах Московских святых, Новомучеников и исповедников Российских и в Бутовских новомучеников.

Родился 20 марта 1877 в селе Андреевское Можайского [1] уезда Московской губернии в семье пономаря.

Женился на Екатерине Ивановне, дочери священника Преображенской церкви села Крымского Иоанна Николаевича Митропольского. Дети: Сергей, Николай, Мария, Александр, Анна, Михаил (1890 - 1937), Иван.

В 1892 году поступил в Московскую духовную семинарию и по окончании семинарского курса в 1898 году был определен на должность учителя церковноприходской школы в селе Крымское Верейского уезда Московской губернии.

2 сентября 1899 года был рукоположен во священника епископом Дмитровским Нестором (Метаниевым) и определен к Преображенскому храму в селе Крымское. В том же году был назначен заведующим Крымской церковноприходской школой и законоучителем, а также преподавателем Закона Божия в земской школе того же села.

С 1902 по 1909 год был законоучителем в Якшинской земской школе, а с сентября 1909 года преподавал Закон Божий в земской школе в селе Наро-Осаново и состоял членом благочиннического совета третьего округа Рузского уезда.

С 1909 по 1915 год состоял членом Рузского отделения епархиального училищного совета.

В 1911 году был избран в правление Звенигородского духовного училища.

В 1924 году был возведен в сан протоиерея.

В 1930 году хозяйство священника было обложено большим сельскохозяйственным налогом, который уплатить отец Николай не смог. Лошадь и три коровы пришлось продать. В том же году его раскулачили, продав колхозу еще одну лошадь, две коровы и 20 пчелиных ульев.

В 1930-х годах был благочинным церквей Верейского и Можайского районов.

В 1931 году был арестован и находился в заключении под следствием в течение месяца, затем был отпущен.

Протоиерей Николай Александрович Соколов, тюремное фото, 1937 год
Протоиерей Николай Александрович Соколов, тюремное фото, 1937 год
11 октября 1937 году был вновь арестован и заключен сначала в тюрьму в Можайске, а затем в Таганскую тюрьму в Москве.

Первый допрос состоялся 13 октября. Следователь, расспросив отца Николая, с кем он поддерживает знакомства, стал обвинять его в контрреволюционной деятельности:

- Следствие располагает материалами, что вы являетесь членом контрреволюционной группы, состоящей из священников Верейского района Пушкинского, Прендковича, Юркова, Семенчука и других. Требуем дать правильные показания по существу?
- Хотя встречи у меня с этими священниками были, но членом контрреволюционной группы я не состоял и не знаю о существовании таковой.
- Следствие располагает материалами, что вы при встречах со священниками Пушкинским, Прендковичем, Юрковым, Семенчуком и другими вели контрреволюционные разговоры. Подтверждаете ли вы это?
- В своих беседах никаких контрреволюционных разговоров мы не вели. Наш разговор был официального порядка по вопросам чисто церковного характера.
- Вы говорите неверно. Следствием установлено, что вы в мае этого года вели разговор, что репрессии к духовенству несомненно ведутся из-за того, что перепись населения выявила нежелательные для власти явления, большой процент верующих, - вот поэтому в газетах подняли шум, что попы встрепенулись, а безбожники и комсомол спят и не ведут борьбы с религией...
- Этого я не помню, чтобы с моей стороны были сделаны такие разъяснения и не могу допустить мысли о том, чтобы я это мог сказать, так как сведений о результатах переписи по религиозному вопросу я не имею... Были случаи, когда я делился впечатлениями по вопросам раскрытия шпионских и вредительских групп, о чем сообщалось в газетах, но чтобы предавать им значение такое, как это поставлено в вопросе, категорически отрицаю...

На допросе, состоявшемся 16 октября, следователь пытался обвинить священника в том, что он проводит в местном совхозе "Дубки" антисоветскую деятельность. Но и это обвинение священник категорически отверг.

28 октября 1937 года тройкой НКВД приговорен к расстрелу.

Расстрелян 31 октября 1937 года на полигоне Бутово под Москвой и погребен в общей безвестной могиле.

В 1940 году супруга священника, ничего не знавшая о судьбе отца Николая, обратилась в органы НКВД с прошением пересмотреть дело. Помощник прокурора по спецделам, пересмотрев материалы следственного дела, составил заключение, в котором говорится: "...решение тройки... вынесено в соответствии с материалом в деле, мера наказания соответствует содеянному, поэтому жалобу оставить без удовлетворения".

Причислен к лику святых Новомучеников Российских постановлением Священного Синода 7 октября 2002 года для общецерковного почитания.

Из воспоминаний Юлия Юльевича Каммерер, племянника протоиерея Николая Соколова:

"Отец Николай до революции и после нее, вплоть до зловещего 1937 года был священником в селе Крымском Верейского уезда Московской области. В меру высокий, ширококостный, крепкий, с бородой и, как положено священнику, с длинными волосами. Спокойный, выдержанный, с доброй улыбкой на загорелом лице, он олицетворял и по внешности и по внутреннему содержанию сельского интеллигента того, дореволюционного времени. В нем удачно сочетались крестьянская основательность с высокой культурой. Отец Николай, как положено, справлял церковные службы (в этом ему помогал отец, наш дедушка Александр Ефимович Соколов), но не церковь кормила многочисленную семью. Он обрабатывал десять десятин церковной земли, имел крепкое крестьянское хозяйство: хороший просторный дом... лошадь, одну или две коровы, овец, свиней, гусей, кур, словом, весь набор деревенской живности. Хозяйство велось силами всей трудолюбивой семьи. Сам дядя Коля хорошо знал и любил землю, умел на ней работать. Верной спутницей и главной опорой в жизни была попадья - Екатерина Ивановна, очень деятельная и энергичная женщина, разделявшая с ним все заботы о семье и хозяйстве. Про Екатерину Ивановну никак не скажешь: попадья - величавая, раздобревшая белоручка; напротив, она, невысокая, подвижная, скорее худенькая, пятерых детей не только родила, но и вырастила, подняла. Пятеро детей, большое крестьянское хозяйство, а летом еще она принимала дачников (приезжали работники Гознака), за ними ухаживала, отдельно готовила (остальным такой стол был недоступен). И все на ней одной, трудилась, как каторжная, непостижимо, как со всем управлялась и когда только спала. Никаких капризов, недовольства: все прекрасно понимали, что каждый должен был делать в меру своих сил, а часто и сверх меры, иметь свои обязанности, и все пятеро, от старшего Коли до младшего Ванюшки, честно и безропотно несли свою трудную ношу. Уважительное отношение к труду они всосали с молоком матери; к работе, к трудностям они привыкли с детства, и все пятеро выросли честными, трудолюбивыми людьми".

Награды

  • набедренник (1904)
  • скуфья (1909)
  • камилавка (1915)
  • митра (1931)

Использованные материалы



[1]  по fond.ru - Рузского

Редакция текста от: 07.04.2021 07:37:15

"СОКОЛОВ НИКОЛАЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ, СВЯЩЕННОМУЧЕНИК" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google