СПАССКИЙ АНАТОЛИЙ АЛЕКСЕЕВИЧ

Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Профессор Спасский А.А.
Профессор Спасский А.А.
Спасский Анатолий Алексеевич (1866-1916), профессор Московской Духовной Академии по кафедре Истории Древней церкви, ученик и преемник по кафедре знаменитого А.П.Лебедева, доктор церковной истории, Действительный статский советник.

Родился 10 марта 1866 года в с. Подкубенское Вологодской губернии в семье священника.

В 1880 году окончил Вологодское духовное училище по I разряду [1], в 1886 году - Вологодскую Духовную семинарию первым студентом [2], а в 1890 году - Московскую Духовную Академию. 19 июня 1890 года утвержден в степени кандидата богословия и оставлен профессорским стипендиатом при Академии.

19 июля 1891 года приказом Обер-Прокурора Св. Синода назначен на должность преподавателя в Подольскую Духовную Семинарию по кафедре философских наук.

17 августа 1893 года назначен Советом Московской Духовной Академии исполняющим обязанности доцента по кафедре новой гражданской истории.

14 января 1896 года переведен на кафедру общей церковной истории Академии.

30 января 1896 года утвержден в степени магистра богословия по представлению магистерской диссертации «Историческая судьба сочинений Аполлинария Лаодикийского с кратким предварительным очерком его жизни» (Сергиев Посад, 1895).

16 марта 1896 года назначен Советом Московской Духовной Академии на должность доцента по кафедре общей церковной истории.

25 августа 1896 года по должности доцента утвержден Высочайшим приказом по гражданскому ведомству в чине Надворного Советника со старшинством с 16 марта 1896 года.

13 сентября 1896 года назначен Советом Московской духовной академии на должность лектора английского языка.

Проф. Спасский А.А. (крайний справа) со студентами
Проф. Спасский А.А. (крайний справа) со студентами
1 декабря 1897 года назначен экстраординарным профессором академии по кафедре общей церковной истории.

6 мая 1898 года награжден орденом св. Станислава 3 степени.

29 октября 1898 года Советом академии назначен редактором академического журнала "Богословский Вестник".

5 мая 1901 года по должности экстраординарного профессора утвержден Высочайшим приказом по гражданскому ведомству в чине Коллежского Советника со старшинством с 1 декабря 1897 года.

6 мая 1902 года награжден орденом Св. Анны 3 степени.

15 июня 1902 года произведен за выслугу лет Высочайшим приказом по гражданскому ведомству в чин Статского Советника со старшинством с 1 декабря 1901 года.

6 мая 1902 года награжден орденом Св. Станислава 2 степени.

22 марта 1903 года уволен с должности редактора "Богословского Вестника".

12 апреля 1907 года утвержден в ученой степени доктора церковной истории. Докторская диссертация "История догматических движений в эпоху вселенских соборов (в связи с философскими учениями того времени) т. I. Тринитарный вопрос. История учения о Св. Троице." (Сергиев Посад, 1906). С того же дня назначен ординарным профессором Академии.

6 мая 1909 года награжден орденом Св. Анны 2 степени.

26 октября 1910 года избран Советом Академии председателем библиотечной комиссии на пятилетний срок (до 15 сентября 1915 года).

6 мая 1912 года награжден орденом Св. Владимира 4 степени.

6 мая 1915 года произведен в чин Действительного Статского Советника.

31 октября 1915 года уволен по болезни на пенсию.

Женат на дочери священника – Екатерине Николаевне, урожденной Воскресенской. Их дети:

  • Алексей (1 мая 1896 г. - 4 сентября 1937 г. н. ст.);
  • Николай (17 июня 1898 г. - 8 марта 1971 г. н. ст.);
  • Сергей (3 декабря 1899 г. - январь 1965 г. н. ст.);
  • Людмила (31 мая 1903 г. - 15 февраля 1980 г. н. ст.).

8 августа 1916 года Анатолий Алексеевич Спасский скончался после тяжелой болезни и похоронен на академическом кладбище. К настоящему времени могилы не сохранилось.

