Прп. Олимпиада Арзамасская |
Память 6 августа (РПЦЗ [2]), 7 августа (Киев.), 2 сентября (обретение мощей, Киев.) и в Соборе Киевских святых
В миру Ольга Васильевна Стригалёва, родилась 29 июня 1771 года в городе Костроме в семье благочестивых и именитых родителей из древнего купеческого рода - Василия и Параскевы Стригалёвых. Род Стригалевых отличался любовью к Отечеству и благотворительностью на пользу Церкви и общества. Получила хорошее образование и, как всех представителей семьи, ее ожидало светское будущее. Но воспитанная в благочестии и твердой вере, она в своем сердце возымела твердое намерение посвятить себя Богу. Как и многие подвижники не могла об этом сказать своим родителям и вынуждена была скрывать от них свое стремление. Тайно от всех домашних она со своей сестрой Феклой Васильевной долгие ночи проводила в молитвах. После замужества сестры стремление Ольги Васильевны посвятить себя Богу еще более укрепилось. За советом она обратилась к настоятельнице Арзамасской Алексеевской женской общины схимонахине Марфе (Протасьевой), которая также происходила из старинного и знатного рода. Мать Марфа, преданная ученица преподобного Феодора Санаксарского которая в своё время тайно ушла из отцовского дома, укрепила юную подвижницу. Преодолев колебания, Ольга решилась тайно уйти из дома.
В Арзамасской обители
Покинув родительский дом, пришла в Арзамасскую Алексеевскую общину. Настоятельница с радостью приняла её и оставила под видом странницы, одев в самое простое платье. Но вскоре распространился слух, что Василий Иванович разыскивает свою дочь. Схимонахиня Марфа стала просить Ольгу Васильевну отправиться вместе с ней к родителям. Радостными слезами и полными любви упреками встретили Ольгу Васильевну родители. Родители настаивали, чтобы она тотчас оделась в приличное платье, потому что они не могли видеть её в таком рубище, и чтобы она, забыв о монастыре, осталась в родном доме. Но Ольга Васильевна с твердостью возразила, что, посвятив себя Богу, никогда не изменит своего намерения, и что простое платье для неё приятнее пышных светских нарядов. В течение восьмимесячного пребывания в доме родителей, Ольга Васильевна не снимала свое одеяние, пребывала в непрестанных молитвах днем и ночью, строго постилась и всегда посещала храм Божий. Родители за это время совершенно убедились в непреклонном решении дочери посвятить себя Господу Богу. И тогда по отеческому благословению 17 марта 1793 года, на 20 году от рождения, Ольга Васильевна приехала в Алексеевскую обитель.
Здесь она стала духовным чадом и сподвижницей настоятельницы. 17 марта 1795 года через отца Адриана, "тайно от человек, но явно Богу," приняла иноческий образ и была наречена Олимпиадой. Через несколько лет ее постригли в схиму с тем же именем. Наставница передала ученице приверженность к преподобному Феодору Санаксарскому. С годами мать Олимпиада сделалась примером для сестер и приобрела их доверие.
Под руководством схимонахини Марфы ревностно проходила разные обительские послушания. Основными послушаниями сестер Алексеевской общины в то время являлись различные рукоделия, прежде всего золотое шитье. Занимались они также и выделыванием и чернением сукна, шитьем иноческих облачений, изготовлением обуви, вязанием чулок и другими ремеслами, что составляло основной доход для совместного общежития. К черной работе относились различные труды по хозяйству: при трапезной, в хлебопекарне, квасоварне, на скотном дворе или на огородах.
Родители Ольги Василий и Параскева Стригалевы впоследствии неоднократно посещали свою дочь и многое сделали для Алексеевской обители, внося обильные пожертвования.
Икона "Прп. Олимпиада Арзамасская" с частицей мощей |
Настоятельница
В 1813 году, по кончине матери Марфы, была единодушно избрана сестрами начальницей общины. Со слезами мать Олимпиада просила оставить её простой сестрой и сестры обители пошли ей навстречу, избрав настоятельницей сестру Матрону. Но матушка Матрона вскоре заболела и через шесть недель скончалась. Тогда молитвами сестер монахиня Олимпиада покорилась воле Божией. В том году обитель получила самостоятельность от Арзамасского Никольского монастыря, в связи с чем мать Олимпиада стала первой настоятельницей утвержденной резолюцией епископа [3] и Высочайшим указом.
