ГАМАЛИИЛ ПРАВЕДНЫЙ

Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Гамалиил (+ ок. 50), еврейский законоучитель, фарисей, праведный

Память 2 августа

Гамалиил является единственным христианским святым, упомянутым в Новом Завете (Деян. 5, 34), который также обладает авторитетом в иудаизме.

Согласно раввинистическому преданию [1], Гамалиил был сыном Симона и внуком фарисейского учителя Гиллеля, а также их преемником в сане «наси» (букв. князь). Кроме сына по имени Авив, наследовавшего сан Гамалиила и бывшего одним из вождей восстания против Рима, упоминается также дочь Гамалиила, которую он выдал замуж за священника Симона бен Натаниеля [2].

Во второй трети I в. до н.э. Гамалиил, будучи членом (затем председателем) Великого иерусалимского синедриона, получил звание «газакен» (евр. старец). Гамалиил первым из евр. учителей удостоился титула «раббан» (арам. наш учитель), который в то время носили только представители высшего религиозного совета. Имя Гамалиила редко упоминается в Галахе, поскольку школа Гиллеля, главой которой после смерти деда стал Гамалиил, представляла умеренное направление раввинистического богословия и обычно выступала в диспутах с более радикальной школой Шаммая как замкнутая коллегия [3]. Еврейская традиция, вероятно, содержит немало изречений Гиллеля, ошибочно приписываемых его внуку.

Гамалиил был автором многих законодательных положений в Талмуде о «благоустройстве мира» [4]. Как глава синедриона, он написал три послания, [5]: два посвящены вопросу о десятине, в третьем, адресованном евреям диаспоры, сообщалось о необходимости сделать год високосным путем прибавления 13-го месяца. Гамалиил разрешил женщинам повторно выходить замуж, если у них имеется одно свидетельство о смерти мужа [6], он приказал уничтожить Таргум к Книге Иова [7], потому что, согласно учению раввинов, таргум в отличие от Торы и Мишны должно проповедовать только устно [8]. Из рассказов Талмуда [9] известно, что к нему обращались с вопросами ритуального характера «царь и царица», т. е. Ирод Агриппа I и его жена Кипра.

Одно древнее предание в Талмуде характеризует значение Гамалиила следующими словами: «Когда Гамалиил скончался, вместе с ним исчезло уважение к Торе, и перестали существовать чистота и воздержание» [10].

Апостол Павел также был его учеником и принадлежал к его школе (Деян. 22, 3). В Новом Завете образ Гамалиила согласуется со свидетельствами об учении фарисеев у Иосифа Флавия [11]. В книге Деяний св. апостолов Гамалиил именуется «законоучителем, уважаемым всем народом» (Деян. 5, 34), и говорится о том, что он выступил с речью в синедрионе в защиту апостолов, которым угрожала смерть (Деян. 5, 33-40). В его речи содержится исторический анахронизм: Гамалиил упоминает восстание Февды (Деян 5, 36-37), которое произошло ок. 45 г. н.э., т.е. спустя 10 лет после суда над апостолами [12]. Данные евангельских и античных источников о ведущей роли партии саддукеев и первосвященников в синедрионе во времена земной жизни Иисуса Христа (Мф. 26, 57; Мк. 14, 53; Лк. 22, 66; Ин. 18, 13-14; Ios. Flav. Contr. Ap. 2. 23; Antiq. XIV 5. 4) свидетельствуют о невозможности участия Гамалиила в суде над Иисусом Христом.

Согласно церковному преданию, в конце жизни Гамалиил принял крещение вместе с сыном Авивом [13] и благодаря ему были обретены мощи первомученика Стефана [14]. По преданию, около 415 года Гамалиил явился во сне пресв. Лукиану и повелел откопать останки св. первомч. Стефана, которого он похоронил на своем семейном участке в сел. Гамла вместе с останками прав. Никодима, приходившего ночью тайно к Иисусу, и сына Авива (Ин. 3, 1-21). По этой причине память Гамалиила отмечается в день обретения мощей праведных Никодима и Авива. В Римском Мартирологе память Гамалиила отмечается 3 августа. Лукиан описывает Гамалиила как «мужа преклонных лет, высокого роста, с приятным лицом, длинной бородой, в белом одеянии, вышитом золотыми крестами» [15].

Литература

  • Sadowsky S. Rabban Gamaliel Ben Simeon. N. Y., 1941;
  • Spadafora F. Gamaliele // BiblSS. Vol. 6. Col. 22-23;
  • Trumbower J. A. The Historical Jesus and the Speech of Gamaliel (Acts 5. 35-9) // NTS. 1993. Vol. 39. P. 500-517;
  • Chilton B. Gamaliel // ABD. Vol. 2. P. 904-906;
  • Лимор О. Христ. святость и евр. авторитет // Вестн. Еврейского ун-та. 1999. № 2. С. 181-215.

Использованные материалы



[1]  Шаббат. 15 а

[2]  Авода Зара. 3. 10

[3]  ср.: Авот. 1. 2

[4]  евр. тиккун га-олам - Гиттин. 4. 1-3; ср.: Иевамот. 16. 7; Рош Ха Шана. 2. 3

[5]  Санхедрин. 18d; Маасрот. 56с

[6]  Иевамот 16. 7

[7]  Шаббат. 115а

[8]  Мегилла. 4. 4

[9]  Песахим. 88b

[10]  Сота. 9. 17

[11]  Ios. Flav. Antiq. XIII 5. 9; De bell. II 8. 14

[12]  Ios. Flav. Antiq. XX 5. 1-2

[13]  Schürer Е. The History of the Jewish People in the Age of Jesus Christ (175 B. C.- A. D. 135): [Transl. from Germ.] Edinb., 1979. P. 368

[14]  BHG, N 1648-1653; BHL, N 7848-7856; Epistula Luciani ad omnem ecclesiam // PL. 41. Col. 807-818; ЖСв. Авг. С. 29-38

[15]  Epistula Luciani // PL. 41. Col. 809

Редакция текста от: 24.08.2014 17:44:28

"ГАМАЛИИЛ ПРАВЕДНЫЙ" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google