Труды

  • Отношение пророков к обрядовому закону Моисея (Чтения в обществе любителей духовного просвещения, 1889, март);
  • Гус и Виклеф (Чтения в обществе любителей духовного просвещения, 1890, июль);
  • Св. Иустин мученик и синоптические Евангелия (Православное обозрение, 1889, июль - август);
  • Новейший византизм и его значение: Пробная лекция (Богословский вестник. 1894. Т. 2. № 4. С. 34-62);
  • Историческая судьба сочинений Аполлинария Лаодикийского с кратким предварительным очерком его жизни (Сергиев Посад, 1895, магистерская диссертация);
  • Английское издание "Церковной истории" Сократа [Рец. на:] Socrates ecclesiastical history… . 2-d ed. Oxford, 1893 (Богословский вестник. 1895. Т. 1. № 1. С. 153-165);
  • Суждения современной протестантской церковно-исторической науки об Аполлинарии Лаодикийском и его значение в истории догматики (Сергиев Посад, 1896);
  • Новое сообщение из Афин по старокатолическому вопросу (Богословский вестник. 1896. Т. 2. № 5. С. 317-321);
  • Филоксен Иерапольский. (По поводу издания некоторых его сочинений) (Богословский вестник. 1896. Т. 4. № 10. С. 144-159);
  • Памяти профессора И.Н.Корсунского (+ 10 декабря 1899) (Богословский вестник. 1900. Т. 1. № 1. С. 120-137);
  • Сирохалдейские несториане и присоединение их к православной церкви (Богословский Вестник, 1898. Т. 2. № 5. С. 202-243);
  • Кому принадлежат IV и V книги св. Василия Великого против Евномия Библиографическая справка. (Богословский Вестник, 1900, Т. 3. № 9. С. 79-106.);
  • Из архива А.В.Горского. Эпизод из истории описания славянских рукописей Моск.Синод.б-ки (Богословский вестник. 1900. Т. 3. № 11. С. 475-515);
  • Обзор журналов: Статьи по древней и общей церковной истории (Богословский вестник. 1901. Т. 2. № 7-8. С. 609-625, Т. 3. № 9. С. 178-203);
  • О новом издании творений св. Афанасия Александрийскаго в русском переводе. (Богословский Вестник, 1901, Т.3, № 11. С. 567-581);
  • Значение Византии в истории западноевропейской цивилизации [Рец.на:] Harrison Fr. Byzantine history in the early middle ages. London, 1900 (Богословский вестник. 1902. Т. 1. № 4. С. 808-836.);
  • Вопрос о подлинности правил Сардикийского собора (343 г.) в современной западной литературе (Богословский вестник. 1902. Т. 2. № 6. С. 345-383);
  • Из текущей журналистики. Вопрос о монашестве: Кто подменил тему? Литературные приемы редакции Душеп.чт. (Богословский вестник. 1903. Т. 1. № 1. С. 172-180);
  • Первая лекция по кафедре общей церковной истории (в марте 1896 г. об архиеп. Филарете Гумилевском, прот. А.В.Горском и проф. А.П.Лебедеве, как преподавателях церковной истории) (Богословский вестник. 1903. Т. 1. № 2. С. 278-296);
  • Преосв. Арсений, епископ Кирилловский, и его труды в области византинологии. (Византийский Временник, 1903, № 10);
  • Оценка ученой деятельности Арсения (Иващенко). (Византийский Временник, 1903);
  • Обращение императора Константина Великого в христианство. Актовая речь (Богословский вестник. 1904. Т. 3. № 12. С. 627-664, 1905. Т. 1. № 1. С. 60-96; № 2. Поправка (маленький листок));
  • Памяти высокопреосв. Сергия (Спасского), архиеп. Владимирского, + 20 ноября 1904 г. (Богословский вестник. 1905. Т. 1. № 1. С. 216-224);
  • Обращение императора Константина Великого в христианство (Сергиев Посад, 1905);
  • Из новых открытий в области древней церковной истории (Богословский вестник. 1905. Т. 3. № 11. С. 394-411);
  • История догматических движений в эпоху вселенских соборов. Т. I. Тринитарный вопрос" (ib., 1906);
  • К вопросу о начале нового периода во всеобщей истории. Вступит. лекция по кафедре новой гражд. истории в 1893 г. (Богословский вестник. 1905ю Т.3. №10. С.266-293; 1906. Т. 3. № 11. С. 503-528);
  • Начальная стадия арианских движений и первый вселенский собор в Никее (Богословский вестник. 1906. Т. 3. № 12. С. 577-630);
  • Вера в демонов в древней церкви и борьба с ними. (Богословский Вестник, 1907, т.2, №6, 357–391);
  • Незаслуженный упрек. (По поводу заметки проф. А.П.Лебедева о кн.: История догматических движений в эпоху вселенских соборов. Т. 1. Серг. П., 1906 (Православный собеседник) (Богословский вестник. 1907. Т. 3. № 11. С. 623-626);
  • Пахомий и Феодор, первые основатели киновитского подвижничества по греческим и коптским сказаниям. (Критические наброски) (Богословский Вестник, 1908, т.1, №1, 53–80, №2, 287–308);
  • [Рец.на:] Болотов В.В. Лекции по истории Древней Церкви / Под ред. А.Бриллиантова :
  • Речи при погребении проф. А.П.Лебедева (Богословский вестник. 1908. Т. 2. № 7/8. С. 598-604);
  • Профессор А.П. Лебедев. (Учено-литературная деятельность его, заслуженная в области церковно-исторической науки. Характеристика его личности как профессора и человека). (Сергиев Посад: Тип. Свято-Троиц. Сергиевой Лавры, 1908. — 98 с.);
  • Общедоступные лекции по истории западноевропейского Средневековья (под псевдонимом А. Сотерский) (Богословский вест­ник, 1910, N 2-12)
  • [Рец.на:] Функ Ф.К. История христианской церкви от времен апостольских до нашего времени / Пер., изм., дополн. и предисл. проф. П.В.Гидулянова (Богословский вестник. 1911. Т. 1. № 3. С. 616-619);
  • Учение каппадокийцев о единстве Лиц Святой Троицы (Вера и разум. 1911. №13. С. 303—305);
  • Что написано пером, того не вырубишь и топором. Короткий ответ на два длинных обвинения (по поводу статей: Введенский А.И. Против очевидности и мимо запросов жизни; Никон [Рождественский], архим. Нужно читать, как написано (Душеполезное чтение);
  • Лекции по древней церковной истории. (М., 1911);
  • Эллинизм и христианство. История литературно-религиозной полемики между эллинизмом и христианством в раннейший период христианской истории (150-254) (Сергиев Посад, 1913).

Использованные материалы



[1]  "Разрядный список учеников Вологодского духовного училища, после испытаний, проведённых летом 1880 года", Вологодские епархиальные ведомости, 1880, № 16, с. 210.

[2]  "Разрядный список студентов Вологодской духовной семинарии, после испытаний, проведённых летом 1886 года", Вологодские епархиальные ведомости, 1886, № 14, с. 177.

Редакция текста от: 01.02.2015 16:22:32

"СПАССКИЙ АНАТОЛИЙ АЛЕКСЕЕВИЧ" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google