После избрания в должность сочла долгом побывать в Санаксарской обители и просить на могиле отца Феодора его святых молитв в помощь себе. Став четвертой начальницей, но первой самостоятельной настоятельницей общины, стала главной устроительницей порядка духовной и подвижнической жизни во вверенной ей обители. Управляя общиною на протяжении 15 лет, схимонахиня Олимпиада заслужила уважение всего города, любовь и неограниченную преданность сестер. Пребывая в должности настоятельницы, не изменила своего правила совершенного нестяжания и воздержания. Под ее управлением община не только цвела внутренней духовной жизнью своих обитательниц, но и с внешней стороны благоустраивалась.
Внешнее благоустроение обители
В её настоятельство был перестроен и украшен великолепный Вознесенский храм с приделом Казанской иконы Божией Матери, 1777-1787 годов постройки. Мать Олимпиада не только сама подготовила план перестройки церкви, распорядилась заранее приготовить все необходимые материалы, но и непосредственно руководила работами. Своим личным примером, несмотря на слабость сил и здоровья, матушка побудила сестер к помощи в строительстве. Пока рабочие отдыхали, сестры носили песок, кирпич, воду, и строители получали уже готовый материал, что значительно ускоряло работу по возведению храма. Получив 6 июня 1821 года разрешение на строительство, 9 июня приступили к работам, а уже 28 августа богослужение было перенесено в обширный, новоосвященный Вознесенский храм. Со временем в храме, благодаря усердию благотворителей и почитателей матери Олимпиады, помимо главного престола было устроено семь приделов. Усердием настоятельницы на главный иконостас были помещены несколько икон в серебряных ризах, подаренных ею; для общины ей были приобретены часть Животворящего древа Креста Господня и 35 частиц мощей святых.
Усердием матушки в обители также были построены три каменных корпуса, один из которых, предназначавшийся для золотошвейной мастерской, был сооружен отцом настоятельницы Василием Ивановичем Стригалёвым. Она же возвела больничный корпус с церковью, большую часть крепостных стен, деревянную мельницу и колодец с водопроводной машиной, а также приобрела несколько участков земли для огородов. Из уважения к матушке Олимпиаде многие благотворители сами предлагали средства на нужды общины, на украшение храмов, возведение общинных построек.
Духовное руководство
От Бога обладая даром слова и убеждения, сочиняла наставления сестрам и произносила их так, словно читала по книгам. Иногда, по немощи не выходя из кельи, матушка Олимпиада писала назидания своим духовным чадам, и эти поучения читались во время трапезы, питая душу насельниц небесным хлебом. Имела прекрасную память: знала многие молитвы, читала наизусть Псалтырь, отрывки из Священного Писания. Часто обращалась за духовным подкреплением к книгам святителя Димитрия Ростовского, во имя которого был устроен придел в Вознесенском храме обители.
Жизнь матушки Олимпиады была построена на основах евангельской любви к Богу и ближним, и чем выше становилось ее положение, тем смиреннее становилась она пред Господом, особенно в годы настоятельства. К управлению общины никогда не приглашались начальницы со стороны, они избирались из среды сестер обители, здесь воспитывались и духовно возростали под руководством опытных наставниц. Мать Олимпиада стала духовной матерью для двух последующих начальниц Алексеевской общины, одной из которых была Марфа (Пирожникова). Благодаря её примеру и руководству, лютеранка Тереза Вильронд приняла Православие, поступила в обитель и сделалась подвижницей под именем Варвары. Наиболее знаменитым из духовных чад её стал наместник Троице-Сергиевой Лавры преподобный архимандрит Антоний (Медведев). Она во многом определила его выбор жизненного пути, приучала к иноческим подвигам, во многом способствовала формированию человеческих качеств, стала примером духовной жизни и способности отрекаться от мирских благ ради высокого предназначения служения Богу. Долгое время он находился под её непосредственным духовным руководством, на протяжении всей жизни он пользовался её советами, часто бывал и щедро благотворил Алексеевской обители.
Кончина в Киеве
Всю свою жизнь имела желание посетить и поклониться преподобным отцам Печерским. В 1827 году, после видения преподобных Антония и Феодосия, явившихся ей во сне, стала просить епископа Нижегородского Афанасия (Протопопова) отпустить ее в Киев. Однако в тот год ей не было дано благословение на оставление Алексеевской общины. Между тем ей по-прежнему в сонных видениях неоднократно являлись преподобные Антоний и Феодосии, которые говорили ей: "Мы тебя от себя не отпустим." Только после нескольких настойчивых просьб владыка в 1828 году уволил её, разрешив осуществить намерение.
К этому времени была настолько больна, что сестры опасались за её жизнь. Тем не менее, 14 июня 1828 года она отправилась в Киев, причем сестры после последней молитвы в церкви перед иконой Божией Матери "Утоли мои печали" на руках перенесли её в дорожный экипаж. 9 июля 1828 года прибыла в мать городов русских; 10 числа молилась в Великой Церкви Лавры за всенощным бдением; 11 числа в день своего ангела [4] также была на службе и причастилась Святых Христовых Тайн, а также посетила Ближние Пещеры и поклонилась преподобным отцам Печерским. Пребывая в Киеве в тяжелой болезни, старалась бывать в храме и причащаться Святых Тайн, в чем получала подкрепление и силы. Многие духовные чада, путешествуя по стране и зная, что матушка находится в Киеве, часто посещали ея и оказывали посильную помощь.
В Киево-Печерской Лавре не позволялось монашествующим исправлять какие-либо требы, но по благословению митрополита Киевского Евгения лаврский иеромонах Логгин, духовник матушки Олимпиады, сам причастил ее, соборовал и прочитал над умирающей отходную для упокоения души. Едва батюшка вышел из покоев больной, она без малейшего страдания, взирая угасающим взором на образ Спасителя, отошла ко Господу. Случилось это 6 августа 1828 года в 9 часов вечера.
Никого из умерших женского пола не хоронили в Лавре, даже монахов самой Лавры отвозили в Китаевскую пустынь, но по благословению митрополита Евгения отпевание и погребение совершалось в Лавре, причем митрополит распорядился похоронить матушку на Дальних Пещерах. Вынос тела и отпевание монашеское производилось лаврским духовенством по древней киевской традиции в руки почившей вложили кипарисовый крест. Погребена она была возле церкви Рождества Богородицы.
После матери Олимпиады осталось предсмертное духовное завещание сестрам, где она написала: "Святой Алексий, человек Божий, известный хранитель наш, молитвами отца и наставника нашего и основателя сего святого места, отца Феодора, да наставит вас к хранению святых преданий общежительных правил, да славится и в вас имя Божие навсегда." В завещании она заповедала именем Божиим хранить залог веры Христианской, быть непоколебимыми в исповедании Греко-Росийской Церкви, читать Божественное Писание, храниться ересей и расколов, соблюдать келейное правило как очистилище ежедневных грехов.
Почитание
Со временем тщанием благотворителя Алексеевской общины купца Киселева на могиле матери Олимпиады была установлена ограда и чугунная надгробная плита с надписью, в тексте которой кратко отображена вся её жизнь.
В ночь на 15 сентября 1999 года состоялось обретение её мощей по благословению архиепископа Вышгородского Павла (Лебедя). Впоследствии гробница с её святыми мощами была на время помещена в храме Киевского Введенского мужского монастыря. Есть свидетельства об исцелениях по молитвам у святых мощей схимонахини Олимпиады.
8 мая 2008 года Священный Синод Украинской Православной Церкви благословил её местное почитание в Киевской епархии в лике преподобных, установив память в день преставления [5].
Труды
Сохранился сборник наставлений схимонахини Олимпиады, ее письма к духовным чадам и родственникам. Также сохранилось её "Духовное завещание" сестрам, более чем на 14 листах.
Молитвословия
Тропарь, глас 4
Любовь Христову паче любвé отéческия возлюбивше,/ и к Томý потéкше, иноческим образом украсилася еси./ Великою схимою облéкшеся,/ к собору отцéв Печéрских сопречтенá была еси./ Моли милостиваго Владыку/ преподобная наша мати Олимпиáдо,/ да и мы в любви Христовей ходити будем.
Использованные материалы
- "Житие преподобной Олимпиады (Стригалевой)," официальный сайт Украинской Православной Церкви, 5 ноября 2008:
- "Святая преподобная мати Олимпиада" // Сайт Киевского Введенского мужского монастыря
- "Олимпиада Арзамасская и Киевская (Стригалева), прп. - житие," страница Каталога икон на сайте PravIcon.com:
[1] В некоторых архивных источниках фамилия указывается как Стриганова.
[2] «Преподобная Олимпiады Арзамасскiя (1828)» // Троицкїй Православный Русскїй Календарь на 2019 г. - Свято-Троїцкий Монастырь. Тѵпографїѧ Пр. Іωва Почаевскагω въ Джорданвиллѣ, 2018, - https://snrocmqc.orthodoxws.com/files/August-2019.pdf
[3] Указ Нижегородской консистории от 13 августа 1813 г. за № 1915.
[4] Вероятно имеется ввиду память равноапостольной Ольги.
[5] Журнал №34 заседания Священного Синода Украинской Православной Церкви - http://ruskline.ru/analitika/2008/05/12/zhurnaly_zasedanij_s...vi/